Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)

Рубрика: Безопасность жизнедеятельности

Выходные данные
Щукина Е.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 7(230). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/230/124020 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Щукина Елизавета Андреевна
магистрант, Академия ГПС МЧС России, РФ, г. Москва
Кузнецова Екатерина Сергеевна
научный руководитель, Академия ГПС МЧС России, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования системы управления пожарной безопасности в городском округе Красногорск Московской. На основе проведенного анализа предложен ряд практических мер, внедрение которых позволит в значительной степени улучшить систему управления пожарной безопасности в городском округе Красногорск Московской.

 

Ключевые слова: пожар, безопасность, управление, пропаганда, система.

 

Современный этап развития российского общества характеризуется актуализацией вопросов обеспечения пожарной безопасности. Можно с уверенностью говорить о том, что данное направление деятельности – важнейшая функция государства [1]. Реализация указанной функции – значимая гарантия защиты жизни, здоровья и имущества населения. При этом одной из наиболее приоритетных задач в рассматриваемой области является совершенствование системы управления подразделениями пожарной охраны [2]. В свою очередь, практическая реализация обозначенной задачи во многом возможна при обеспечении точечного подхода, подразумевающего, в частности, оценку возможных направлений для совершенствования системы управления пожарной безопасности на уровне конкретных территорий: регионов, районов, округов. В рамках настоящей статьи нами сформулированы направления по совершенствованию системы управления пожарной безопасности в городском округе Красногорск Московской (далее – Округ).

На сегодняшний день на территории Округа действует только 5 подразделений ведомственной пожарной охраны. Четыре из них – на различных промышленных предприятиях. Вместе с тем, на целом ряде таких предприятий отсутствуют какие-либо подразделения пожарной охраны. Наиболее негативно это сказывается на тех предприятиях, работа которых связана с опасными производственным процессом. В частности, в Округе активно ведется выпуск упаковочного оборудования (завод «Бестром»); автоспецтехники, самосвалов и технологического оборудования для предприятий цементной, химической и металлургической промышленности (завод «Бецема»). Ни на одном из указанных заводов нет специализированных подразделений пожарной охраны. Это приводит к вполне реальным последствиям: пожароопасные ситуации возникают на регулярной основе. Нейтрализовать их удается силами пожарно-спасательных частей Округа, которые вынуждены направляться на данные объекты. Однако если на указанных предприятиях имелись свои ведомственные подразделения пожарной охраны, во-первых, сами ситуации удавалось бы нейтрализовать быстрее, а подразделения федеральной противопожарной службы могли направлять усилия по обеспечению пожарной безопасности других объектов. В этой связи, необходимо:

1. На уровне администрации Округа направить в адрес указанных предприятий соответствующие письма, в которых будет разъяснена необходимость обеспечения создания и функционирования подразделений ведомственной пожарной охраны;

2. На уровне ФГКУ «15 отряд ФПС по Московской области» обеспечить выделение специалистов для обучения членов и участников создаваемых на предприятиях подразделений пожарной охраны.

Еще одной мерой видится разработка алгоритма работы органов местного самоуправления (ОМСУ) с населением в части обеспечения пожарной безопасности. Вступившие в силу изменения законодательства (в период времени с 2021 по 2022 гг.) в значительной степени увеличили роль ОМСУ в деятельности по обеспечению пожарной безопасности на вверенных им территориях. При этом у ОМСУ появилось множество полномочий в данной сфере. Предлагаемый алгоритм, во-первых, призваны систематизировать все новые и имевшиеся полномочия ОМСУ в сфере обеспечения пожарной безопасности, во-вторых, способны обеспечить повышение эффективности их работы с населением. Алгоритм представлен ниже (рис. 1.).

 

Рисунок 1. Алгоритм работы ОМСУ с населением по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования

 

Также необходимо обеспечить повышение результативности проведения мероприятий противопожарной пропаганды. В данном случае необходимо обеспечить меры на федеральном уровне.

