Статья:

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ГРАНИЦЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Зосинец Е.Б. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ГРАНИЦЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 7(230). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/230/124046 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ГРАНИЦЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Зосинец Екатерина Борисовна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

На сегодняшний день ключевым направлением совершенствования таможенной системы Евразийского экономического союза является постепенный переход на использование современных технологий и электронных способов получения и обработки информации. Так, одной из задач, стоящих перед Евразийским экономическим союзом, является обеспечение беспрепятственного товарообмена между государства-членами, в том числе путем урегулирования системы электронного документооборота.

В целом проблематика электронного документооборота занимает значимое место среди исследований в сфере цифровой экономики и электронной коммерции, а также оказывает влияние на скорость появления более эффективных способов организации бизнеса. В то же время вопросы развития непосредственно межорганизационного электронного документооборота в евразийском сегменте рассматриваются в недостаточной степени.

В условиях принятия и нынешней реализации «Цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г.» представляется актуальным определить преимущества расширения сферы применения электронных документов, а также сделать выводы об эффективности применения национального законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере электронного документооборота.

Термин «электронный документооборот» существенно отличается от классического понимания о документообороте, поскольку подразумевает применение технических и программных средств, управление различными формами документов (бумажными и электронными) и системами документации, автоматизацию всех этапов документооборота организации.

По общему правилу, электронный документооборот представляет собой особый способ ведения делопроизводства в государственном учреждении, на предприятии, при котором существенная часть документов разрабатывается, используется и хранится в электронном виде с использованием специализированного программного обеспечения – системы электронного документооборота [1, с. 38].

Основным преимуществом существования электронного документооборота в сфере таможенного регулирования является увеличение скорости таможенного оформления и, соответственно, прохождения таможенной границы Евразийского экономического союза. Так, например, для воздушного вида транспорта скорость перевозки является ключевым фактором, приводящим к увеличению объема соответствующих перевозок. Кроме того, электронный документооборот для отдельных групп организаций является единственным возможным вариантом для осуществления деятельности – данная ситуация характерна для предприятий банковской сферы и отделений транснациональных корпораций, то есть организаций, в которых управление документами реализовано на мировом уровне [1, с. 38].

Следует обратить внимание на то, что получение преимуществ от электронного документооборота в значительной степени зависит от того, каким образом и в каких пределах удастся преодолеть ограничивающие меры национального законодательства государств-членов Евразийского экономического союза, поскольку на данный момент именно национальным законодательством определяются порядок составления электронного документа, обязательные его реквизиты, применяемые средства электронной цифровой подписи, юридическая сила экземпляров электронного документа.

Внедрение электронного документооборота в каждом государстве-члене Евразийского экономического союза имеет свои национальные особенности, которые связаны в первую очередь с законодательством. Так, в некоторых государствах-членах выделяют виды электронной подписи (Российская Федерация, Республика Кыргызстан), в других же она не имеет подвидов; в одной группе государств переход к электронному документообороту осуществляется по единому стандарту (Республика Казахстан), в другой – каждое ведомство и (или) область имеет право самостоятельно выбирать систему электронного документооборота (Россия) [1, с. 42].

Евразийским экономическим союзом предпринимались попытки по унификации норм в данной сфере. Например, В ч. 1 ст. 88 Договора о Евразийском экономическом союзе предусмотрена норма, обязывающая обеспечить беспрепятственный доступ поставщиков к участию в закупках, проводимых в электронной форме, путем взаимного признания электронной цифровой подписи. Условием данного признания является ее изготовление в соответствии с законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, откуда документ был направлен [2].  Однако в настоящее время данный Договор является единственным международным документом, регулирующим вопрос взаимного признания электронной цифровой подписи, хотя акт регулирует взаимодействие только между уполномоченными государственными органами.

В Евразийском экономическом союзе лишь в 2021 г. в рамках Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений евразийской экономической интеграции до 2025 г. был принят План взаимного признания электронной цифровой подписи при государственных закупках [4]. По словам министра по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии, Армана Шаккалиева, данный План «предусматривает ряд ключевых мероприятий, реализация которых позволит наконец-то снять барьер, давно существующий в Союзе, и обеспечит беспрепятственный доступ потенциальных поставщиков к участию в закупках» [3].

Таким образом, в большинстве государств нет на сегодняшний день единого стандарта по форме, структуре и технологиям обработки электронных документов. Это, в свою очередь, является значительным барьером развития и применения трансграничного электронного документооборота. На данный момент в сфере таможенного регулирования большое количество нововведений направлены на упрощение процесса прохождения таможенной границы Таможенное союза, однако существование бумажного документооборота усложняет данный процесс.

В связи с вышесказанным представляется целесообразным систематизация существующих разрозненных норм и требований, а также подготовка специализированного документа в рамках Евразийского экономического союза о порядке взаимодействия предприятий различной государственной принадлежности при помощи обмена документами в электронной форме. Так, данные нормы могут быть унифицированы посредством принятия межгосударственной программы по развитию электронного документооборота в рамках реализации Цифровой повестки Евразийского экономического союза.

Кроме того, на уровне решения Евразийской экономической комиссии возможно принятие акта, устанавливающего единый подход к определению понятия электронного документа, его сущностных признаков, таких как обязательные реквизиты, электронная цифровая подпись и так далее.  Установленные нормы в дальнейшем должны быть имплементированы в нормативные правовые акты государств-членов Евразийского экономического союза.

В рамках реализации данных предложений следует обратить внимание на то, что практически во всех странах Евразийского экономического союза можно наблюдать следующую ситуацию: в государственном секторе бумажный документооборот занимает устойчивую позицию и быстрая его смена на электронный на данный момент невозможна в силу различных причин, в том числе технического характера. Так, можно сделать вывод о том, что в ближайшие десятилетия работа будет продолжаться в условиях смешанного документооборота, но с постепенным изменением процентного соотношения в пользу электронного.

 

Список литературы:
1. Абламейко М.С. Электронный документооборот в странах Евразийского экономического союза: сравнительный анализ и пути унификации / М.С. Абламейко, А.А. Андрончик // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2020. – № 2. – С. 36–47.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе, 29 мая 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=f01400176 (дата обращения: 15.02.2023).
3. Коллегия ЕЭК приняла План взаимного признания электронной цифровой подписи странами ЕАЭС при госзакупках [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie... (дата обращения: 16.02.2023).
4. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/... – (дата обращения: 16.02.2023).