Статья:

ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СУНЦ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ишкова И.Ю. ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СУНЦ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 2(225). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/225/122705 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СУНЦ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

Ишкова Ирина Юрьевна
магистрант Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

FEATURES OF TUTOR SUPPORT OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS OF THE SUNC IN THE LIBRARY AND INFORMATION ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

 

Irina Ishkova

Master’s student, Academies of Psychology and Pedagogy Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью показать роль библиотек в условиях развития современного образования. Дано определение понятия «библиотечно-информационная среда». В рамках исследования показано в чем особенность тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности учащихся с выдающимися способностями в этой среде.

Аbstract. The relevance of this topic is due to the need to show the role of libraries in the development of modern education. The definition of the concept of "library and information environment" is given. The study shows what is the peculiarity of tutor support of research activities of students with outstanding abilities in this environment.

 

Ключевые слова: вузовские библиотеки, тьюторское сопровождение, библиотечно-информационная среда, научно-исследовательская деятельность, принцип индивидуализации, дети с выдающими способностями, СУНЦ ЮФО, ЗНБ им. Ю.А. Жданова.

Keywords: university libraries, tutor support, library and information environment, research activity, the principle of individualization, children with outstanding abilities, SUNC SFD, ZNB named after Yu.A. Zhdanov

 

В основе современного образования положен принцип индивидуализации: процесс обучения, который предусматривает учет индивидуальных потребностей и индивидуально-психологических особенностей обучающихся при постановке целей, выборе содержания, отборе методов и средств обучения, способствующих раскрытию индивидуальности каждого обучающегося. [1] Решить вопрос об эффективной организации и повышении качества индивидуализированного образовательного процесса поможет использование информационных библиотечных ресурсов, которые лежат в основе библиотечно-информационной среды университета. В настоящее время современные вузовские библиотеки выполняют важнейшие культурные и образовательные задачи. Актуальной является тема изучения перспектив развития вузовских библиотек в контексте общей трансформации библиотечно-информационной среды для успешного осуществления научно-исследовательской деятельности обучающихся. На базе Южного федерального университета создан Специализированный учебно-научный центр для детей с выдающими способностями на ступени основного общего образования. Субъектом образовательной деятельности обучающихся СУНЦ является научно-исследовательская деятельность, которая может быть осуществлена в библиотечно-информационной среде Зональной научной библиотеки имени Ю.А. Жданова Южного федерального университета с помощью тьюторского сопровождения. Цель исследования - рассмотреть особенности тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности учащихся СУНЦ в библиотечно-информационной среде университета. Университеты заинтересованы в создании открытого образовательного пространства с помощью различных научных и информационных ресурсов. [4] Однако российские исследования особенностей тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности талантливых учащихся с применением библиотечно-информационных ресурсов в настоящее время на стадии разработки. Научных исследований по данной теме пока не проводилось. Поэтому хочется доказать, что есть необходимость использовать «информационного консультанта», в нашем случае показать важность «библиотекаря-тьютора» при реализации учащимися СУНЦ научно-исследовательской деятельности. Специализированный учебно-научный центр создан для формирования исследовательских компетенций и личностного развития талантливых обучающихся, проявивших выдающиеся способности в учебе, науке, научно-техническом творчестве. Вести прорывные научные исследования, участвовать в международных научных конференциях, публиковать научные результаты с ведущими исследователями и поступление в ведущие университеты - это главные направления работы центра. Научно-исследовательская деятельность учащихся СУНЦ заключается в участии в интеллектуальных и творческих соревнованиях, написании рефератов, подготовке к конкурсам и олимпиадам, работе над научными и исследовательскими проектами, участии в научно-исследовательских конференциях регионального и федерального уровня согласно профилю подготовки. В Специализированный учебный научный центр набирают ребят, проявивших выдающиеся способности на следующие направления: физика и математика, биология и химия, социально-гуманитарные исследования, IT-технологии и направление архитектура и искусство. Инновационная модель применения комплекса информационных библиотечных ресурсов в реализации научно-исследовательской деятельности учащихся СУНЦ должна быть опробирована при индивидуальной тьюторской поддержке сотрудниками библиотеки. Уже давно идут разговоры о создании «Тьюторской службы» в вузовских библиотеках. Библиотекарь-тьютор может обеспечить обучающемуся не только доступ к источникам научной информации, но и оказать ему индивидуальную консультативную помощь во время подготовки к занятиям и в процессе самостоятельной научно-исследовательской деятельности. [2]  Библиотечно-информационная среда университета включает в себя:

  • печатные фонды;
  • электронные каталоги;
  • поисковые платформы;
  • электронные библиотечные системы;
  • полнотекстовые базы данных.

Применение этого комплекса информационных библиотечных ресурсов не ограничивается стенами библиотеки, ее программным обеспечением и оборудованием, он охватывает и виртуальное образовательное пространство, в котором существуют все технологические возможности. Это пространство нужно превратить в комфортное место получения информации, где учащиеся смогут получить свободный доступ к ней и использовать все средства для ее переработки. [4] Большое внимание в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов уделяется условиям неограниченного доступа к библиотечно-информационным ресурсам университета. Например, при поступлении в Южный федеральный университет обучающиеся получают персональный логин и пароль, которые дают возможность доступа не только к электронной почте, но и ко всем электронным базам данных и библиотечным системам. В чем же будет заключаться роль тьютора при сопровождении научно-исследовательской деятельности учащегося СУНЦ ЮФО? Особенностью тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности учащихся СУНЦ в библиотечно-информационной среде университета является реализация алгоритма индивидуального взаимодействия сотрудника библиотеки с каждым учащимся по проектированию, организации, реализации, контролю, оцениванию и диагностике индивидуальных образовательных результатов и затруднений индивидуальной научно-исследовательской деятельности. Но при построении этого алгоритма, следует учитывать то, что основная функция библиотекаря-тьютора – не навязывать, а советовать и вместе с учащимся принимать решение. Научно-исследовательский характер деятельности обучающихся способствует воспитанию у ребят инициативы, активного и добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к учебной самостоятельной деятельности. [1] Библиотекарь-тьютор, с помощью библиотечно-информационных ресурсов университета, которые организуют открытую образовательную среду, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки учащихся, учитывая его индивидуальные особенности организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве и координирует поиск информации обучающимися по выбранной теме. При осуществлении тьюторского сопровождения должны соблюдаться ряд принципов: модульность, гибкость, открытость, непрерывность и индивидуализация. [3] Научно-исследовательская деятельность – это обязательное требование Федерального государственного образовательного стандарта и поэтому роль тьютора и тьюторского сопровождения этой деятельности в библиотечно-информационной среде очень важна, так как данная технология позволяет мотивировать учащихся на повышение качества образования.

 

Список литературы:
1. Данилов, И.А., Егорова, Р.И. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьника в условиях профильного обучения: цели, принципы, этапы// Педагогика. Вопросы теории и практики.  – Тамбов: Грамота, 2019. – Т.4. Выпуск 4. – С. 20-25.
2. Кан, Ц., Рыблова, А.Н. Внеаудиторная индивидуализация научно-исследовательской деятельности иностранных магистрантов: тьюторская поддержка посредством информационных библиотечных ресурсов//Вестник московского университета. Серия 20. Педагогического образование. – 2020. – Т.10, №2. – С.7-18.
3. Лосева, Г.Ф. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности и его роль в повышении качества образования// Вестник БелИРО. – 2018.  – №3(9). – С. 21-26.
4. Редькина, Н.С. Библиотека и открытая наука: векторы взаимодействия//Научные и технические библиотеки. – 2022. – №3. – С.105-126.