ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РАБОТНИКОВ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)
ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РАБОТНИКОВ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
Цель исследования: выявить и описать факторы психологического благополучия личности работников зрелого возраста строительной сферы, в зависимости от стажа работы. Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, однако интерес к ней сохраняется на протяжении уже длительного периода в ряде исследований, когда традиционно психологическое благополучие рассматривалось через противопоставление психологическому нездоровью и неблагополучию. Вопрос о позитивном актуальном состоянии профессионала сегодня в период экономической нестабильности выступает актуальным в современных психологических исследованиях раскрывающих условие эффективности профессионала. Психологическое благополучие профессионала, психологическая гармония, удовлетворенность работой все это относится к субъективному переживанию процессов происходящих в работе, в жизни человека. Психологическое благополучие определяет естественное стремление человека к внутреннему спокойствию, счастью и реализации собственного потенциала.
Под влиянием активно развивающегося экзистенциально-феноменологического подхода к личности сформировалось представление о модели психологического благополучия, в рамках позитивных аспектах функционирования личности, что и определило актуальность исследования данного феномена и его взаимосвязи с позиции профессиональной идентичности. Для теории и практики психологии важно понимание того, что служит основой для внутреннего равновесия личности, из каких компонентов, факторов она складывается, какие функциональные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения на рабочем месте, мотивации и ведущей командной роли, как можно организовать поддержку личности и решить проблемы ее благополучия. Сегодня работы ученых в психологической науке определяют границы и степень объективности и субъективности и детально рассматривают феномен психологического благополучия. Так в теориях гуманистической психологии представлено понимание позитивного функционирования человека (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) [3, с. 174], в рамках экзистенциального направления раскрыт тезис о постоянной потребности и значимости самоактуализации для целостности личности и удовлетворенности ею (Дж. Бьюдженталь, А. Лэнле, Р. Мэй) [4, с. 111]. Можно предположить, что психологическое благополучие раскрывается как многокомпонентный феномен, характеризующий степень позитивного функционирования профессионала в среде коллег, преобладания положительных эмоций, самореализации через достижения на рабочем месте [5].
Структура психологического благополучия показана в работах Л.В. Жуковской, Л.В. Куликова, самоактуализация и осмысленность жизни у С.П. Пучковой и Р.М. Шамионова, особенности психологического благополучия в условиях экстремальной деятельности О.С. Ширяевой, возрастные различия в переживаниях психологического благополучия А.В. Ворониной. К. Рифф в качестве важного компонента психологического благополучия указаны «позитивные отношения», которые включают наличие близкого круга общения, и социальный компонент развития индивида [7, с. 25]. Опираясь на исследования К. Риффа были выделены ведущие факторы психологического благополучия - это принятие себя, компетентность (в том числе принятие человека в профессиональном сообществе), целеустремленность (цели, личностный рост). Нам кажется этот факт актуальным для определения самореализации личности в социально-профессиональном сообществе как условие психологического благополучия, что и стало проблемой нашего исследования [8].
Степень изученности проблемы. Предположение высказанное в контексте позитивной психологии М. Селиманом, М. Аргайлом и Э. Дайнером, которые описали в 90-е годы в ряде теорий - целеполагание и активность субъекта, как детерминации удовлетворенности жизнью [1]. Поэтому важно изучить факторы психологического благополучия посредством профессиональной деятельности в совокупности со способностью работы в ситуациях сезонности строительной отрасли, в нашем исследовании нам стало важно определить ключевые факторы психологического благополучия работников зрелого возраста строительной сферы. Таким образом, актуальность проблемы изучения психологического благополучия работников зрелого возраста строительной сферы и его содержательных характеристик определяется ее высокой значимостью для решения кадровых вопросов в рамках управления персоналом и эффективного функционирования учреждения в целом в профессии и в строительной отрасли, так как отсутствуют работы, раскрывающие психологические характеристики работников строительной сферы [9, с. 300]. Это позволит составить профилактические мероприятия по улучшению межличностных взаимодействий в рамках модели «подчиненный-подчиненный». Также важным предстоит проанализировать как ощущают себя работники строительной сферы с разным стажем работы в строительной отрасли и как меняются у них структурные характеристики определяющие психологическое благополучие, будет ли это завесить от семейного положения, также это позволит составить психологический портрет работника и определит возможность удержания работников в отрасли, решит вопросы текучести кадров [2, с. 100].
Все вышеперечисленное показывает, что существующие на сегодняшний день теоретические и прикладные исследования, в целом не раскрывают аспекты феномена психологического благополучия работников зрелого возраста строительной сферы и поэтому нуждается в дальнейшей исследовании.