Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(208)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кулезенина Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 29(208). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/208/117259 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Кулезенина Екатерина Викторовна
студент, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ г. Новосибирск
Ткаченко Елена Сергеевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры логопедии и детской речи, Новосибирский педагогический государственный университет, РФ г. Новосибирск

 

Аннотация. В статье рассмотрены направления и логопедическая работа по формированию фонематической системы речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Недоразвитие фонематической стороны речи сказывается на неточности речевых представлений и обобщений, затрудняет овладение звуковым анализом слова и, как следствие, препятствует овладению грамотой. Поэтому формирование фонематических процессов у дошкольников со стертой дизартрией имеет огромное значение при подготовке к усвоению детьми элементов грамоты, а значит - их подготовке к переходу к школьному обучению.

 

Ключевые слова: логопедическая работа, коррекция речевых нарушений, формирование фонематических функций.

 

Актуальность выбранной для исследования темы обусловлена тем, что нарушения фонетико-фонематической сферы являются достаточно типичными проявлениями у старших дошкольников, и особенно широкое распространение данного явления отмечается в последние десятилетия. Подобные проблемы мешают детям 5-6 лет должным образом осваивать родную речь в сравнении с нормотипическими возрастными показателями [3, с. 29]:

- нарушается способность точно воспроизводить слова и звуки, осуществлять звуковой анализ слова;

- возникают препятствия для точности речевых обобщений и представлений ребенка;

- замедляется процесс овладения грамотой.

Именно эти факторы актуализируют проблему целенаправленного формирования фонематических функций у детей 5-6 лет с дизартрией, поскольку только своевременные усилия в данном направлении способны снизить риски для нормального перехода старших дошкольников к обучению в первом классе.

Стойкие фонематические нарушения наблюдаются у большинства учеников начальной школы, которые поступили в первый класс с выраженными нарушениями речи. Они не умеют анализировать речь на слух, им сложно разбить слово на слоги / звуки, и определить порядок звуков в конкретном слове для них тоже представляется сложным. Поэтому требуются специальные логопедические занятия, которые были бы направлены именно на формирование подобных навыков [4, с. 38].

Следует отметить, что даже хорошо развитый уровень первичного фонематического восприятия не означает, что все перечисленные навыки возникают у ребенка 5-6 лет автоматически (хотя и становится предпосылкой для их нормального формирования). Действительно, если у ребенка элементарно развита сенсорная речеслуховая функция, то этого вполне достаточно для того, чтобы он нормально справлялся с практикой речевого общения. Однако этого совершенно недостаточно для того, чтобы старший дошкольник нормально овладел навыками чтения и письма. Ведь речевое общение по сути своей не ставит перед старшими дошкольниками таких задач, выполнение которых способствовало бы развитию звукового анализа в более сложных формах, поскольку для этого потребуется специальное обучение.

Нарушения, которые возникают при развитии у дошкольников фонематических функций, негативно влияют на процессы формирование многих других речевых компонентов. Фонематическое недоразвитие может быть преодолено через сознательное усвоение ребенком артикуляционно-акустического образа звука [3, с. 49].

В лингвистической науке принято понимать язык как «целостную систему единиц и знаков различного уровня», что позволяет логопеду выстраивать обучающий процесс так, чтобы учитывать проявление в устной речи всех языковых единиц, так-то: фонемы (смыслоразличительные звуки устной речи), лексемы (образующие понятия слова или словосочетания), а также совокупность слов, фраз и сам текст как таковой.

В составе фонематической системы, согласно лингвистическим исследованиям, можно выделить следующие фонематические функции [3, с. 112]:

- Фонематическое восприятие как особые умственные действия, направленные на различение фонем и определение звуковой структуры слова, позволяющие в итоге распознавать отдельные фонемы, фонематические ряды и слова. При этом сформированное фонематическое восприятие позволяет дифференцировать каждое слово и соотносить его с конкретным значением и со слухопроизносительным звуковым образом.

- Фонематический анализ как способность раскладывать слово на составляющие его отдельные фонемы и оперировать ними (определять количество звуков, их последовательность и место в слове).

- Фонематический синтез как способность синтезировать звуковую структуру, осуществлять слияние отдельных звуков в слово. Данный процесс значительно сложнее для освоения ребенком 5-6 лет, чем фонематический анализ, поскольку ребенку в этом случае приходится в своем представлении восстанавливать речь, искусственно разделенную на отдельные звуки.

- Фонематические представления, которые формируются на базе фонематического восприятия и фонематического анализа.

В том случае, если имеются серьезные нарушения фонематического восприятия у ребенка 5-6 лет, могут проявляться и системные нарушения устной речи. Наиболее распространенные нарушения звукопроизношения (полиморфные) – искажение звуков или их замена, нарушение звуковой структуры слов и аграмматизм. Часто слова употребляются ребенком неточно, а словарный запас обедняется [4, с. 31].

