Статья:

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО ТУРЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(235)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Ниязова М.С. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО ТУРЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 12(235). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/235/124840 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО ТУРЦИИ

Ниязова Меруерт Султановна
студент, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, РК, г. Астана
Ахмедьянова Дана Кабидуллаевна
научный руководитель, канд. полит. наук, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, РК, г. Астана

 

Аннотация. Региональное лидерство Турции в последние годы стало предметом многочисленных дискуссий из-за ее активной внешней политики и возросшего участия в региональных делах. Стратегическое положение страны, исторические связи, экономический и военный потенциал позволили ей позиционировать себя в качестве региональной державы. Эта статья направлена на изучение факторов регионального лидерства Турции, включая ее исторические и культурные связи, экономический и военный потенциал, а также ее влияние на региональную политику и стабильность. Цель этой статьи - проанализировать региональное лидерство Турции, ее влияние на регион и детерминанты, которые способствовали ее росту как региональной державы. Исследование для этой статьи было проведено с использованием сочетания обзора литературы и анализа текущих событий и тенденций в регионе. Используемые методы включают качественный анализ официальных документов, сообщений СМИ, основных положений научных публикаций.

Показано, что стратегическое положение Турции на перекрестке Европы, Азии и Ближнего Востока позволяет ей играть важную роль в региональных делах. Исторические связи с Османской империей также способствовали региональному влиянию. Кроме того, экономический и военный потенциал Турции позволил ей реализовать свои региональные амбиции благодаря растущей экономике и хорошо оснащенным вооруженным силам. С другой стороны, отношения Турции с некоторыми соседями были натянутыми из-за территориальных споров и исторических обид. Вмешательство Турции в Сирию также вызвало споры: некоторые обвиняли страну в поддержке исламистских группировок.

Исследование, представленное в данной статье, способствует развитию теории международных отношений и региональной политики. Анализируя региональное лидерство Турции, статья проливает свет на факторы, способствующие росту региональных держав, и их влияние на региональную политику. Анализ, представленный в этой статье, представляет обзор регионального лидерства Турции и ее влияния на региональную политику и стабильность. В статье также освещаются проблемы и возможности, возникающие в результате роста региональных держав, и дается представление о том, как ими управлять.

 

Ключевые слова: региональное лидерство, Турция, Ближний Восток, Балканы, Центральная Азия, внешняя политика, экономика.

 

На протяжении всей истории баланс сил в международных отношениях менялся постепенно, но неуклонно. Хотя политическая и экономическая динамика может колебаться, влияние исторических, культурных и географических факторов часто остается постоянным. Османская империя была одной из самых могущественных империй в мире в 16 веке, достигая границ Римской империи. Однако осада Вены в 1683 году ознаменовала упадок османского господства в Восточной Европе. С наступлением эпохи национальных государств Османская империя распалась, и Британская и Французская колониальные империи взяли под свой контроль большую часть ее обширных земель, за исключением Анатолии. После короткого периода военного вторжения после Первой мировой войны современная Турецкая Республика превратилась в независимое национальное государство из остатков Османской империи. Несмотря на непростое начало, Турция сумела стать важным игроком на глобальном политическом и экономическом ландшафте благодаря своему стратегическому положению, диверсифицированной экономике и активной внешней политике. В первые годы существования Турецкой Республики среди интеллигенции существовали разногласия по поводу того, должна ли Турция следовать западным ценностям или возродить свои корни на основе своего исторического и культурного опыта. Правительство выбрало срединный путь, объединив оба подхода, следуя западным революциям, но при этом уважая уникальную цивилизационную составляющую. Во время авторитарного правления президента Исмета Иненю с 1938 года Турция склонялась к западной политике, но избрание Демократической партии в 1950 году ознаменовало сдвиг в сторону исторической миссии Турции.

