Статья:

ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Комлева Э.А. ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 10(189). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/189/107129 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Комлева Эрика Андреевна
студент Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Российский государственный профессионально-педагогический университет, РФ, г. Нижний Тагил
Малеева Елена Валентиновна
научный руководитель, канд. пед. наук, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Российский государственный профессионально-педагогический университет, РФ, г. Нижний Тагил

 

Аннотация. данная статья посвящена проблеме развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством применения лэпбук технологии; раскрывается сущность связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. Подчеркивается возможность лэпбука в ДОУ; предложена реализация лэпбука в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, связная речь, диалогические умения, монологические умения, лэпбук.

 

«Речь – особый вид деятельности, тесно связанный с познавательными и психическими процессами. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание развитию речи и формированию культуры речевого общения дошкольников». Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (пункт 2.6) образовательная область «Речевое развитие» включает овладение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи». «Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека»

Данная область рассматривается как отдельная образовательная область, содержание которой направлено на «овладение дошкольником речью как средством общения; обогащение его активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Изучением проблемы связной речи занимались многие научные деятельности, такие как В. Н. Белкина [3], А. Н. Гвоздева [7], Л. А. Долгова [9], М. И. Попова [18], Е. И. Тихееву [24], Ф. А. Сохина [22].

Н. А. Гвоздева говорит о том, что «связная речь – комплекс тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое» [7].

Н.И. Левшина занималась исследованием закономерностей развития связной речи. Она отмечала, что «сначала ребенок овладевает ситуативной речью, а затем постепенно переходит к контекстной речи». Формирование связной речи и ее функции зависят от содержания, от условий, в которых происходит развитие ребенка, от того, как малыш общается с окружающими.

Традиционные методы и технологи, применяемые педагогами для развития связной речи дошкольников, не всегда являются эффективными и интересными для детей. Мы предлагаем применять современную технологию лэпбука, которая имеет определенные возможности для применения в образовательной организации, а также для развития связной речи дошкольников.

Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют по другому – тематическая папка. Это небольшая изготовленная своими руками папка, которую взяв ребенок в руки может удобно расположить у себя на коленях и за один раз ознакомиться со всем ее содержимым материалом. Но, несмотря на свой первый взгляд простоту, лэпбук может содержать все необходимые материалы по определенной теме.

Лэпбук – это современная, нетрадиционная, легкодоступная технология развития, которая дает возможность взаимодействовать всем участникам образовательного процесса.

Лэпбук может быть выполнен на различные темы, как в области речевого развития, так и областях познавательного, художественно-эстетического развития и т.д. Сам по себе лэпбук   это собирательное развивающее пособие-книга. При этом содержание может быть очень разнообразным: как широкие темы, например, «Космос», «Почему нужно беречь природу?», «Моя страна», так и узкие, уточняющие темы, например, «Солнечная система», «Малина и все о ней», «Полезные травы» и т.д. Выбор темы лэпбука целиком зависит от интересов детей и необходимости уточнения информации по какому-либо разделу образовательной программы дошкольной образовательной организации.

Исследование проводились среди детей старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№45» города Верхняя Тура. В исследовании принимали участие 23 воспитанника старшего дошкольного возраста. Использованные методики позволили в полной мере выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

По окончании работы были выявлены и систематизированы результаты исследования, которые показали, что большинство детей в группе имеют средний уровень (69%), остальные – уровень ниже среднего (10%) и высокий уровень (21%) развития связной речи. Отмечается, что у 15 детей старшего дошкольного возраста имеются трудности в овладении монологическими умениями, а именно умениями составлять связные и содержательные рассказы разных типов.

Поэтому и была определена тема нашего педагогического проекта: «Лэпбук как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Цель педагогического проекта: повысить уровень развития связной речи старший дошкольников посредством применения технологии лэпбук.

Задачи:

  1. Улучшение диалогических умений (вступать в диалог; поддерживать и завершать диалог; использовать формы речевого этикета; говорить выразительно; контролировать уместный темп речи; задавать вопросы и отвечать на них; выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая их; проявлять инициативу в общении).
  2. Улучшение монологических умений (составлять полные, логичные описательные и повествовательные рассказы, а также монологи-рассуждения).

Педагогический проект построен на основе следующих принципов:

  • принцип доступности;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  • принцип всестороннего гармоничного развития личности;
  • принцип развивающего обучения;
  • принцип активности и наглядности;
  • принцип непрерывности и последовательности;
  • принцип систематичности.

Срок реализации проекта: 6 месяцев.

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Проект будет реализовываться воспитателем как вовремя непосредственно образовательной деятельности, так и во время индивидуальных занятий с детьми по развитию связной речи для повышения уровня развития диалогических и монологических умений.

Планируемые результаты:

  • способствовать улучшению диалогических умений;
  • способствовать улучшению монологических умений (составлять полные, логичные описательные и повествовательные рассказы);
  • способствовать созданию оптимальных условий для развития связной речи старших дошкольников;
  • способствовать улучшению умения составлять монолог-рассуждение;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук старших дошкольников.

Программное обеспечение:

  1. Ушакова, О. С, Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 288 с.
  2. Веракса, Н. Е. От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. –  М. : Мозайка –  Синтез, 2019. – 368 с.