Таким образом, можно сделать обоснованный вывод о том, что дети 5-6 лет со стертой дизартрией имеют проблему недоразвитости фонематического восприятия, наиболее ярким проявлением которого является неспособность дифференцировать на слух близкие по звучанию звуки. Из-за подобной проблемы у детей нарушается способность осуществлять фонематические функции анализа и синтеза устной речи, они не могут на фоне слова выделить отдельный звук, определить его место, а также последовательность звуков и их количество. Это мешает развитию грамматической и лексической сторон речи ребенка, что приводит к нарушениям в развитии связной устной речи в целом.

Методический подход к организации логопедической работы может быть обеспечен только в том случае, если четко определена основная клиническая картина, описывающая имеющееся речевое нарушение, и выявлены возникающие вторичные отклонения. Роль дефектов, возникающих в устной речи ребенка 5-6 лет, в совокупной картине речевых нарушений можно уточнить через сопоставления имеющихся в произношении недостатков с тем, насколько развиты фонематические процессы. При этом результат коррекционной работы будет тем выше, чем раньше речевые нарушения были выявлены и начались занятия по ликвидации непосредственно нарушений речи, поскольку в этом случае они не осложнены последствиями вторичного и даже третичного порядка.

Логопед выбирает содержание и соответствующие методы работы в зависимости от того, насколько связано нарушение звукопроизношения у конкретного ребенка с проявлениями общего речевого недоразвития.

Если требуется устранить недостатки в произношении в комплексе с неразвитыми навыками звукового анализа, то ведущую роль приобретают упражнения на развитие навыков синтеза и анализа речи, которые дополняются артикуляционными упражнениями. Это позволяет ребенку 5-6 лет научиться свободно различать звуки в словах, выделять их.

Фонематические представления тесно связаны с логико-грамматическими: по мере развития фонематического восприятия дети 5-6 лет начинают быстро различать окончания и приставки в словах с одним корнем, начинают мысленно расчленять разные звукокомплексы на отдельные фонемы.

При составлении плана логопедической работы, направленной на формирование фонематического восприятия у старших дошкольников, следует опираться на следующие положения [4, с. 109]:

- Формирование умственных действий должно происходить поэтапно, через постепенный переход от более простых речевых функций к более сложным, от импрессивной речи к экспрессивной [5, с. 48].

- В своем развитии дети проходят через два уровня (актуальный уровень и зону ближайшего развития), что определяет тесную взаимосвязь между выбором методов обучения и развитием дошкольников [2, с. 119].

- Речеслуховой анализатор и речедвигательный анализатор взаимодействуют в процессе произношения слов, поэтому на слух речь воспринимается не только в зависимости от акустической картины, но и в зависимости от работы речедвигательного центра [1, с. 32].

Фонематическое восприятие проходит через несколько стадий, обусловленных связанными между собой сенсомоторикой и языковым уровнем восприятия:

1) Анализ слухового образа, узнавание акустических звуковых признаков, последующий синтез образа звука.

2) Акустический образ с участием контроля через слух и кинестетический аппарат перемещается в артикуляторный.

3) Звук последовательно соотносится с фонемой.

4) Результат сопоставляется через слухо-кинестетические представления с неким заданным образцом.

При переходе к целенаправленной и последовательной логопедической работе следует понимать, что дети с нарушениями речи с трудом справляются с операциями анализа, и если элементарный фонематический анализ они могут спонтанно усвоить в дошкольном возрасте (выделение отдельного звука на фоне слова), то вычленить первый или последний звук в слове для них уже значительно сложнее. Еще большую трудность для них будет представлять определение порядка звуков.

Таким образом, можно сделать обоснованный вывод, что в логопедических занятиях по формированию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с дизартрией следует опираться на предложенные авторитетными исследователями данной проблемы положения (поэтапное усложнение, двухуровневость развития, взаимосвязь речеслухового анализатора и речедвигательного). Необходимо учитывать также не только методический аспект формирования фонематического восприятия, но и его огромное значение для подготовки детей к школьному обучению и полноценному освоению навыков устной и письменной речи.

 

Список литературы:
1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи: (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков; редактор: Л. С. Деноткина; Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук СССР. — М.: Педагогика, 1977 — 176 с.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – Москва : Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 520 с.
3. Галанина С.Ю. Речевое развитие старших дошкольников: проблемы и решения / С.Ю. Галанина. – М.: Знание, 2019. – 411 с.
4. Кораблев А.А. Логопедический практикум. Подготовка к школе / А.А. Кораблев. – М.: Прогресс, 2021. – 378 с.
5. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. – 116 с.