ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. данная статья посвящена проблеме развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством применения лэпбук технологии; раскрывается сущность связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. Подчеркивается возможность лэпбука в ДОУ; предложена реализация лэпбука в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, связная речь, диалогические умения, монологические умения, лэпбук.
«Речь – особый вид деятельности, тесно связанный с познавательными и психическими процессами. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание развитию речи и формированию культуры речевого общения дошкольников». Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (пункт 2.6) образовательная область «Речевое развитие» включает овладение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи». «Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека»
Данная область рассматривается как отдельная образовательная область, содержание которой направлено на «овладение дошкольником речью как средством общения; обогащение его активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Изучением проблемы связной речи занимались многие научные деятельности, такие как В. Н. Белкина [3], А. Н. Гвоздева [7], Л. А. Долгова [9], М. И. Попова [18], Е. И. Тихееву [24], Ф. А. Сохина [22].
Н. А. Гвоздева говорит о том, что «связная речь – комплекс тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое» [7].
Н.И. Левшина занималась исследованием закономерностей развития связной речи. Она отмечала, что «сначала ребенок овладевает ситуативной речью, а затем постепенно переходит к контекстной речи». Формирование связной речи и ее функции зависят от содержания, от условий, в которых происходит развитие ребенка, от того, как малыш общается с окружающими.
Традиционные методы и технологи, применяемые педагогами для развития связной речи дошкольников, не всегда являются эффективными и интересными для детей. Мы предлагаем применять современную технологию лэпбука, которая имеет определенные возможности для применения в образовательной организации, а также для развития связной речи дошкольников.
Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют по другому – тематическая папка. Это небольшая изготовленная своими руками папка, которую взяв ребенок в руки может удобно расположить у себя на коленях и за один раз ознакомиться со всем ее содержимым материалом. Но, несмотря на свой первый взгляд простоту, лэпбук может содержать все необходимые материалы по определенной теме.
Лэпбук – это современная, нетрадиционная, легкодоступная технология развития, которая дает возможность взаимодействовать всем участникам образовательного процесса.
Лэпбук может быть выполнен на различные темы, как в области речевого развития, так и областях познавательного, художественно-эстетического развития и т.д. Сам по себе лэпбук – это собирательное развивающее пособие-книга. При этом содержание может быть очень разнообразным: как широкие темы, например, «Космос», «Почему нужно беречь природу?», «Моя страна», так и узкие, уточняющие темы, например, «Солнечная система», «Малина и все о ней», «Полезные травы» и т.д. Выбор темы лэпбука целиком зависит от интересов детей и необходимости уточнения информации по какому-либо разделу образовательной программы дошкольной образовательной организации.
Исследование проводились среди детей старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№45» города Верхняя Тура. В исследовании принимали участие 23 воспитанника старшего дошкольного возраста. Использованные методики позволили в полной мере выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
По окончании работы были выявлены и систематизированы результаты исследования, которые показали, что большинство детей в группе имеют средний уровень (69%), остальные – уровень ниже среднего (10%) и высокий уровень (21%) развития связной речи. Отмечается, что у 15 детей старшего дошкольного возраста имеются трудности в овладении монологическими умениями, а именно умениями составлять связные и содержательные рассказы разных типов.
Поэтому и была определена тема нашего педагогического проекта: «Лэпбук как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель педагогического проекта: повысить уровень развития связной речи старший дошкольников посредством применения технологии лэпбук.
Задачи:
- Улучшение диалогических умений (вступать в диалог; поддерживать и завершать диалог; использовать формы речевого этикета; говорить выразительно; контролировать уместный темп речи; задавать вопросы и отвечать на них; выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая их; проявлять инициативу в общении).
- Улучшение монологических умений (составлять полные, логичные описательные и повествовательные рассказы, а также монологи-рассуждения).
Педагогический проект построен на основе следующих принципов:
- принцип доступности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип всестороннего гармоничного развития личности;
- принцип развивающего обучения;
- принцип активности и наглядности;
- принцип непрерывности и последовательности;
- принцип систематичности.
Срок реализации проекта: 6 месяцев.
Тип проекта: долгосрочный.
Участники проекта: проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Проект будет реализовываться воспитателем как вовремя непосредственно образовательной деятельности, так и во время индивидуальных занятий с детьми по развитию связной речи для повышения уровня развития диалогических и монологических умений.
Планируемые результаты:
- способствовать улучшению диалогических умений;
- способствовать улучшению монологических умений (составлять полные, логичные описательные и повествовательные рассказы);
- способствовать созданию оптимальных условий для развития связной речи старших дошкольников;
- способствовать улучшению умения составлять монолог-рассуждение;
- способствовать развитию мелкой моторики рук старших дошкольников.
Программное обеспечение:
- Ушакова, О. С, Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 288 с.
- Веракса, Н. Е. От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. – М. : Мозайка – Синтез, 2019. – 368 с.