Противопожарная пропаганда является одним из существенных средств предупреждения преступлений в сфере пожарной безопасности. В ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено несколько аспектов осуществления данного направления профилактической деятельности:

1. Субъекты осуществления – органы государственной власти, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, органы местного самоуправления и организации.

2. Средства и формы осуществления – СМИ, издание и распространение специальной литературы и рекламной продукции, проведение тематических выставок, смотров, конференций и использование других не запрещенных законодательством форм информирования населения.

Анализируя нормативно-правовую основу деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде, нельзя не отметить ее некоторую неполноту. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в данной сфере, в основном носят более общий характер, поскольку посвящены вопросам профилактики пожаров в целом. Вместе с тем, институт противопожарной пропаганды носит более специализированный характер, обладает своей существенной спецификой. Специфика заключается в таких важных элементах, как цели, задачи, методы, направления осуществления пропаганды. В такой ситуации соотнесение правового порядка осуществления противопожарной пропаганды исключительно с законодательством о профилактике пожаров – на наш взгляд не совсем корректная позиция.

Учитывая место противопожарной пропаганды в обеспечении задачи предупреждения преступлений в сфере пожарной безопасности и, в целом, нарушений в данной сфере, роль соответствующих подразделений МЧС России в решении задач данной деятельности, полагаем, что на сегодняшний день назрела необходимость разработки и принятия ведомственного правового акта – наставления (положения, регламента) о деятельности органов МЧС России по противопожарной пропаганде. В данном документе следует предусмотреть ряд обязательных разделов, а именно:

1. «Общие положения». В данном разделе необходимо закрепить понятие противопожарной пропаганды, ее правовую основу;

2. «Цели и задачи противопожарной пропаганды»;

3. «Принципы деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»;

4. «Направления деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»;

5. «Формы осуществления деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»;

6. «Организация деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»;

7. «Особенности организации противопожарной пропаганды среди отдельных групп населения».

Дополнительно, следует пересмотреть позицию законодателя, закрепившего основы противопожарной пропаганды в ФЗ «О пожарной безопасности». При установлении основ противопожарной пропаганды необходимо учитывать ряд факторов.

Во-первых, полагаем, что пропаганда – это один из инструментов обеспечения пожарной безопасности, предупреждения преступлений и нарушений в данной сфере. При этом инструмент в данном случае следует определять в соответствии с классической концепцией понимания, согласно которой под инструментом понимаются технические средства (в том числе специальные), оружия, применение которых позволяет производить определенные работы в определенных целях и для решения соответствующих им задач. Иными словами, противопожарная пропаганда – это то средство, реализация которого позволяет осуществить работу по обеспечению пожарной безопасности.

Во-вторых, представляется, что одним из фундаментальных по своей значимости критериев эффективности осуществления противопожарной пропаганды является соответствие данного процесса современному этапу развития общества. В основе пропаганды лежит соответствующая информационная работа. И предмет, и способы его пропагандирования должны быть актуальными. В данном случае вопросы вызывает отсутствие указания в ФЗ «О пожарной безопасности» при определении средств противопожарной пропаганды на информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, как среду осуществления информационно-пропагандистских мероприятий.

В-третьих, важнейшим профилактическим ориентиром, на достижение которого должна быть направлена вся профилактическая деятельность в рамках обеспечения пожарной безопасности, является формирование правовой культуры в данной сфере, культуры соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

В-четвертых, в основе противопожарной пропаганды должны лежать два основополагающих начала. Первое начало – пропаганда представляет собой управленческую деятельность, которая направлена на создание: благоприятных условий для двустороннего общения сотрудников МЧС России с населением, владельцами объектов, руководителями учреждений, гражданами, организациями, государственными органами (общественностью), позитивного отношения к деятельности МЧС России в области обеспечения пожарной безопасности общественности, согласованности их интересов, партнерских отношений гражданами. Второе начало – непосредственно пропагандистское.