С геополитической точки зрения современная внешняя политика Турции носит прежде всего региональный характер. Стратегическое видение страны, первоначально изложенное Давутоглу, бывшим министром иностранных дел и советником Эрдогана, было направлено на превращение Турции в регионального гегемона путем сочетания географического детерминизма, культурного влияния и исторического опыта. Геополитические амбиции Турции коренятся в ее имперском прошлом, которое включало Османскую империю, одну из крупнейших империй в мире. В результате одной из первоочередных задач Турции является вовлечение государств Центральной Азии в свою собственную цивилизацию. Геополитическая стратегия страны базируется на трех столпах: османизме, пантюркизме и панисламизме. Неоосманизм стремится возродить «великую Турцию» путем модернизации классической цивилизационной модели Османской империи, опираясь на экономическую, военную и политическую мощь. При этом пантюркизм стремится объединить все тюркоязычные народы под знаменем единого государства, а панисламизм пропагандирует исламское единство и солидарность. Несмотря на финансовые ограничения, мягкая сила Турции основана на развитии культурных, гуманитарных и экономических связей через образовательные учреждения, бизнес-структуры и международные организации, такие как Организация тюркских государств, ТИКА и ТЮРКСОЙ. Турция вкладывает средства в оказание экономической помощи, а в последнее время и в военно-техническую помощь. Например, Турция предлагает стипендии студентам, предоставляет военную технику странам региона, предлагает бесплатное обучение военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

С приходом к власти президента Реджепа Тайипа Эрдогана в 2003 году Турция проводит политику усиления своего влияния в Азии, особенно в Центральной Азии. Эта политика была сформулирована в инициативе Турции «Новая Азия», которая была запущена Министерством иностранных дел в августе 2019 года под руководством министра Чавушоглу. Инициатива преследует четыре основные цели: улучшение межгосударственных отношений, расширение торгового потенциала, укрепление академического сотрудничества и развитие взаимодействия между обществами. В 2009 году Турция создала Совет сотрудничества тюркоязычных государств, также известный как Тюркский совет, в который вошли Турция, Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан [1]. Эта институциональная база позволила Турции более уверенно действовать в качестве внешнего актора в регионе. Многостороннее влияние Турции в регионе расширяется с 2010 года, поскольку страны региона проявляют растущий интерес к Анкаре, особенно в сферах гуманитарного сотрудничества и инвестиций. Турция реализовала многочисленные бизнес-проекты в регионе, в том числе новые рейсы и двусторонние бизнес-форумы, которые способствовали более тесному переплетению экономик региона Центральной Азии с Турцией [2]. Победа президента Эрдогана на президентских выборах 2014 года стала поворотным моментом в позиционировании Турции в Центральной Азии. Для руководства Эрдогана характерно стремление использовать исламский фактор для мобилизации поддержки как внутри Турции, так и за ее пределами. Результатом национального референдума 2017 года об изменении формы правления в Турции была принята президентская форма правления. Кроме того, смена режима в Узбекистане в 2016 г. позволила Турции возобновить отношения с Ташкентом, которые были заморожены с 1997 г. из-за конфликтов с турецкими властями при бывшем президенте И. Каримове.

Уникальный геополитический фактор страны дает возможность Анкаре играть самостоятельную роль в Североатлантическом альянсе, учитывая ее значительный военный потенциал. Членство Турции в НАТО поставило ее вооруженные силы под опеку гражданской политики, и с демократической борьбой армия в конечном итоге перешла под командование гражданского руководства. Первоначально Турция была важнейшим компонентом обороны Западной Европы и служила связующим звеном между европейскими членами НАТО и государствами Ближнего Востока, противостоявшими Советскому Союзу. Самостоятельная роль Турции как плацдарма на Ближнем Востоке и «щита» НАТО была еще более востребована в Вашингтоне и Брюсселе. После выхода Ирака из СЕНТО и свержения шаха в Иране в 1979 г. стратегическая роль Турции на Ближнем Востоке приобрела еще большее значение. Таким образом, геополитическое положение Турции и ее независимая роль в Североатлантическом альянсе обеспечили ее неизменную значимость в регионе и за его пределами. После окончания холодной войны мировой порядок перешел к однополярной системе с США как единственной сверхдержавой. Однако после оккупации США Ирака и Афганистана возникли новые глобальные державы, создавшие многополярный баланс сил. Китай и Россия стали значительными экономическими и военными сверхдержавами, в то время как традиционные державы Западной Европы ослабли. По мере ослабления влияния Запада Турция усилила свою роль на землях бывшей Османской империи, реструктурировав свои региональные отношения. В настоящее время Турция является образцом для подражания и меняет правила игры на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Балканах, расширяя свое влияние за пределы своей традиционной сферы влияния.

