ФЕНОМЕН КОМИКСА КАК ВИДА ИСКУССТВА В РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
Рубрика: Искусствоведение
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
ФЕНОМЕН КОМИКСА КАК ВИДА ИСКУССТВА В РОССИИ
Пусть даже поверхностно, но многим из нас от мала до велика знакомо такое явление массовой культуры, как комикс. Мы можем наблюдать на больших экранах фильмы, снятые по сюжетам комиксов, а на малых – мульт-сериалы, в основу которых легли комиксы, страницы комиксов встречают нас в рекламе и в форме принтов на одежде.
Какой набор рисунков можно назвать первым комиксом или отправной точкой в появлении нового искусства?
Точно сказать нельзя, потому что множество событий и историй можно отнести к первым комиксам. Будут ли это древнейшие наскальные рисунки? И у них, и у комиксов есть одна схожая черта, – изображения являются носителями основных смыслов и знаний. Или это будет колонна Траяна 110-113 год н.э., считающаяся одним из самых ранних из сохранившихся культурных объектов - носителей последовательных изображений, которые повествуют о войнах с даками? Будут ли это рисунки женевского художника Родольфа Тепффера (1799-1846) или работы Уильяма Хогарта (1697–1764) под названием «Современные нравственные темы»? Примеры комикса можно разглядеть и в агитационных плакатах (пример: Окна РОСТА) в России.
Так или иначе комикс уже давно вышел за пределы иллюстрированных на бумаге историй и гармонично слился со многими отраслями человеческой деятельности.
Комикс - издание, в котором история рассказывается с помощью рисунков и сопровождающего их текста и находится на стыке литературы и изобразительного искусства. Бурное развитие комикса в 20-м веке способствовало не только становлению комикса как нового вида изобразительного искусства, но и приобретению географических особенностей и отличительных черт. В основном комиксы можно разделить на 3 группы: американские, европейские и азиатские. Американские комиксы отличаются динамичностью повествования, популярностью темы «супергероики» и использованием классической структуры кадра. Азиатские комиксы выделяются яркой визуальной стилистикой, акцентом на переживания персонажей и необычной структурой кадров (многоугольники неправильных форм место прямоугольников и квадратов). Европейские комиксы делают упор на самобытность и философичность, используют классическую структуру кадра.
В «комиксах» дореволюционной России продолжается лубочная традиция. В 1844-м году в свет выходит альбом гравюр «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» художника-любителя Андрея Сапожникова. В период с 1876-го по 1917-й год в Санкт-Петербурге публиковался детский журнал «Задушевное слово», в котором печатались переводы небольших французских комиксов, которые очень нравились маленьким российским читателям. В 1914-м году авангардисты Аристарх Лентулов, Казимир Малевич, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк создают «Сегодняшний лубок – объединение, выпустившее серию из 22 листов на важные военные сюжеты с использованием традиций лубочного примитива. В 1920-х годах создается серия агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА». Именно благодаря данным плакатам в культуре советской России появились такие яркие образы рабочего, крестьянина и красноармейца, узнаваемые нами по сей день. В период великой отечественной войны визуальный язык комикса использовался в листовках и плакатах в целях укрепления народного духа. В послевоенные годы страницы журналов начинают заполняться развлекательными комиксами-историями для детей и взрослых. В период перестройки в русскую культуру начинает проникать небывалое количество продуктов иностранной массовой культуры, которые в свою очередь, укрепляют позиции русского комикса для читателей. К 2010-му году в России полностью формируется индустрия комиксов, которая опирается на платежеспособную аудиторию, которая готова потреблять комикс как самостоятельный продукт творческой деятельности, а не только как часть большого проекта (прим: журнала), создаются такие издательства, как «Bubble Comics». К 2020-му году данное издательство запускает работу над экранизацией своего комикса «Майор Гром», в котором детектив, фантастика и «супергероика» разворачиваются на улицах альтернативного Санкт-Петербурга.
Все вышеперечисленное показывает, что комикс в России не пошел по пути пустого копирования опыта зарубежных «коллег», он изначально был очень самобытным и во всей своей истории становления в российской культуре опирался на декоративно-прикладное и изобразительное искусство, говорил о важном для читателей и показывал им их самих. Именно это привело к тому, что комикс занял очень важное место среди видов искусства России.