МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ С ЛЕВОСТОРОННЕЙ ЛАТЕРИТИЗАЦИЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(235)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(235)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ С ЛЕВОСТОРОННЕЙ ЛАТЕРИТИЗАЦИЕЙ
Аннотация. В данной статье раскрываются методические проблемы обучения письму детей с левосторонней латеритизацией. Нами будет раскрыта основная терминология по данной теме, определены психофизиологические особенности детей с левосторонней латеритизацией, трудности обучения письму, условия и этапы организации процесса обучения письму.
Ключевые слова: левосторонняя латеритизация, ребенок, письмо, время письма, процесс обучения.
Под латеритизацией понимается – функциональное преобладание одной из сторон тела. Тип латеритизации определяется у детей в раннем возрасте, среди них выделяют: правосторонняя, левосторонняя и перекрестная. Левосторонняя латеритизация, как и перекрестная является нетипичными.
Как известно, большинство в мире людей обладают правосторонней латеритизацией, а на левшей приходится не более 13% населения. Общего мнения ученых, касаемо левосторонней латеритизации нету, т.к. многие воспринимают леворукость – недостатком, кто-то относится к леворуким – нейтрально, однако некоторые считают леворукость – признаком гениальности [8, с.201]. Под обучение письму вслед за Н. Афониной будем понимать «форму выражения языка при помощи графических символов» [1]. Обучение письму должно носить регулятивный характер, а овладение навыками письма должно быть последовательным и систематическим, при этом не перегружая ребенка. Следует также организовывать на занятиях физкультминутки и пальчиковые гимнастики, они позволят детям расслабиться и с новыми силами продолжить работу дальше. В современном образовании у детей с левосторонней латеритизацией возникает большое количество проблем в процессе обучения письму. Для того, чтобы обучение письму таких детей проходило более успешно необходимо учитывать их психофизиологические особенности, среди которых В.И. Слободчиков выделяет следующие:
- двигательная расторможенности из-за чего могут возникать проблемы с концентрацией внимания;
- логофобия, т.е. дети испытывают ненавязчивый страх, который может проявляться заиканием, а также такие дети могут страдать ночным энурезом;
- во время письма и чтения у них можно наблюдать зеркальные феномены (пишут и читают текст справа налево), при этом темп письма – замедленный;
- нарушение ориентировки в пространстве, они часто путают лево и право;
- у них нарушено или недостаточно развито зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и координация [7, с. 58].
Все вышеперечисленные особенности не только влияют на физическое и психологическое развитие детей, а также создают проблемы при обучении письму. С детьми, у которых наблюдается левосторонняя латеритизация важно проведение своевременной диагностики, позволяющей выявить состояние моторной сферы и коррекции, позволяющей предупреждению трудностей при освоении письма.
Существует ряд методик, применяемых с детьми, позволяющие определить состояние ручного праксиса:
- «Домик» (Н. И. Гуткина);
- «Дорожки» (Л.А. Венгер);
- «Графический диктант» (Д.В. Хорсанд).
Данные методики постоянно дополняются и интерпретируются под особенности детей с левосторонней латеритизацией и позволяют определить внимательность, моторику рук, точность движений, произвольность [4].
Для успешного овладения навыкам письма с детьми, имеющими левостороннюю латеритизацию важно организовывать процесс обучения с учётом следующих условий:
Во-первых, следует подготовить руку ребенка к овладению письмом через формирование графических навыков.
Во-вторых, важно на занятии использовать кинезиологические упражнения для совершенствования движения рук и адаптации ребенка к школе.
В-третьих, следует совместно использовать упражнения и игры, позволяющие тренировать пальцы и речь одновременно, тем самым повышая интерес детей к такого рода упражнениями и превращать их в занимательную игру [3, с. 64]. Также для успешной организации процесса обучения детей с левосторонней латеритизацией необходимо учитывать и требования к посадке детей, к положению рук и кистей. М.Р. Львовым выделяются следующие требования (рис.1.)
Рисунок 1. Требования к организации рабочего пространства детей с левосторонней латеритизацией при обучении письму [6, с.40]
Из работы Е.А. Караваевой, при обучении детей с левосторонней латеритизацией могут возникать трудности как во время их переучивания в тот период, когда формируются навыки письма, так и в случае, если не будут учитываться их индивидуальные особенности. Исходя из вышеописанных трудностей можно судить о том, что леворукие дети чаще чем праворукие испытывают нервозное состояние [5, с. 101]. Если формировать графический навык с использованием поэтапной деятельности, то можно снизить риск возникновения трудностей при обучении детей с левосторонней латеритизацией письму. М.М. Безруких, предлагается при обучении письму использовать следующие этапы:
1. Аналитический этап – направлен на усвоение детьми понятий о букве и графических знаков, а также умение их писать. Следует обращать внимание на детали, которые характеризуют движение рук и правильность выполнения графических элементов. Начать обучение письму следует с объяснений детям элементов буквы, о конструировании букв из графических элементов.
На аналитическом этапе детям с левосторонней латеритизацией необходимо организовать специальную помощь, которая предполагает работу по следующему алгоритму:
- сначала необходимо зафиксировать правильное направление движения руки – слева-направо;
- подробно следует разобрать траекторию движения во время письма, как отдельных элементов, так и букв в целом;
- следует попросить ребенка озвучивать элементы написания букв во время письма, что способствует прочному закреплению;
- выполнять движение следует в замедленном темпе [2, с. 173-174].
2. Синтетический этап – позволяет формировать отдельные элементы в букву.
3. Автоматизация – предполагает доведение навыков графического письма до высокой степени усвоения быстроты, плавности и легкости письма. Однако необходимо, чтобы плавность и быстрота должны не навязываться взрослым, а являться естественным результатом совершенствования движений [2, с. 175].
Таким образом, для построения грамотного процесса обучения письму детей с левосторонней латеритизацией необходимо учитывать психофизиологические особенности таких детей, для правильной организации процесса обучения письму, при этом необходимо соблюдать требования к организации рабочего пространства детей и использовать поэтапную деятельность для достижения положительных результатов в процессе обучения письму.