СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)
Рубрика: Безопасность жизнедеятельности
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования системы управления пожарной безопасности в городском округе Красногорск Московской. На основе проведенного анализа предложен ряд практических мер, внедрение которых позволит в значительной степени улучшить систему управления пожарной безопасности в городском округе Красногорск Московской.
Ключевые слова: пожар, безопасность, управление, пропаганда, система.
Современный этап развития российского общества характеризуется актуализацией вопросов обеспечения пожарной безопасности. Можно с уверенностью говорить о том, что данное направление деятельности – важнейшая функция государства [1]. Реализация указанной функции – значимая гарантия защиты жизни, здоровья и имущества населения. При этом одной из наиболее приоритетных задач в рассматриваемой области является совершенствование системы управления подразделениями пожарной охраны [2]. В свою очередь, практическая реализация обозначенной задачи во многом возможна при обеспечении точечного подхода, подразумевающего, в частности, оценку возможных направлений для совершенствования системы управления пожарной безопасности на уровне конкретных территорий: регионов, районов, округов. В рамках настоящей статьи нами сформулированы направления по совершенствованию системы управления пожарной безопасности в городском округе Красногорск Московской (далее – Округ).
На сегодняшний день на территории Округа действует только 5 подразделений ведомственной пожарной охраны. Четыре из них – на различных промышленных предприятиях. Вместе с тем, на целом ряде таких предприятий отсутствуют какие-либо подразделения пожарной охраны. Наиболее негативно это сказывается на тех предприятиях, работа которых связана с опасными производственным процессом. В частности, в Округе активно ведется выпуск упаковочного оборудования (завод «Бестром»); автоспецтехники, самосвалов и технологического оборудования для предприятий цементной, химической и металлургической промышленности (завод «Бецема»). Ни на одном из указанных заводов нет специализированных подразделений пожарной охраны. Это приводит к вполне реальным последствиям: пожароопасные ситуации возникают на регулярной основе. Нейтрализовать их удается силами пожарно-спасательных частей Округа, которые вынуждены направляться на данные объекты. Однако если на указанных предприятиях имелись свои ведомственные подразделения пожарной охраны, во-первых, сами ситуации удавалось бы нейтрализовать быстрее, а подразделения федеральной противопожарной службы могли направлять усилия по обеспечению пожарной безопасности других объектов. В этой связи, необходимо:
1. На уровне администрации Округа направить в адрес указанных предприятий соответствующие письма, в которых будет разъяснена необходимость обеспечения создания и функционирования подразделений ведомственной пожарной охраны;
2. На уровне ФГКУ «15 отряд ФПС по Московской области» обеспечить выделение специалистов для обучения членов и участников создаваемых на предприятиях подразделений пожарной охраны.
Еще одной мерой видится разработка алгоритма работы органов местного самоуправления (ОМСУ) с населением в части обеспечения пожарной безопасности. Вступившие в силу изменения законодательства (в период времени с 2021 по 2022 гг.) в значительной степени увеличили роль ОМСУ в деятельности по обеспечению пожарной безопасности на вверенных им территориях. При этом у ОМСУ появилось множество полномочий в данной сфере. Предлагаемый алгоритм, во-первых, призваны систематизировать все новые и имевшиеся полномочия ОМСУ в сфере обеспечения пожарной безопасности, во-вторых, способны обеспечить повышение эффективности их работы с населением. Алгоритм представлен ниже (рис. 1.).
Рисунок 1. Алгоритм работы ОМСУ с населением по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования
Также необходимо обеспечить повышение результативности проведения мероприятий противопожарной пропаганды. В данном случае необходимо обеспечить меры на федеральном уровне.
Противопожарная пропаганда является одним из существенных средств предупреждения преступлений в сфере пожарной безопасности. В ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено несколько аспектов осуществления данного направления профилактической деятельности:
1. Субъекты осуществления – органы государственной власти, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, органы местного самоуправления и организации.
2. Средства и формы осуществления – СМИ, издание и распространение специальной литературы и рекламной продукции, проведение тематических выставок, смотров, конференций и использование других не запрещенных законодательством форм информирования населения.
Анализируя нормативно-правовую основу деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде, нельзя не отметить ее некоторую неполноту. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в данной сфере, в основном носят более общий характер, поскольку посвящены вопросам профилактики пожаров в целом. Вместе с тем, институт противопожарной пропаганды носит более специализированный характер, обладает своей существенной спецификой. Специфика заключается в таких важных элементах, как цели, задачи, методы, направления осуществления пропаганды. В такой ситуации соотнесение правового порядка осуществления противопожарной пропаганды исключительно с законодательством о профилактике пожаров – на наш взгляд не совсем корректная позиция.
Учитывая место противопожарной пропаганды в обеспечении задачи предупреждения преступлений в сфере пожарной безопасности и, в целом, нарушений в данной сфере, роль соответствующих подразделений МЧС России в решении задач данной деятельности, полагаем, что на сегодняшний день назрела необходимость разработки и принятия ведомственного правового акта – наставления (положения, регламента) о деятельности органов МЧС России по противопожарной пропаганде. В данном документе следует предусмотреть ряд обязательных разделов, а именно:
1. «Общие положения». В данном разделе необходимо закрепить понятие противопожарной пропаганды, ее правовую основу;
2. «Цели и задачи противопожарной пропаганды»;
3. «Принципы деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»;
4. «Направления деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»;
5. «Формы осуществления деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»;
6. «Организация деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»;
7. «Особенности организации противопожарной пропаганды среди отдельных групп населения».
