Статья:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ларина Е.С. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 2(225). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/225/122871 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Ларина Елена Сергеевна
магистрант, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск
Храпченков Владимир Георгиевич
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

На сегодняшний день перед государством стоит задача воспитать личность, готовую и умеющую применять в жизни, полученные знания в школе. Такая личность должна применять базовые навыки и развивать их в течение всей жизни. Такими умениями должны быть и познавательные логические универсальные учебные действия, которые начинают формироваться в начальной школе. Данная компетенция должна быть развита у школьников всех возрастов, но привитие такой компетенции происходит в начальных классах, в том числе и в рамках проектной деятельности[4].

Формирование познавательных универсальных учебных действий сложный процесс, который имеет место быть в разных сферах, например, в начальной школе одним из приоритетных средств формирования познавательных УУД является проектная деятельность. Именно в этой деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и учатся их применять в реальной жизни.

Универсальные учебные действия разделяются в нормативных документах и в  процессе обучения в начальной школе на личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. В данной статье за основу мы берем формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Именно такие сформированные учебные действия позволяют младшим школьникам овладеть действиями анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей в учебной и другой деятельности.

Одним из важных методов, который помогает сформировать вышеуказанные универсальные учебные действия – проектная деятельность. Отметим, что именно в процессе проектной деятельности младшие школьники могут прийти к определенному результату, решить практические задачи, применяя знания, полученные в урочной деятельности.

Уже накопленный материл по проблеме статьи, позволяет отметить, что проектная деятельность в урочное время позволяет развивать мышление младших школьников. Также отметим, что проектная деятельность связана с процессом познания, где учебное проектирование выступает средством практического применения учащимися усвоенных знаний и умений.

Многими авторами отмечается, что познавательные универсальные учебные действия очень важный процесс в становлении личности младшего школьника. Познавательные УУД могут быть сформированы в урочной деятельности, внеурочной деятельности, в проектной и исследовательской деятельности. Именно в такой деятельности учащиеся познают новые знания, учатся навыкам сотрудничества, получают результат своей деятельности, анализируют свои действия, сравнивают свою работу с работой одноклассников, учатся устанавливать следственные связи между объектами исследования. Всё это в полной мере транслирует формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Обращаясь к ФГОС НОО важно отметить, что документ транслирует важность оценивания сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий, которые были сформированы в процессе обучения, в том числе и благодаря проектной деятельности. Так, при массовой работе учащихся над проектами, будет заметна положительная динамика сформированных познавательных УУД. Всё это также позволяет упростить работу учителей в данном направлении, но позволит разнообразить проектную деятельность учащихся начальной школы. Кроме того, проектная деятельность позволяет:

  • быть участником ситуации успеха,
  • научиться применять полученные знания,
  • организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе[3].

Отметим, что в проектной деятельности важно учитывать многие условия организации этого процесса, создать условия для того, чтобы школьник мог воплотить свои идеи в реальность. Также младшие школьники могут в процессе работы над проектом развивать творческие способности, проявлять свой потенциал, это учитель также должен учитывать в своей работе.

Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка, в том числе и формировании личностных качеств младшего школьника.

 

Список литературы:
1. Асмолов А.Г.  Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010. 346 с.
2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. 213 с.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2000. 403 с.
4. Видякова Зинаида Васильевна К. Д. Ушинский об образовании учащихся начальной школы // НК. 2014. №1 (12). [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-ob-obrazovanii-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 08.12.2022).