Статья:

ФЕНОМЕН КОМИКСА КАК ВИДА ИСКУССТВА В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Бычкова А.С. ФЕНОМЕН КОМИКСА КАК ВИДА ИСКУССТВА В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 3(226). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/226/123187 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФЕНОМЕН КОМИКСА КАК ВИДА ИСКУССТВА В РОССИИ

Бычкова Анна Сергеевна
студент, кафедра изобразительного искусства, Институт Искусств, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Пусть даже поверхностно, но многим из нас от мала до велика знакомо такое явление массовой культуры, как комикс. Мы можем наблюдать на больших экранах фильмы, снятые по сюжетам комиксов, а на малых – мульт-сериалы, в основу которых легли комиксы, страницы комиксов встречают нас в рекламе и в форме принтов на одежде.

Какой набор рисунков можно назвать первым комиксом или отправной точкой в появлении нового искусства?

Точно сказать нельзя, потому что множество событий и историй можно отнести к первым комиксам. Будут ли это древнейшие наскальные рисунки? И у них, и у комиксов есть одна схожая черта, – изображения являются носителями основных смыслов и знаний. Или это будет колонна Траяна 110-113 год н.э., считающаяся одним из самых ранних из сохранившихся культурных объектов -  носителей последовательных изображений, которые повествуют о войнах с даками? Будут ли это рисунки женевского художника Родольфа Тепффера (1799-1846) или работы Уильяма Хогарта (1697–1764) под названием «Современные нравственные темы»? Примеры комикса можно разглядеть и в агитационных плакатах (пример: Окна РОСТА) в России.

Так или иначе комикс уже давно вышел за пределы иллюстрированных на бумаге историй и гармонично слился со многими отраслями человеческой деятельности.

Комикс - издание, в котором история рассказывается с помощью рисунков и сопровождающего их текста и находится на стыке литературы и изобразительного искусства. Бурное развитие комикса в 20-м веке способствовало не только становлению комикса как нового вида изобразительного искусства, но и приобретению географических особенностей и отличительных черт. В основном комиксы можно разделить на 3 группы: американские, европейские и азиатские. Американские комиксы отличаются динамичностью повествования, популярностью темы «супергероики» и использованием классической структуры кадра. Азиатские комиксы выделяются яркой визуальной стилистикой, акцентом на переживания персонажей и необычной структурой кадров (многоугольники неправильных форм место прямоугольников и квадратов). Европейские комиксы делают упор на самобытность и философичность, используют классическую структуру кадра.

В «комиксах» дореволюционной России продолжается лубочная традиция. В 1844-м году в свет выходит альбом гравюр «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» художника-любителя Андрея Сапожникова. В период с 1876-го по 1917-й год в Санкт-Петербурге публиковался детский журнал «Задушевное слово», в котором печатались переводы небольших французских комиксов, которые очень нравились маленьким российским читателям. В 1914-м году авангардисты Аристарх Лентулов, Казимир Малевич, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк создают «Сегодняшний лубок – объединение, выпустившее серию из 22 листов на важные военные сюжеты с использованием традиций лубочного примитива. В 1920-х годах создается серия агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА». Именно благодаря данным плакатам в культуре советской России появились такие яркие образы рабочего, крестьянина и красноармейца, узнаваемые нами по сей день. В период великой отечественной войны визуальный язык комикса использовался в листовках и плакатах в целях укрепления народного духа. В послевоенные годы страницы журналов начинают заполняться развлекательными комиксами-историями для детей и взрослых. В период перестройки в русскую культуру начинает проникать небывалое количество продуктов иностранной массовой культуры, которые в свою очередь, укрепляют позиции русского комикса для читателей. К 2010-му году в России полностью формируется индустрия комиксов, которая опирается на платежеспособную аудиторию, которая готова потреблять комикс как самостоятельный продукт творческой деятельности, а не только как часть большого проекта (прим: журнала), создаются такие издательства, как «Bubble Comics». К 2020-му году данное издательство запускает работу над экранизацией своего комикса «Майор Гром», в котором детектив, фантастика и «супергероика» разворачиваются на улицах альтернативного Санкт-Петербурга.

Все вышеперечисленное показывает, что комикс в России не пошел по пути пустого копирования опыта зарубежных «коллег», он изначально был очень самобытным и во всей своей истории становления в российской культуре опирался на декоративно-прикладное и изобразительное искусство, говорил о важном для читателей и показывал им их самих. Именно это привело к тому, что комикс занял очень важное место среди видов искусства России.

 

Список литературы:
1. Комиксы: девятое искусство [Электронный ресурс]. URL: https://www.euromag.ru/specprojects/arts-in-brussel/komiksy-devjatoe-iskusstvo/ (дата обращения: 15.01.2023);
2. Макклауд С. Переосмысление Комикса. Эволюция формы искусства. / С. Макклауд. – Пер. с англ. – М: «Белое Яблоко», 2018. – 252 С.
3. Михайлова Ю.Д. Зарождение субкультуры аниме и манги в российском обществе и образ Японии // Манга в Японии и России: Субкультура отаку, история и анатомия японского комикса. — М., Екатеринбург: Фабрика комиксов, 2015. С. 117-146.