Статья:

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Вахонина Т.Л. МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 10(189). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/189/107134 (дата обращения: 25.02.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вахонина Татьяна Леонидовна
студент Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" РФ, г. Нижний Тагил
Малеева Елена Валентиновна
научный руководитель, канд. пед. наук, заведующий кафедрой ППО, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" РФ, г. Нижний Тагил

 

MNEMOTECHNICS AS A MEANS OF DEVELOPING COHERENT SPEECH IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE

 

Tatyana Vakhonina

Student, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian State Vocational Pedagogical University", Russia Nizhny Tagil

Elena Maleeva

Scientific adviser, Сand. ped. Sciences, Head of the Department of PPO, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian State Vocational Pedagogical University", Russia Nizhny Tagil

 

Аннотация. в статье представлено определение связной речи, рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, в качестве средства развития предлагается мнемотехника, как технология, которая позволяет увеличивать словарный запас, развивает связность речи, учит последовательно и правильно строить предложения, также описаны результаты диагностики связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Abstract. The article presents the definition of coherent speech, considers the features of the development of coherent speech in children of older preschool age, offers mnemotechnics as a means of development, as a technology that allows you to increase vocabulary, develops the coherence of speech, teaches to consistently and correctly build sentences, and also describes the results of diagnosing coherent speech in children of older preschool age.

 

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, связная речь, технология мнемотехника, методы символизация и мнемотаблицы.

Keywords: children of senior preschool age, coherent speech, technology of mnemotechnics, methods of symbolization and mnemonic tables.

 

В наше время вопросом в становление культурной речи становится всё больше важной, так как обширно распространяется письменность низкой пробы, снижается уровень культуры, бедное и неграмотное повествование с экранов телевизоров, агрессивно–примитивная речь с рекламы, западных фильмов и мультиков — всё это очевидно может привести к огромным языковым загвоздкам, которые являются очень опасными.

Пoэтoму бoльшая ответственность лежит на педагогах, занимающиеся становлением речи детей, и прежде всегo — педагoги дoшкoльного образования, формирующие и развивающие положительную связную речь детей дошкольного возраста.

Речь — это деятельность людей. У речи своя цель — направлена на решение определенных задач. Речь всегда направлена на побуждение людей к действию, обусловленная обстоятельствами, ситуацией. Речь зависит от состояния речевого аппарата и обусловлена индивидуальными особенностями человека. У языка есть свои особенности, но нет возрастных границ. Язык управляет речью и влияет на правильное произношение слов. Если понимать языковую природу речи, то это дает возможность по–иному подойти к обучению детей на занятиях, выделить основные направления в развитии речи.

«Связная речь — это смысловое и эмоциональное высказывание, которое состоит из ряда логически связанных предложений и является развёрнутым, законченным, композиционно и грамматически оформленным».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования показаны задачи по овладению речью как средством общения и культуры, обогащение активного словарного запаса, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развития звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Педагогам дошкольной образовательной организации хорошо известна проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста. Известно, что у детей дошкольного возраста проявляются значительные различия в уровне развития речи детей. Развитие связной речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников.

Вопросы развития связной речи были актуальны во все времена и её проблемами занимались многие исследователи, такие как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, В. В. Гербова, Т. А. Ладыженская, А. М. Леушина, Г. М. Лямина, Е. И. Тихеева и многие другие. Они отмечали, что именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место. Они способствуют дальнейшему формированию связной речи и успешному обучению в школе.

Ф. А. Сохин считал, что связная речь берет на себя все достижения дошкольника в освоение родного языка, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Данная задача решается через различные виды устной речи: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, составление рассказов по картинкам и так далее.

Активизация словаря оказывает большое влияние на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Структура речи несовершенна, но высказывания дошкольников становятся более последовательными и развернутыми. У детей старшего дошкольного возраста связная речь доходит до высокого уровня, так как на вопросы отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Так же способен оценить высказывания и ответы сверстников, дополнить или исправить их. В шесть лет дошкольник может достаточно последовательно и точно составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. В данном возрасте дети осваивают основные типы монологической и диалогической речи.

Изучая различные концептуальные подходы к развитию связной речи дошкольников, мы выяснили, что достаточно редко в данной работе используется такой метод как мнемотехника. По нашему мнению, мнемотехника как комплекс правил и приемов, облегчающих процесс запоминания словесной информации, имеет достаточно большой потенциал в развитии связной речи дошкольников и может использоваться с этой целью гораздо шире.

Нами были рассмотрены пару приемов мнемотехники.

Прием мнемотаблица помогает облегчить и упростить: обучение составлению рассказов; пересказ художественных произведений; проговаривание и запоминание чистоговорок и скороговорок; отгадывание и загадывание загадок; заучивание стихотворений.

Есть символы, которые зафиксированы в сознание большинства людей, например, «Ласточка» — символ прихода весны, «Черепаха» — символ медлительности и многие другие. При работе в дошкольных образовательных организациях для запоминания необходимо преобразовывать в зрительные образы любые абстрактные слова, а не только те, которые уже имеют закрепленные образы, например, «Туча» — символ дождя, «Желтое дерево» — символ осени и так далее. И при этом необходимо искать зрительный образ, который будет соответствовать с содержащимся в памяти детей дошкольного возраста.

Перечисленные методы используются для развития связной монологической речи и диалогической речи.

Для выявления уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена диагностика 11 детей старшей группы. Мы использовали диагностику развития связной речи детей дошкольного возраста O. С. Ушакoвoй и диагностику связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе способности сочинения сказок.

Таким образом, на этапе эксперимента было выявлено:

  • 9% (1 челoвек) с достаточно высоким уровнем связной речью. Такие дети характеризуются активностью в общение, понятно и последовательно выражают свои мысли. Демонстрируют вполне адекватное и полное выполнение диагностических заданий, обладают хорошим словарным запасом, их связная речь отличается целотсностью и разнообразием.
  • 73% (8 человек) со средним уровнем связной речью. Такие дети имели некоторые затруднения при выполнении диагностических заданий. Не в полной мере проявили разнообразие лексических и словообразовательных средств выразительности, выстраивали логическую последовательность в сюжете, допуская малое количество ошибок. В целом же на занятиях в некоторой степени проявляли речевую активность, эмоциональную отзывчивость и выполняли все поставленые задачи.
  • 18% (2 человек) с низким уровнем связной речи. Такие дети при выполнении заданий либо боялись ошибиться и говорили нерешительно, либо совершали большое количество ошибок при выполнения заданий.

На основании полученных результатов мы видим, что у детей данной группы преобладает средний уровень связной речи и нужна дополнительная работа в данном направлении. И чтоб решить данную проблему, педагоги в работе с детьми старшего дошкольного возраста используют приемы мнемотехники, такие как прием мнемотаблиц и символизации развивают связную речь.

 

Список литературы:
1. Бура. Л. В., Чепурной Г. А. Мнемотехника в образовании: технологии эффектного усвоения информации [Текст] / Проблемы современного педагогического образования — 2015 — № 47–2 — с. 262–268.
2. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» [Текст] / В. А. Козаренко — Москва: Самиздат, 2007. — 350 c.
3. Ткаченко Т. А. Обучение детей сюжетному рассказыванию по картинам [Текст] /Т. А. Ткаченко — Москва: Издательство «Владос», 2005. — 227 с.
4. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4–е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.