Условия реализации:

Предлагаемое содержание проекта может реализовываться в форме специально организованной деятельности с указанным содержанием, либо каждый элемент лэпбука может быть использован отдельно для организации совместной или самостоятельной деятельности детей.

Таблица 1.

Тематический план проекта

Месяц

Тема

Цель

Основное содержание

1

2

3

4

Январь

Зима

Развитие умений составлять монолог-рассуждение с 2⎼3 аргументами на тему: «Бывают ли одинаковые снежинки», а также развитие умений составлять описательный рассказ. Закрепление и углубление знаний детей о

приметах зимы, о снежинках и зиме в целом.

Лэпбук «Зимушка-зима»

Информационное поле «Признаки зимы».

Конверт «Собери снежинку».

Кармашек «Животные зимой».

Информационное лото «Зимующие птицы».

Информационное поле «Одежда зимой».

Кармашек «Стихи о зиме».

Кармашек «Загадки о зиме».

Кармашек «Зимние лабиринты».

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

Зимующие птицы

 

 

 

 

 

 

Закрепление и углубление знаний детей о зимующих птицах, четко и ясно выражать свои мысли, правильно строить предложения. Развитие диалогических и коммуникативных умений

в процессе игры по ролям; монологических умений в процессе рассказа.

Лэпбук «Птицы зимой»

Информационное лото «Зимующие птицы».

Блокнотик «Строение птиц».

Книжка «Рассказы о зимующих птицах».

Конверт «Раскраски».

Конверт «Загадки о птицах».

Кармашек «Расскажи - ка».

Диск «Кто лишний».

 Блокнот «Покормите птиц зимой».

Март

День Земли

Развитие воображения в процессе составления повествовательного рассказа, умения внимательно слушать других детей и задавать им вопросы или отвечать на их вопросы, умения составлять повествовательные рассказы. Расширять представления детей

Лэпбук «Планета Земля»

Информационное лото «Наша планета».

Блокнотик

«Растения нашей планеты».

Блокнотик «Обитатели нашей планеты».

Мнемотаблица «История одной капельки».

Кармашки «Разложи мусор».

 

 

 

 

о явлениях   окружающей действительности, животном и растительном мире на суше и воде.

Конверт «Угадай-ка».

Кармашек «Стихи о земле».

Кармашек «Поговорки».

Кармашек «Собери картинку».

Март

День Земли

Развитие воображения в процессе составления повествовательного рассказа, умения внимательно слушать других детей и задавать им вопросы или отвечать на их вопросы, умения составлять повествовательные рассказы. Расширять представления детей о явлениях   окружающей действительности, животном и растительном мире на суше и воде.

Лэпбук «Планета Земля»

Информационное лото «Наша планета».

Блокнотик

«Растения нашей планеты».

Блокнотик «Обитатели нашей планеты».

Мнемотаблица «История одной капельки».

Кармашки «Разложи мусор».

Конверт «Угадай-ка».

Кармашек «Стихи о земле».

Кармашек «Поговорки».

Кармашек «Собери картинку».

 

Апрель

Весна

Закрепление знаний о первых весенних изменениях в природе.

Обобщение имеющихся у детей представлений о жизни диких животных и птицах весной.

Учить узнавать некоторые весенние первоцветы 

Развивать и активизировать словарный запас детей по лексической теме весна.

Лэпбук «Весна-красна»

Информационное поле «Признаки весны».

Конверт «Картинки природы весной».

Круг «Приметы весны».

Кармашек «Животные весной».

Кармашек «Птицы весной».

Кармашек «Весенние цветы».

Кармашек «Загадки о весне».

Конверт «Пословицы и поговорки».

Кармашек «Заклички и весне»

Май

Мой город

Формировать знания о родном городе и его достопримечательностях

Развитие монологических умений по составлению разных типов рассказов: повествовательных и описательных.

Развивать связную речь детей, расширять и активизировать активный и пассивный словарь детей. Развивать мелкую моторику рук

Лэпбук «Верхняя Тура»

Информационное поле «Флаг и герб Верхней Туры».

Кармашек «Известные места города».

Конверт «Стихи о и пословицы о нашем городе».

Информационное поле «Карта города Верхняя Тура».

Кармашек «Играем вместе».

Кармашки «Предприятия города», «Магазины», «Школы» «Детские сады».

Июнь

ПДД

Познакомить детей с правилами дорожного движения, правилами перехода проезжей части, дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов.

Развивать связную речь детей, расширять и активизировать активный и пассивный словарь детей. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать навыки личной безопасности, чувство самосохранения, чувство ответственности.

Лэпбук «Азбука безопасности»

Информационное поле с дорожными знаками.

Картотека подвижных игр.

Кармашки «Виды знаков».

Конверт «Стихи».

Конверт «Загадки».

Кармашек «Собери знак».

Кармашек «Помоги найти дорогу».

Кармашек «Раскраски».

Кармашек «Расскажи, что на картинке».

 

В результате применения технологии Лэпбук у воспитанников формируется:

  • Умение планировать предстоящую деятельность;
  • Умение договариваться со сверстниками;
  • Умение самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
  • Умение принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения
  • Умение искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
  • Умение использовать устную речь, выражать свои мысли и желания.