Продолжающийся конфликт между Россией и Украиной высветил критическую роль Турции в своем регионе. Отношения Турции с Украиной значительно расширились после окончания холодной войны, и между двумя странами сложился тесный стратегический союз. Однако Турция также поддерживает успешные отношения с Россией, несмотря на противоречивые интересы по различным вопросам. Положение Турции как моста между Европой и Азией придает ей большое геополитическое значение в регионе. Турция стала жизненно важным игроком на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Балканах, и ее внешняя политика определяется стремлением обеспечить стабильность и безопасность в этих регионах. Отношения Турции с Россией характеризуются тонким балансом сотрудничества и конкуренции. Две страны имеют конфликтующие интересы по целому ряду вопросов, включая Сирию, Кавказ и Черное море. Несмотря на эти разногласия, Турция смогла сохранить конструктивные отношения с Россией, признав ее положение и власть в регионе. Подход Турции к конфликту между Россией и Украиной был прагматичным и осторожным. Турция призвала обе стороны найти мирное решение кризиса и предприняла шаги, чтобы избежать вовлечения в конфликт. В то же время Турция продолжает поддерживать территориальную целостность и суверенитет Украины, призывая к прекращению незаконной аннексии Крыма. Ясно, что роль Турции как региональной державы и глобального игрока определялась ее историческими, культурными и географическими факторами. Его стратегическое положение придает ему важное геополитическое значение в регионе, а его внешняя политика определяется стремлением содействовать стабильности и безопасности. Ее отношения с Россией и Украиной являются лишь одним из примеров того, как Турция успешно справляется со сложной региональной динамикой, чтобы сохранить свою позицию ключевого игрока в международном сообществе.

Турция имеет стратегическое расположение, а ее исторические и культурные связи с окружающими регионами делают ее важным игроком на международной арене. Региональная мощь Турции была усилена ее политической стабильностью, экономическим ростом и военным потенциалом. Турция также добилась значительных успехов в превращении в политическую глобальную державу. Внешняя политика Турции была сосредоточена на построении прочных отношений с развивающимися державами, такими как Китай, Индия и Бразилия, в попытке расширить свое влияние за пределы своего непосредственного региона. Продвижение Турцией уникальной цивилизационной перспективы, сочетающей исламские ценности с современностью, позволило ей позиционировать себя как лидера мусульманского мира и моста между Востоком и Западом.

Одним из ключевых факторов, способствовавших региональному могуществу Турции, является ее политическая стабильность. С момента своего создания в качестве республики в 1923 году Турция сохранила стабильную политическую систему. Несмотря на то, что были некоторые случаи политической нестабильности, такие как военные перевороты в 1960, 1971 и 1980 годах, Турция смогла преодолеть эти проблемы и сохранить свою политическую стабильность. После периода политической нестабильности в 1990-х годах в Турции установилась стабильная парламентская демократия с сильной исполнительной властью президента. Правительство внедрило рыночную экономическую политику, которая привела к устойчивому экономическому росту, что сделало Турцию одним из ведущих развивающихся рынков в мире. Демократическая система страны была укреплена активным гражданским обществом и независимой судебной системой.