Дополнительно, следует пересмотреть позицию законодателя, закрепившего основы противопожарной пропаганды в ФЗ «О пожарной безопасности». При установлении основ противопожарной пропаганды необходимо учитывать ряд факторов.
Во-первых, полагаем, что пропаганда – это один из инструментов обеспечения пожарной безопасности, предупреждения преступлений и нарушений в данной сфере. При этом инструмент в данном случае следует определять в соответствии с классической концепцией понимания, согласно которой под инструментом понимаются технические средства (в том числе специальные), оружия, применение которых позволяет производить определенные работы в определенных целях и для решения соответствующих им задач. Иными словами, противопожарная пропаганда – это то средство, реализация которого позволяет осуществить работу по обеспечению пожарной безопасности.
Во-вторых, представляется, что одним из фундаментальных по своей значимости критериев эффективности осуществления противопожарной пропаганды является соответствие данного процесса современному этапу развития общества. В основе пропаганды лежит соответствующая информационная работа. И предмет, и способы его пропагандирования должны быть актуальными. В данном случае вопросы вызывает отсутствие указания в ФЗ «О пожарной безопасности» при определении средств противопожарной пропаганды на информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, как среду осуществления информационно-пропагандистских мероприятий.
В-третьих, важнейшим профилактическим ориентиром, на достижение которого должна быть направлена вся профилактическая деятельность в рамках обеспечения пожарной безопасности, является формирование правовой культуры в данной сфере, культуры соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
В-четвертых, в основе противопожарной пропаганды должны лежать два основополагающих начала. Первое начало – пропаганда представляет собой управленческую деятельность, которая направлена на создание: благоприятных условий для двустороннего общения сотрудников МЧС России с населением, владельцами объектов, руководителями учреждений, гражданами, организациями, государственными органами (общественностью), позитивного отношения к деятельности МЧС России в области обеспечения пожарной безопасности общественности, согласованности их интересов, партнерских отношений гражданами. Второе начало – непосредственно пропагандистское.
Основываясь на изложенном, следует в ФЗ «О пожарной безопасности», как основном законе в соответствующей сфере, закрепить соответствующее понятие противопожарной пропаганды, на основе которого уже разрабатывать соответствующие положения предложенного к изданию ведомственного правового акта.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, нами сформулированы следующие меры по совершенствованию системы управления пожарной безопасности в городском округе Красногорск Московской.
Во-первых, создание подразделений ведомственной пожарной охраны на наиболее пожароопасных предприятиях (завод «Бестром» и завод «Бецема»). Задача – обеспечить защиту от пожарных рисков наиболее пожароопасные и стратегически значимые предприятия. Результат – повышение уровня защищённости указанных предприятий от пожарных рисков. Следствие – высвобождение сил пожарной охраны Округа для их участия в решении иных задач. Ожидаемый положительный эффект общее повышение уровня пожарной безопасности Округа, улучшение управление пожарной охраны. Для реализации предлагаемой меры необходим:
1. На уровне администрации Округа направить в адрес указанных предприятий соответствующие письма, в которых будет разъяснена необходимость обеспечения создания и функционирования подразделений ведомственной пожарной охраны;
2. На уровне ФГКУ «15 отряд ФПС по Московской области» обеспечить выделение специалистов для обучения членов и участников создаваемых на предприятиях подразделений пожарной охраны.
Во-вторых, усовершенствование механизма противопожарной пропаганды. Задача – исправление ситуации несовершенства правового регулирования механизма противопожарной пропаганды. Результат – повышение уровня правового регулирования деятельности МЧС России по осуществлению противопожарной пропаганды. Ожидаемый положительный эффект появление реальных возможностей осуществления противопожарной пропаганды силами МЧС России, в том числе, на местном уровне. Для реализации предлагаемой меры необходим:
1. Закрепить понятие противопожарной пропаганды, изложив ч. 1 ст. 25 ФЗ «О пожарной безопасности» в следующей редакции:
Противопожарная пропаганда – это инструмент обеспечения пожарной безопасности, представляющий собой целенаправленную управленческую и непосредственно пропагандистскую деятельность МЧС России и других уполномоченных органов и организаций по формированию моделей правомерного и правового поведения в области пожарной безопасности, посредством распространения знаний, касающихся вопросов обеспечения пожарной безопасности, разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общих принципов, мер и требований в сфере пожарной безопасности, а также своевременного информирования населения об обстановке с пожарами, состоянии противопожарной деятельности и информационно-пропагандистских мероприятиях (кампании, акции, конкурсы, соревнования, флешмобы), проводимые, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2. Разработать и принять ведомственный (МЧС России) правовой акт – наставление (положение, регламент) о деятельности органов МЧС России по противопожарной пропаганде. В данном документе следует предусмотреть ряд обязательных разделов, а именно: «Общие положения». В данном разделе необходимо закрепить понятие противопожарной пропаганды, ее правовую основу; «Цели и задачи противопожарной пропаганды»; «Принципы деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»; «Направления деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»; «Формы осуществления деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»; «Организация деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»; «Особенности организации противопожарной пропаганды среди отдельных групп населения».
В-третьих, внедрение алгоритма работы ОМСУ с населением по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования. Предлагаемый алгоритм, во-первых, призван систематизировать все новые и имевшиеся полномочия ОМСУ в сфере обеспечения пожарной безопасности, во-вторых, способен обеспечить повышение эффективности их работы с населением. Данный алгоритм является цикличным и подразумевает последовательную реализацию всех обозначенных мероприятий. Не реализация хотя бы одного из включенных в алгоритм мероприятий будет означать не достижение всех его целей и задач.