Условия реализации:
Предлагаемое содержание проекта может реализовываться в форме специально организованной деятельности с указанным содержанием, либо каждый элемент лэпбука может быть использован отдельно для организации совместной или самостоятельной деятельности детей.
Таблица 1.
Тематический план проекта
Месяц |
Тема |
Цель |
Основное содержание |
1 |
2 |
3 |
4 |
Январь |
Зима |
Развитие умений составлять монолог-рассуждение с 2⎼3 аргументами на тему: «Бывают ли одинаковые снежинки», а также развитие умений составлять описательный рассказ. Закрепление и углубление знаний детей о приметах зимы, о снежинках и зиме в целом. |
Лэпбук «Зимушка-зима» Информационное поле «Признаки зимы». Конверт «Собери снежинку». Кармашек «Животные зимой». Информационное лото «Зимующие птицы». Информационное поле «Одежда зимой». Кармашек «Стихи о зиме». Кармашек «Загадки о зиме». Кармашек «Зимние лабиринты». |
Февраль
|
Зимующие птицы
|
Закрепление и углубление знаний детей о зимующих птицах, четко и ясно выражать свои мысли, правильно строить предложения. Развитие диалогических и коммуникативных умений в процессе игры по ролям; монологических умений в процессе рассказа. |
Лэпбук «Птицы зимой» Информационное лото «Зимующие птицы». Блокнотик «Строение птиц». Книжка «Рассказы о зимующих птицах». Конверт «Раскраски». Конверт «Загадки о птицах». Кармашек «Расскажи - ка». Диск «Кто лишний». Блокнот «Покормите птиц зимой». |
Март |
День Земли |
Развитие воображения в процессе составления повествовательного рассказа, умения внимательно слушать других детей и задавать им вопросы или отвечать на их вопросы, умения составлять повествовательные рассказы. Расширять представления детей |
Лэпбук «Планета Земля» Информационное лото «Наша планета». Блокнотик «Растения нашей планеты». Блокнотик «Обитатели нашей планеты». Мнемотаблица «История одной капельки». Кармашки «Разложи мусор».
|
|
|
о явлениях окружающей действительности, животном и растительном мире на суше и воде. |
Конверт «Угадай-ка». Кармашек «Стихи о земле». Кармашек «Поговорки». Кармашек «Собери картинку». |
Март |
День Земли |
Развитие воображения в процессе составления повествовательного рассказа, умения внимательно слушать других детей и задавать им вопросы или отвечать на их вопросы, умения составлять повествовательные рассказы. Расширять представления детей о явлениях окружающей действительности, животном и растительном мире на суше и воде. |
Лэпбук «Планета Земля» Информационное лото «Наша планета». Блокнотик «Растения нашей планеты». Блокнотик «Обитатели нашей планеты». Мнемотаблица «История одной капельки». Кармашки «Разложи мусор». Конверт «Угадай-ка». Кармашек «Стихи о земле». Кармашек «Поговорки». Кармашек «Собери картинку».
|
Апрель |
Весна |
Закрепление знаний о первых весенних изменениях в природе. Обобщение имеющихся у детей представлений о жизни диких животных и птицах весной. Учить узнавать некоторые весенние первоцветы Развивать и активизировать словарный запас детей по лексической теме весна. |
Лэпбук «Весна-красна» Информационное поле «Признаки весны». Конверт «Картинки природы весной». Круг «Приметы весны». Кармашек «Животные весной». Кармашек «Птицы весной». Кармашек «Весенние цветы». Кармашек «Загадки о весне». Конверт «Пословицы и поговорки». Кармашек «Заклички и весне» |
Май |
Мой город |
Формировать знания о родном городе и его достопримечательностях Развитие монологических умений по составлению разных типов рассказов: повествовательных и описательных. Развивать связную речь детей, расширять и активизировать активный и пассивный словарь детей. Развивать мелкую моторику рук |
Лэпбук «Верхняя Тура» Информационное поле «Флаг и герб Верхней Туры». Кармашек «Известные места города». Конверт «Стихи о и пословицы о нашем городе». Информационное поле «Карта города Верхняя Тура». Кармашек «Играем вместе». Кармашки «Предприятия города», «Магазины», «Школы» «Детские сады». |
Июнь |
ПДД |
Познакомить детей с правилами дорожного движения, правилами перехода проезжей части, дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов. Развивать связную речь детей, расширять и активизировать активный и пассивный словарь детей. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать навыки личной безопасности, чувство самосохранения, чувство ответственности. |
Лэпбук «Азбука безопасности» Информационное поле с дорожными знаками. Картотека подвижных игр. Кармашки «Виды знаков». Конверт «Стихи». Конверт «Загадки». Кармашек «Собери знак». Кармашек «Помоги найти дорогу». Кармашек «Раскраски». Кармашек «Расскажи, что на картинке». |
В результате применения технологии Лэпбук у воспитанников формируется:
- Умение планировать предстоящую деятельность;
- Умение договариваться со сверстниками;
- Умение самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- Умение принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения
- Умение искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- Умение использовать устную речь, выражать свои мысли и желания.