Еще одним фактором, который способствовал региональному могуществу Турции, является ее экономический рост [3]. Его экономическая мощь делает его крупным игроком на экономическом ландшафте региона, поскольку это одна из крупнейших экономик региона. В последние десятилетия Турция претерпела значительные экономические преобразования, перейдя от аграрной экономики к индустриальной. Валовой внутренний продукт (ВВП) страны увеличился с 230 миллиардов долларов в 2002 году до 717 миллиардов долларов в 2020 году, что сделало ее 19-й по величине экономикой в мире. Турция диверсифицировала свою экономику с ключевыми секторами, включая сельское хозяйство, промышленность и услуги. Страна также либерализовала свою экономику, привлекая иностранные инвестиции и продвигая свободную торговлю. Стратегическое расположение Турции на перекрестке Европы и Азии также делает ее важным транзитным узлом для мировой торговли. Эта экономическая политика способствовала региональному могуществу Турции, сделав ее важным игроком в мировой экономике. Экономическая мощь Турции позволила ей реализовать амбициозную внешнеполитическую программу, направленную на распространение своей мощи и влияния за пределы своих границ. Турция вложила значительные средства в инфраструктурные проекты в регионе, такие как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод TANAP, которые помогли укрепить ее позиции в качестве ключевого энергетического узла в регионе. Турция также инвестировала в культурные инициативы и образовательные обмены, стремясь продвигать свою мягкую силу и увеличивать свое глобальное влияние.

Динамичное, молодое и растущее население Турции обеспечивает надежную основу для внешнеполитических амбиций страны. В настоящее время Турция переживает период «демографического дивиденда», характеризующийся наименьшей демографической нагрузкой и наибольшей долей трудоспособного населения. Это демографическое преимущество создает дополнительные предпосылки для продолжения устойчивого экономического роста. Укрепление позиций Анкары — не только результат «неоосманских мечтаний» руководства страны. Скорее, это следствие развития Турции на протяжении ХХ века и геополитических изменений, последовавших за окончанием холодной войны. Поскольку вчерашние великие державы не смогли заполнить вакуум безопасности, появились новые амбициозные «ближневосточные тигры», такие как Турция, которые сейчас находятся на подъеме. Поэтому вне зависимости от того, кто придет на смену Р. Эрдогану, Турция, скорее всего, продолжит намеченный путь к тому, чтобы стать новым полюсом в многополярном мире. Эта траектория коренится в сильном демографическом профиле страны, устойчивом экономическом росте и ее стратегическом расположении в регионе, который имеет жизненно важное значение для глобального баланса сил.

Военный потенциал Турции также способствовал ее региональной мощи. Страна имеет вторую по величине постоянную армию в НАТО после Соединенных Штатов [4]. Турция вложила значительные средства в свои вооруженные силы, уделяя особое внимание развитию собственного оборонного потенциала. Вооруженные силы страны сыграли важную роль в миротворческих операциях как на Ближнем Востоке, так и по всему миру. Вооруженные силы Турции также участвовали в операциях против террористических организаций, таких как ИГИЛ (исламистская террористическая организация, деятельность которой запрещена в России, прим. редакции), которые способствовали укреплению ее региональной мощи. Согласно The Military Balance 2019 (стр. 154), турецкие вооруженные силы могут похвастаться численностью личного состава в 550 800 человек, что резко контрастирует с вооруженными силами трех видов вооруженных сил, которые набирают чуть более 100 000 человек. В эту цифру, однако, не входят Объединенные силы и нагрузка медико-санитарного персонала, которая составляет более 60 тысяч человек и не связана с боевыми задачами. Для сравнения, французские вооруженные силы насчитывают около 200 000 человек, а Италия - 165 500 человек. Таким образом, Вооруженные Силы Турецкой Республики превосходят вооруженные силы трех основных континентальных государств, в том числе по составу их сухопутных войск. Что касается танков, например, турецкие сухопутные войска располагают 2622 танками по сравнению с 245 у Германии, 528 у Франции и 200 у Италии. В целом военная мощь Турции является важным фактором регионального и международного влияния страны, а ее стратегическое положение и военный потенциал имеют важное значение для баланса сил в регионе.

