Статья:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ С ЛЕВОСТОРОННЕЙ ЛАТЕРИТИЗАЦИЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(235)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Стрекалина П.Е., Зенкова К.Д. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ С ЛЕВОСТОРОННЕЙ ЛАТЕРИТИЗАЦИЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 12(235). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/235/124762 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ С ЛЕВОСТОРОННЕЙ ЛАТЕРИТИЗАЦИЕЙ

Стрекалина Полина Евгеньевна
студент, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова, филиал Тюменского государственного университета, РФ, г. Ишим
Зенкова Кристина Дмитриевна
студент, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова, филиал Тюменского государственного университета, РФ, г. Ишим

 

Аннотация. В данной статье раскрываются методические проблемы обучения письму детей с левосторонней латеритизацией. Нами будет раскрыта основная терминология по данной теме, определены психофизиологические особенности детей с левосторонней латеритизацией, трудности обучения письму, условия и этапы организации процесса обучения письму.

 

Ключевые слова: левосторонняя латеритизация, ребенок, письмо, время письма, процесс обучения.

 

Под латеритизацией понимается – функциональное преобладание одной из сторон тела. Тип латеритизации определяется у детей в раннем возрасте, среди них выделяют: правосторонняя, левосторонняя и перекрестная. Левосторонняя латеритизация, как и перекрестная является нетипичными.

Как известно, большинство в мире людей обладают правосторонней латеритизацией, а на левшей приходится не более 13% населения. Общего мнения ученых, касаемо левосторонней латеритизации нету, т.к. многие воспринимают леворукость – недостатком, кто-то относится к леворуким – нейтрально, однако некоторые считают леворукость – признаком гениальности [8, с.201]. Под обучение письму вслед за Н. Афониной будем понимать «форму выражения языка при помощи графических символов» [1]. Обучение письму должно носить регулятивный характер, а овладение навыками письма должно быть последовательным и систематическим, при этом не перегружая ребенка. Следует также организовывать на занятиях физкультминутки и пальчиковые гимнастики, они позволят детям расслабиться и с новыми силами продолжить работу дальше. В современном образовании у детей с левосторонней латеритизацией возникает большое количество проблем в процессе обучения письму. Для того, чтобы обучение письму таких детей проходило более успешно необходимо учитывать их психофизиологические особенности, среди которых В.И. Слободчиков выделяет следующие:

- двигательная расторможенности из-за чего могут возникать проблемы с концентрацией внимания;

- логофобия, т.е. дети испытывают ненавязчивый страх, который может проявляться заиканием, а также такие дети могут страдать ночным энурезом;

- во время письма и чтения у них можно наблюдать зеркальные феномены (пишут и читают текст справа налево), при этом темп письма – замедленный;

- нарушение ориентировки в пространстве, они часто путают лево и право;

- у них нарушено или недостаточно развито зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и координация [7, с. 58].

Все вышеперечисленные особенности не только влияют на физическое и психологическое развитие детей, а также создают проблемы при обучении письму. С детьми, у которых наблюдается левосторонняя латеритизация важно проведение своевременной диагностики, позволяющей выявить состояние моторной сферы и коррекции, позволяющей предупреждению трудностей при освоении письма.

Существует ряд методик, применяемых с детьми, позволяющие определить состояние ручного праксиса:

- «Домик» (Н. И. Гуткина);

- «Дорожки» (Л.А. Венгер);

- «Графический диктант» (Д.В. Хорсанд).

Данные методики постоянно дополняются и интерпретируются под особенности детей с левосторонней латеритизацией и позволяют определить внимательность, моторику рук, точность движений, произвольность [4].

Для успешного овладения навыкам письма с детьми, имеющими левостороннюю латеритизацию важно организовывать процесс обучения с учётом следующих условий:

Во-первых, следует подготовить руку ребенка к овладению письмом через формирование графических навыков.

Во-вторых, важно на занятии использовать кинезиологические упражнения для совершенствования движения рук и адаптации ребенка к школе.

