Пейзаж в творчестве тобольских художников
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)
Пейзаж в творчестве тобольских художников
Пейзаж – как жанр изобразительного искусства никогда не терял своей актуальности. Русские просторы, блестящие серебром реки и озера, синева дальнего леса, звонкий шелест листвы белоствольных берез, всегда волновали художников, вдохновляли их на создание прекрасных пейзажей, Лиловые, розовые восходы солнца, золото вечернего неба, бурные порывы ветра, тишина задумчивого леса, таинственность глубоких оврагов – все привлекает внимание художников. Создавая пейзаж, художник может использовать опыт признанных мастеров, типичные приемы композиции и даже заимствовать некоторые идеи, но при этом наполнить их абсолютно новым содержанием. Создаваемый художником пейзаж всегда обладает свойством новизны, поскольку является непросто отражением реальной натуры, но и передает личное восприятие художника его, его своеобразное отношение к природе.
На протяжении XX века можно наблюдать возврат или повторение уже бывших явлений искусства. Это свидетельствует о волнообразном движении искусства, в том числе пейзажного жанра. Причем на каждом новом этапе возвратное явление обогащается новым видением мира и живописными находками [7, с. 343].
В Тобольске также на протяжении длительного времени складывались традиции русской пейзажной живописи. Город во все времена развития не оставался в «исторический тени». Промышленное освоение края оказалось тесно связанным с культурным. Еще в 1948 году вернувшиеся с войны Г.С. Бочанов и П.П. Токарев – тогда их называли просто любителями искусства – создали художественную мастерскую. В 1967 году в приделе Софийско-Успенского собора была открыта пока еще небольшая картинная галерея [1, с. 54].
Тобольск вырастил такого крупного мастера, как В.Г. Игловиков, все предки которого жили в городе. И когда он вдруг переехал в Москву, то и там не смог оторваться от Тобольска, который постоянно писал по памяти. Потому что нигде не увидишь такие белые снега как в Сибири и такое высокое чистое небо. Все краски здешней природы оттенками, переходами, переливами здесь свои, привычные с детства. Заполняя ими пространство холста, ты раскрываешь душу [5].
М.Г. Полков, художник, работающий в крепкой реалистической манере, плодовитый и удивительно трудолюбивый. Окончив институт имени И.Е. Репина в 1981 году, несмотря на всю свою приверженность к тобольской тематике, до 1987 года жил в Тюмени. Из разных городов после окончания средних и высших художественных заведений приехали в Тобольск А. Ильиных, Н. Боцман, А. Холодов, Ю. Паянен, С. Здановский, Е. Раевская, В. Хлызов, А. Шустер.
Каждый из этих художников формировали свой неповторимый образ старинного города. Гармония тобольского пейзажа чувствуется во многих работах тобольских художников. Когда смотришь на «Проводы зимы» В. Игловикова, на эту веселую сибирскую масленицу, с быстрыми русскими тройками, запряженными в розвальни, в легкие санки, с куржаком на белых березах, девушками в валеночках и чистыми, чистыми снегами, рождается ощущение светлой радости, любви к родному краю. Обращаясь к городу, художники выводят промышленный фон за скобки основного художественного решения, мы его чувствуем опосредованно. Он живет где-то за рамками картин, за городскими пейзажами, почти всегда связанными со старым историческим Тобольском. С тем, что можно назвать историко-психологической памятью, когда чем старее объект восприятия, тем сильнее его воздействие
Работа Н. Боцмана «Церковь Михаила Архангела» привносит особое настроение зрителю, вместе с художником радуешься, что эту церковь можно увидеть и на полотне, и в реальности сегодняшней жизни. С тем же чувством воспринимается и другая его работа – «Окно», открывающее взгляду вид из подгорной части Тобольска на постоянную и главную городскую доминанту – колокольню Софийского собора [6].
Близки по настроению теплоты и житейского уюта летний «Тобольский дворик» Н. Боцмана и «Ноябрьский вечер» М. Полкова с другим, но тоже знакомым двориком – с привычными поленницами, сараями и ласково светящимся окном. Когда М. Полков изображает «Старый дом», то и здесь узнаваемость объекта подчеркивает то человеческое, что присутствует в облике старого города. Это чувство притягивает и не отпускает, вызывает из памяти образы былого, соединяя их с нынешним днем. Любовь у тобольских художников одна, творческие манеры разные [4].
«Град Тобольск» И. Пуртова такой, каким он был, наверно, в XVIII веке – с многочисленными белокаменными церквами. Еще в начале XX века церквей и часовен православных в городе насчитывалось тридцать пять, И были еще католический костел, протестанская кирха, мечеть, синагога... Какого только народа не жило в деревянных заснеженных домах, плотно лепящихся к храмам [3].
Лирический пейзаж тобольских художников проникнут желанием с «природой жить жизнью одной». В конце нашего столетия подобное стремление становится все более ощутимым, и не только потому, что нетронутых мест становится все меньше и в Сибири. С течением времени мы все обостренней начинаем воспринимать пейзажную живопись в русле общечеловеческой истории. По силе воздействия она ничуть не уступает живописи жанровой, откровенно социальной, выгодно отличаясь от нее неустареваемостью, невозможностью «примелькаться». Ностальгические мотивы «чистой природы» неудержимо влекут урбанизированного индивидуума, жителя мегаполиса.
Художникам Тобольска наиболее интересен старый город, так как именно в нём заключено неповторимость и своеобразие Тобольска. Архитектура городских церквей вместе с кремлем обогащают живописный силуэт города, придают ему торжественность красоту и величие. Новый Тобольск похож на многие другие города России. И в то же время совсем не похож, потому, что рядом находится «старый» Тобольск. Городские пейзажи тобольских художников - приглашение в Сибирь, в Тобольск