Основываясь на изложенном, следует в ФЗ «О пожарной безопасности», как основном законе в соответствующей сфере, закрепить соответствующее понятие противопожарной пропаганды, на основе которого уже разрабатывать соответствующие положения предложенного к изданию ведомственного правового акта.

Таким образом, по результатам проведенного исследования, нами сформулированы следующие меры по совершенствованию системы управления пожарной безопасности в городском округе Красногорск Московской.

Во-первых, создание подразделений ведомственной пожарной охраны на наиболее пожароопасных предприятиях (завод «Бестром» и завод «Бецема»). Задача – обеспечить защиту от пожарных рисков наиболее пожароопасные и стратегически значимые предприятия. Результат – повышение уровня защищённости указанных предприятий от пожарных рисков. Следствие – высвобождение сил пожарной охраны Округа для их участия в решении иных задач. Ожидаемый положительный эффект общее повышение уровня пожарной безопасности Округа, улучшение управление пожарной охраны. Для реализации предлагаемой меры необходим:

1. На уровне администрации Округа направить в адрес указанных предприятий соответствующие письма, в которых будет разъяснена необходимость обеспечения создания и функционирования подразделений ведомственной пожарной охраны;

2. На уровне ФГКУ «15 отряд ФПС по Московской области» обеспечить выделение специалистов для обучения членов и участников создаваемых на предприятиях подразделений пожарной охраны.

Во-вторых, усовершенствование механизма противопожарной пропаганды.  Задача – исправление ситуации несовершенства правового регулирования механизма противопожарной пропаганды. Результат – повышение уровня правового регулирования деятельности МЧС России по осуществлению противопожарной пропаганды. Ожидаемый положительный эффект появление реальных возможностей осуществления противопожарной пропаганды силами МЧС России, в том числе, на местном уровне. Для реализации предлагаемой меры необходим:

1. Закрепить понятие противопожарной пропаганды, изложив ч. 1 ст. 25 ФЗ «О пожарной безопасности» в следующей редакции:

Противопожарная пропаганда – это инструмент обеспечения пожарной безопасности, представляющий собой целенаправленную управленческую и непосредственно пропагандистскую деятельность МЧС России и других уполномоченных органов и организаций по формированию моделей правомерного и правового поведения в области пожарной безопасности, посредством распространения знаний, касающихся вопросов обеспечения пожарной безопасности, разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общих принципов, мер и требований в сфере пожарной безопасности, а также своевременного информирования населения об обстановке с пожарами, состоянии противопожарной деятельности и информационно-пропагандистских мероприятиях (кампании, акции, конкурсы, соревнования, флешмобы), проводимые, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

2. Разработать и принять ведомственный (МЧС России) правовой акт – наставление (положение, регламент) о деятельности органов МЧС России по противопожарной пропаганде. В данном документе следует предусмотреть ряд обязательных разделов, а именно: «Общие положения». В данном разделе необходимо закрепить понятие противопожарной пропаганды, ее правовую основу; «Цели и задачи противопожарной пропаганды»; «Принципы деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»; «Направления деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»; «Формы осуществления деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»; «Организация деятельности МЧС России по противопожарной пропаганде»; «Особенности организации противопожарной пропаганды среди отдельных групп населения».

В-третьих, внедрение алгоритма работы ОМСУ с населением по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования. Предлагаемый алгоритм, во-первых, призван систематизировать все новые и имевшиеся полномочия ОМСУ в сфере обеспечения пожарной безопасности, во-вторых, способен обеспечить повышение эффективности их работы с населением. Данный алгоритм является цикличным и подразумевает последовательную реализацию всех обозначенных мероприятий. Не реализация хотя бы одного из включенных в алгоритм мероприятий будет означать не достижение всех его целей и задач.

 

Список литературы:
1. Малько В.А. Модель и алгоритмы реорганизации региональной системы обеспечения пожарной безопасности на основе оценки пожарных рисков: диссертация ... кандидата технических наук: М., 2020.
2. Указ Президента Российской Федерации от 01.01.2018 г. № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 2 ст. 411.