Региональная мощь Турции оказала значительное влияние на регионы Ближнего Востока и Евразии. Турция была активным участником региональной политики, играя ключевую роль в региональных организациях, таких как Организация исламского сотрудничества (ОИС) и Организация экономического сотрудничества (ОЭС). Турция также принимала участие в усилиях по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии и Ливии. Отношения Турции с ее соседями, такими как Иран и Россия, также способствовали ее региональной мощи. Региональная дипломатия и разрешение конфликтов относятся к усилиям по разрешению конфликтов и содействию мирным отношениям между странами или группами в определенном географическом регионе. В Западной Азии Турция сыграла важную роль в этих усилиях, особенно в сирийском конфликте. Турция участвовала в различных дипломатических инициативах по урегулированию сирийского конфликта, включая Астанинский процесс, серию переговоров между Турцией, Россией и Ираном, направленных на поиск политического решения конфликта. Турция также провела несколько раундов переговоров между сирийским правительством и оппозиционными группами. Кроме того, Турция принимала участие в усилиях по укреплению мира и стабильности в регионе в целом. Карабахский конфликт – это давний спор между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорно-Карабахского региона. Турция твердо встала на сторону Азербайджана и принимала активное участие в конфликте, оказывая военную помощь, обучая и переоснащая азербайджанскую армию. Это привело к тому, что Турция стала одним из основных игроков на Южном Кавказе и в исламском мире. Участие Турции в карабахском конфликте можно рассматривать как часть более широкой стратегии по усилению своего влияния в бывших советских республиках Кавказа и Закавказья. Успех президента Р.Т. Эрдогана в этом плане можно отнести к тщательно продуманной долгосрочной политике страны. О растущем внешнеполитическом авторитете Турции свидетельствует тот факт, что страна имеет самую разветвленную сеть дипломатических миссий в мире, с 246 представительствами, открытыми за последние два десятилетия, и особый интерес к Африке, где она расширила свою дипломатическую сеть – от 12 до 46 посольств. Участие Турции в карабахском конфликте также можно рассматривать как способ бросить вызов влиянию других глобальных игроков в регионе. Поддерживая Азербайджан и оказывая военную помощь, Турция стремилась укрепить свои позиции на Южном Кавказе и в исламском мире. Он правильно рассчитал, что внешнеполитические приоритеты России в настоящее время сосредоточены на западном направлении и что она не будет вмешиваться в конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Поэтому победу Азербайджана в Нагорном Карабахе можно рассматривать как дальнейшее усиление влияния Турции в регионе. Однако участие Турции в карабахском конфликте также вызвало обеспокоенность у других глобальных игроков, особенно у России и Запада. Россия традиционно имела сильное влияние в регионе и была главным союзником Армении в конфликте. Растущее присутствие Турции в регионе и ее поддержка Азербайджана бросили вызов этому влиянию, что привело к напряженности в отношениях между двумя странами. Запад, с другой стороны, выразил обеспокоенность растущим авторитаризмом Турции и ее поддержкой Азербайджана, который обвиняется в нарушении прав человека в ходе конфликта. Участие Турции в карабахском конфликте можно рассматривать как часть более широкой стратегии по усилению своего влияния на Южном Кавказе и в исламском мире.

