ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
На сегодняшний день перед государством стоит задача воспитать личность, готовую и умеющую применять в жизни, полученные знания в школе. Такая личность должна применять базовые навыки и развивать их в течение всей жизни. Такими умениями должны быть и познавательные логические универсальные учебные действия, которые начинают формироваться в начальной школе. Данная компетенция должна быть развита у школьников всех возрастов, но привитие такой компетенции происходит в начальных классах, в том числе и в рамках проектной деятельности[4].
Формирование познавательных универсальных учебных действий сложный процесс, который имеет место быть в разных сферах, например, в начальной школе одним из приоритетных средств формирования познавательных УУД является проектная деятельность. Именно в этой деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и учатся их применять в реальной жизни.
Универсальные учебные действия разделяются в нормативных документах и в процессе обучения в начальной школе на личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. В данной статье за основу мы берем формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Именно такие сформированные учебные действия позволяют младшим школьникам овладеть действиями анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей в учебной и другой деятельности.
Одним из важных методов, который помогает сформировать вышеуказанные универсальные учебные действия – проектная деятельность. Отметим, что именно в процессе проектной деятельности младшие школьники могут прийти к определенному результату, решить практические задачи, применяя знания, полученные в урочной деятельности.
Уже накопленный материл по проблеме статьи, позволяет отметить, что проектная деятельность в урочное время позволяет развивать мышление младших школьников. Также отметим, что проектная деятельность связана с процессом познания, где учебное проектирование выступает средством практического применения учащимися усвоенных знаний и умений.
Многими авторами отмечается, что познавательные универсальные учебные действия очень важный процесс в становлении личности младшего школьника. Познавательные УУД могут быть сформированы в урочной деятельности, внеурочной деятельности, в проектной и исследовательской деятельности. Именно в такой деятельности учащиеся познают новые знания, учатся навыкам сотрудничества, получают результат своей деятельности, анализируют свои действия, сравнивают свою работу с работой одноклассников, учатся устанавливать следственные связи между объектами исследования. Всё это в полной мере транслирует формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Обращаясь к ФГОС НОО важно отметить, что документ транслирует важность оценивания сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий, которые были сформированы в процессе обучения, в том числе и благодаря проектной деятельности. Так, при массовой работе учащихся над проектами, будет заметна положительная динамика сформированных познавательных УУД. Всё это также позволяет упростить работу учителей в данном направлении, но позволит разнообразить проектную деятельность учащихся начальной школы. Кроме того, проектная деятельность позволяет:
- быть участником ситуации успеха,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе[3].
Отметим, что в проектной деятельности важно учитывать многие условия организации этого процесса, создать условия для того, чтобы школьник мог воплотить свои идеи в реальность. Также младшие школьники могут в процессе работы над проектом развивать творческие способности, проявлять свой потенциал, это учитель также должен учитывать в своей работе.
Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка, в том числе и формировании личностных качеств младшего школьника.