В-третьих, следует совместно использовать упражнения и игры, позволяющие тренировать пальцы и речь одновременно, тем самым повышая интерес детей к такого рода упражнениями и превращать их в занимательную игру [3, с. 64]. Также для успешной организации процесса обучения детей с левосторонней латеритизацией необходимо учитывать и требования к посадке детей, к положению рук и кистей.  М.Р. Львовым выделяются следующие требования (рис.1.)

 

Рисунок 1. Требования к организации рабочего пространства детей с левосторонней латеритизацией при обучении письму [6, с.40]

 

Из работы Е.А. Караваевой, при обучении детей с левосторонней латеритизацией могут возникать трудности как во время их переучивания в тот период, когда формируются навыки письма, так и в случае, если не будут учитываться их индивидуальные особенности. Исходя из вышеописанных трудностей можно судить о том, что леворукие дети чаще чем праворукие испытывают нервозное состояние [5, с. 101]. Если формировать графический навык с использованием поэтапной деятельности, то можно снизить риск возникновения трудностей при обучении детей с левосторонней латеритизацией письму. М.М. Безруких, предлагается при обучении письму использовать следующие этапы:

1. Аналитический этап – направлен на усвоение детьми понятий о букве и графических знаков, а также умение их писать. Следует обращать внимание на детали, которые характеризуют движение рук и правильность выполнения графических элементов. Начать обучение письму следует с объяснений детям элементов буквы, о конструировании букв из графических элементов.

На аналитическом этапе детям с левосторонней латеритизацией необходимо организовать специальную помощь, которая предполагает работу по следующему алгоритму:

- сначала необходимо зафиксировать правильное направление движения руки – слева-направо;

- подробно следует разобрать траекторию движения во время письма, как отдельных элементов, так и букв в целом;

- следует попросить ребенка озвучивать элементы написания букв во время письма, что способствует прочному закреплению;

- выполнять движение следует в замедленном темпе [2, с. 173-174].

2. Синтетический этап – позволяет формировать отдельные элементы в букву.

3. Автоматизация – предполагает доведение навыков графического письма до высокой степени усвоения быстроты, плавности и легкости письма. Однако необходимо, чтобы плавность и быстрота должны не навязываться взрослым, а являться естественным результатом совершенствования движений [2, с. 175].

Таким образом, для построения грамотного процесса обучения письму детей с левосторонней латеритизацией необходимо учитывать психофизиологические особенности таких детей, для правильной организации процесса обучения письму, при этом необходимо соблюдать требования к организации рабочего пространства детей и использовать поэтапную деятельность для достижения положительных результатов в процессе обучения письму.

 

Список литературы:
1. Афонина, Н. Обучение письму на начальном этапе / Н. Афонина. – Текст : электронный // Образовательный портал «Справочник»: [сайт]. - URL https://spravochnick.ru/pedagogika/obuchenie_pismu_na_nachalnom_etape/ (дата обращения: 21.03.2023)
2. Безруких, М.М. Проблемные дети / М.М. Безруких. - М.: Издательство УРАО. - 2000. - 312 с. – Текст : непосредственный
3. Бурлакова, М.К. Советы логопеда / М.К. Бурлакова. – Москва : Институт общегуманитарных исследований (ИОИ) : В. Секачев, 2004. – 64 с. – Текст : непосредственный
4. Дружинина, Н. И. Леворукий ребенок. Недостаток или особенность? / Н. И. Дружинина. - Текст : электронный // Образовательная социальная сеть : [сайт]. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/03/28/levorukiy-rebenok-nedostatok-ili-osobennost (дата обращения: 21.03.2023)
5. Караваева, Е. А. Психологические особенности личностно ориентированного подхода в работе с леворукими детьми и подростками в учреждениях образования / Е. А. Караваева. – Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2009. – № 3. – С. 100-108
6. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 464 с. – Текст : непосредственный
7. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 306 с. – Текст : непосредственный
8. Щерба, С.А. К вопросу о проблемах овладения письмом леворукими детьми / С.А. Щерба. – Текст : непосредственный // Символ науки. - 2017. -  №4. – С. 201-203