Статья:

Специфика малого бизнеса

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(23)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Шараева Л.Г. Специфика малого бизнеса // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 2(23). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/23/30578 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика малого бизнеса

Шараева Ленара Гильмутдиновна
студент, Оренбургский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Оренбург

 

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- производственные и сельскохозяйственные кооперативы;

- хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса [8, c. 123].

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2017 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

Максимально допустимая сумма доход от предпринимательской деятельности за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.

Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия (см. таблица 1) [11, c. 58].

Таблица 1.

Критерии отнесения к малым субъектам предпринимательства

Категория субъекта МСП

Величина предпринимательского дохода

Среднесписочная численность работников

Микропредприятие

120 млн рублей

не более 15 человек

Малое предприятие

800 млн рублей

не более 100 человек

Среднее предприятие

2 млрд рублей

не более 250 человек

 

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по величине предпринимательского дохода. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь – три. Например, если лимит был превышен в 2016 году, то организация утратит право считаться малой только в 2019 году [8, c. 143].

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности. В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

- наименование юридического лица или полное имя ИП;

- ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);

- категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);

- сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;

- указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

- о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;

- о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;

- о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;

-полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников [15, c. 167].

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Субъекты малого бизнеса в Российской Федерации применяют льготы, которые предназначены только для них. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;

- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;

- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;

- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий [16, c. 52-53].

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.

Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).

Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации [14, c. 49].

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) К субъектам малого предпринимательства относятся российские коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, нацеленные на получение прибыли. В эту категорию также попадают: крестьянские (фермерские) хозяйства; производственные и сельскохозяйственные кооперативы; хозяйственные партнерства.

2) Некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не являются субъектами малого бизнеса.

3) Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства устанавливает государство. Также государство устанавливает для субъектов малого бизнеса административные, налоговые и финансовые льготы.

4) Бухгалтерский учет дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Также бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации.

5) В учете материально-производственных запасов (МПЗ) для малых предприятий введен упрощенный порядок формирования первоначальной стоимости МПЗ. Одно из изменений и упрощений для малых организаций является отмена требований об обязательном начислении резерва под снижение стоимости МПЗ.

 

Список литературы:
1. Бабаев А., Коммисарова И.П. Бухгалтерский учёт. М.: Юнити-Дана, 2012. 486 с. 
2. Бабаш Л.П., Шестак О.Н. Бухгалтерский учёт в банках. М.: Вышэйшая школа, 2013. 529 с. 
3. Бондарева Т.Н. Организация бухгалтерского учёта в кредитных организациях. М.:Феникс, 2014. 240 с. 
4. Николаева Т.П. Финансы и кредит: учебно-методический комплекс. М.: Евразийский Открытый институт, 2012. 387 с. 
5. План счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях. М.: Норматика, 2016. 52 с.
6. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации  [Электронный ресурс]. URL.:  http://www.consultant.ru/document/cons