Статья:

ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА: ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Таганова А.В. ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА: ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 3(226). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/226/123135 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА: ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Таганова Алена Вадимовна
студент, ЧОУ ВО Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей отказа заказчика от исполнения государственных контрактов.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the features of the customer's refusal to execute state contracts.

 

Keywords: unilateral refusal to execute a state contract, agreement of the parties; responsibility.

Ключевые слова: односторонний отказ от исполнения государственного контракта, соглашение сторон; ответственность.

 

 

Актуальность настоящей статьи обусловлена значимостью государственных контрактов, заключаемых для обеспечения нужд государства и необходимостью их надлежащего исполнения.

Законодателем предусмотрены различные способы защиты государственных заказчиков от недобросовестных контрагентов, одним из которых является возможность расторжения контракта в одностороннем порядке. Основанием принятия такого решения является существенное нарушение контрагентом условий госконтракта. При этом в ряде случаев заказчик вправе, а  ряде случаев - обязан принять такое решение.

Так, если после заключения контракта заказчик установит, что контрагент не соответствует требованиям, которые установлены в закупке (к примеру, у медицинской организации,  оказывающей услуги  по проведению медицинских осмотров сотрудников, отозвана лицензия на указанный вид деятельности), либо исполнитель на момент заключения контракта был  включен в реестр недобросовестных поставщиков (далее- РНП), заказчик обязан принять решение об отказе от исполнения такого контракта. [4]

Другим основанием одностороннего отказа от исполнения контракта является не соответствие поставляемого товара условиям заключенного контракта. В этом случае решение заказчика должно подтверждаться заключением экспертов, актами приемки товара, проведенной претензионной работой. Принятое решение заказчику необходимо опубликовать в ЕИС, а также направить контрагенту, а после его вступления в силу - направить в антимонопольный орган для включения сведений о контрагенте в РНП. [6]

Таким образом, механизм одностороннего отказа от исполнения контракта, завершающийся включением в РНП сведений об участнике, с одной стороны, оказывает воздействие на нерадивых участников, а с другой стороны – создает заказчику проблему неисполнения контракта.

В этой связи в целях приобретения нужного товара, несмотря на потраченное время, заказчик вынужден повторно проводить закупочную процедуру. В то же время, в целях удовлетворения потребности в товаре  в возможно короткие сроки заказчик, как правило, не проводит вновь  конкурентную закупку, а дробит ее  на части и приобретает товар по прямым договорам у единственного поставщика.  [5]

Кроме того, при решении вопрос о включении сведений о поставщике в Реестр должны  быть приняты во внимание  все обстоятельства дела.

Следует отметить, что распространение новой коронавирусной инфекции внесло определенные коррективы и в процессы государственных закупок.

Данная ситуация по мнению ФАС России, Минфина и МФС России признана обстоятельством непреодолимой силы, которое создает для поставщиков значительные трудности при исполнении контактов.

В этой связи дано разъяснение, что пандемия COVID-19  и введение в стране связанных с ней ограничительных мер, исключающие возможность надлежащего исполнения контракта, влияют на возможность одностороннего  отказа заказчика от исполнения контракта. [3]

Так, если в связи с ограничительными мерами у заказчика отпала необходимость в поставке товара, то есть этот товар ему уже не актуален, целесообразно расторгнуть контракт по взаимному соглашению сторон с оплатой фактического исполнения.

Следует отметить, что наиболее распространенным основанием одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку товаров является отсутствие у поставщика товара  в полном объеме, несмотря на то, что в заявке на участие в торгах он декларировал наличие этого товара.

Так, участник закупки заключил контракт на поставку медицинских шприцев и тест-систем, заведомо зная об отсутствии у него товара по второй позиции и невозможности его поставки. В результате  поставщик  передал заказчику только шприцы, стоимость которых составляла 30 % цены контракта, а в остальной части контракт не был исполнен.

В этой ситуации решение заказчика об одностороннем отказе признано обоснованным, а сведения об участнике включены в Реестр .[8]

Немало возникает ситуаций, когда поставляется товар, не соответствующий условиям заключенного контракта. Так, в рамках выполнения гособоронзаказа ОМТС МВД РФ был заключен контракт на поставку клинкового оружия. Однако при приемке товара выявлено его несоответствие контракту по нескольким эксплуатационным характеристикам. В результате товар не был принят заказчиком, а контракт расторгнут по инициативе заказчика. [9]

Таким образом, проведенный анализ отдельных аспектов расторжения государственного контракта в одностороннем порядке и последствий принятия такого решения позволяет сделать вывод, что действующий механизм расторжения контракта учитывает интересы обеих сторон, в том числе, в случае возникновения  объективных обстоятельств,  исключающих возможность его исполнения.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// (с учетом поправок, принятых 01.07.2020)//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»//Российская газета, № 80, 12.04.2013.
3. Письмо Минфина России от 21.05.2020 N 24-03-07/42216 «Об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции». [Электронный ресурс].- Режим обращения:  https://consultant.ru (дата обращения 19.01.2023).
4. Аналитический доклад «Высокая доля расторжения контрактов в рамках закона о контрактной системе» [Электронный ресурс].- Режим обращения:  https://ac.gov.ru (дата обращения 19.01.2023).
5. Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий. Москва: Проспект, 2022. 184 с.
6. Федина Л.М. Изменение и расторжение договора поставки для государственных нужд. Правовая характеристика, перспективы развития // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 8. С. 120-125.
7. Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты РФ». [Электронный ресурс] – Режим доступа https://sudact.ru  (дата обращения 19.01.2023).
8. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.11.2020 по делу № А70-12979/2019[Электронный ресурс] – Режим доступа https://sudact.ru (дата обращения 19.01.2023).
9. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.11.2020 по делу № А60-35642/2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа https://sudact.ru (дата обращения 19.01.2023).