В то же время Турция также работает над укреплением своей дипломатической сети и взаимодействием с местными гражданами в странах, в которых она заинтересована. Этот подход рассматривается как ключевой элемент «мягкой силы» Турции и был назван британским агентством Portland главным активом ее мягкой силы. Расширение дипломатической сети Турции было особенно заметно в Африке, где Турция открыла большое количество посольств и установила тесные связи с местными органами власти и группами гражданского общества. Активное взаимодействие турецких дипломатов с местными жителями направлено на построение отношений и продвижение турецкой культуры и ценностей за рубежом. Этот подход оказался особенно успешным в странах с большим турецким населением, таких как Германия и Нидерланды, где Турция смогла использовать свои культурные и исторические связи, чтобы заручиться поддержкой своих внешнеполитических целей. Еще одним важным аспектом современной внешней политики Турции является ее упор на экономическую дипломатию. Турция работает над расширением своих экономических связей с другими странами, чтобы расширить свое влияние и продвигать свои экономические интересы. Это проявляется в усилиях Турции по углублению экономических связей с Россией, Китаем и другими странами Ближнего Востока и Центральной Азии.

Турция также была посредником в конфликтах с участием стран за пределами региона. Например, Турция сыграла роль в мирном процессе между талибами и афганским правительством. В целом участие Турции в региональной дипломатии и усилиях по урегулированию конфликтов помогло укрепить мирные отношения и стабильность в Западной Азии и за ее пределами. Однако возможности регионального лидерства Турции также столкнулись с проблемами. Турция была вовлечена в конфликты со своими соседями, такие как продолжающийся конфликт с РПК (Рабочая партия Курдистана) на юго-востоке Турции и в северном Ираке. Отношения Турции с некоторыми из ее союзников, такими как Соединенные Штаты и Европейский союз, в последние годы также были напряженными. Эти проблемы оказали влияние на региональную мощь Турции, но страна продолжала сохранять свои позиции региональной державы на Ближнем Востоке и в Евразии. Региональная мощь Турции была усилена ее политической стабильностью, экономическим ростом и военным потенциалом. Активное участие Турции в региональной политике и усилиях по урегулированию конфликтов оказало значительное влияние на регионы Ближнего Востока и Евразии. Однако региональное лидерство Турции также имеет свои ограничения, включая конфликты с соседями и натянутые отношения с некоторыми из ее союзников. Несмотря на эти проблемы, региональная мощь Турции, вероятно, останется важным фактором на международной арене в ближайшие годы.

Можно заключить, что региональное лидерство Турции было сформировано ее историей, географией, внутриполитическим курсом, экономикой и военной мощью. Ее стратегическое расположение, соединяющее Европу и Азию, позволило играть важную роль в различных региональных делах. Актвиная внешняя политика страны под руководством президента Эрдогана также способствовала ее растущему влиянию на Ближнем Востоке, Балканах и в Центральной Азии. Хотя региональное лидерство Турции принесло такие преимущества, как рост торговли, инвестиций и дипломатического влияния, оно также столкнулось с такими проблемами, как конфликты с соседними странами, кризисы с беженцами и проблемы с правами человека. В будущем способность Турции сбалансировать свои национальные интересы с региональной стабильностью и сотрудничеством будет иметь ключевое значение для ее дальнейшего лидерства и влияния в регионе.

 

Список литературы:
1. "Turkey's New Foreign Policy and Its Impact on Regional Politics in the Middle East," by Birol Başkan and Ali Balci (2015), Link: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/19436149.2015.1055496
2. "Turkey's Policy in Central Asia and Its Implications for Regional Security," by Farhad Aliyev (2020), Link: https://doi.org/10.1080/09668136.2020.1746928
3. "Turkey's Economic Outlook" from the World Bank, Link: https://www.worldbank.org/en/country/turkey/publication/turkeys-economic-outlook-october-2021 
4. Turkey's membership in NATO and its role in regional security affairs: "The Evolution of Turkey's NATO Strategy and Its Implications for Regional Security" by Ian O. Lesser, in the journal "Survival" (2014)
5. "Turkey's New Geopolitics: From Regional Power to Global Actor" by Kemal Kirişci, Link: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2019/01/FP_20190124_turkey_geopolitics_kirisci.pdf