Статья:

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Пискорская Е.В. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 3(226). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/226/122922 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Пискорская Евгения Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Абакумов Денис Васильевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры административного и муниципального права, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Одной из важнейших задач государства является предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций различного рода. Существующие тенденции в развитии государства и общества, несомненно, доказывают, насколько важно поддерживать государственное управление на должном уровне в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит понятие «чрезвычайная ситуация», которое характеризует ситуацию, сложившуюся на конкретной территории в результате негативных природных и искусственных явлений [1]. Чрезвычайные ситуации могут возникать не только в результате стихийных бедствий, эпидемий, техногенных катастроф и катаклизмов. На повседневную деятельность общественных и государственных структур могут влиять события социального характера, такие как: политические, межэтнические, этнические и религиозные конфликты; деятельность незаконных вооруженных формирований, террористические угрозы. Примерами могут служить конфликты политических интересов между Россией и странами Запада, также ситуацию могут обострять назревшие негативные настроения одних этнических групп по отношению к другим, на фоне чего существуют реальные угрозы террористических актов. Конечно, временные ограничения, вводимые в случае чрезвычайной ситуации, должны быть в строго регламентированной законом форме, поскольку большинство из них серьезно ограничивают права и свободы граждан. В.В. Лозбинев подчеркивает, что каждое государство на определенном этапе своего развития сталкивается с чрезвычайной ситуацией, когда для обеспечения безопасности государства требуется использование специальных организационно-правовых форм [2, с. 36]. Их отличие в том, что они действуют не только против лиц, совершающих преступления, но и затрагивают права и интересы всего населения, проживающего на определенной территории, тем самым накладывая дополнительные ограничения. В настоящее время правовая система Российской Федерации сталкивается с проблемой создания эффективного правового инструмента для таких ограничений. Если обратить внимание на правовое применение мер административного принуждения в чрезвычайных ситуациях, то следует сказать, что установление подобных ограничений является особенностью функционирования объектов и реализации прав граждан. Например, выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы; удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов; изоляция граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией [3]. Проблема применения мер административного принуждения в условиях специальных административно-правовых режимов носит кумулятивный характер. На законность, обоснованность и эффективность применения таких мер принуждения влияют различные факторы, среди которых: законодательное регулирование мер административного принуждения; компетентность и последовательность органов исполнительной власти, осуществляющих такие меры; уровень административного и судебного контроля за применением и соблюдением мер административного принуждения. Следует также подчеркнуть, что российское законодательство в настоящее время ограничено разработками мер лишь для конкретно-возникших чрезвычайных ситуаций, при этом почти не содержит в себе положений о способах их предотвращения. Конечно, необходимо выделить Федеральный закон «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» и Федеральный закон «О противодействии терроризму», которые включают принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства [4]. Но тем не менее данные нормативно-правовые акты охватывают собой узкую сферу действия, поскольку распространяются только на борьбу с терроризмом и угрозами природного или техногенного бедствия. Поэтому в случае чрезвычайной ситуации, обусловленной социальными факторами на законодательном уровне, должен быть создан особый правовой режим. По мнению В.А. Рушайло необходимым является введение мер специального правового регулирования, так называемого «особого положения» [5, с. 52]. Под «особым положением подразумевается временный режим функционирования государственных органов, который вводится на определенной территории с целью принятия необходимых мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и введения чрезвычайного положения. Этот режим будет менее жестким по сравнению с чрезвычайным положением. Применении такого рода режима могло бы способствовать принятию органами государственной власти конкретных мер для предотвращения чрезвычайных ситуаций в экстренном порядке, не ограничивая в полной мере реализацию гражданами своих прав и обязанностей. Мы видим, что на данном этапе развития правового регулирования существует некоторые пробелы, касательно координирования чрезвычайного положения административно-правовыми рычагами управления. Законодатель, издавая нормативно-правовые акты сильно сужает область их применения, что вызывает затруднения в случаях возникновения иных ситуаций чрезвычайного характера, тех, что не попадают под предписания закона. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что  существует реальная  необходимость создания компетентного органа исполнительной власти, специализация которого заключалась бы в четком и качественном административном регулировании ситуаций чрезвычайного характера различного рода, деятельность такого органа должна основываться на быстром и четком реагировании, с полным учетом всех сторон возникшей ситуации и лиц, на которых отражаются ее последствия.  Данные усовершенствования и коррективы необходимы для обеспечения безопасности, целостности и надежности как государственного строя, так и общества в целом.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации №35 от 26 декабря 1994 года, ст. 3684
2. Лозбинев, Владимир Владимирович. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации: Теория, законодательство, практика / В. В. Лозбинев. - М.: Юрид, лит., 2001 – 229.
3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении"// Собрание законодательства Российской Федерации №23 от 4 июня 2001 года, ст. 2277
4. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации №11 от 13 марта 2006 года, ст. 1146
5. Рушайло, Владимир Борисович (доктор юридических наук). Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации / Рушайло Владимир Борисович; ГОУВПО "Российская академия государственной службы". - Москва, 2004. - 347 с.