ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА В ОБЛАСТИ ВОЗНИКАЮЩИХ БЮДЖЕТНЫХ И ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА В ОБЛАСТИ ВОЗНИКАЮЩИХ БЮДЖЕТНЫХ И ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
PECULIARITIES OF ACCOUNTING IN THE AREA OF EMERGING BUDGETARY AND MONETARY LIABILITIES
Yana Konovalyuk
Student, Sevastopol state University, Russia, Sevastopol
Natalia Buzak
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Sevastopol state University, Russia, Sevastopol
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию особенностей бухгалтерского учета бюджетных учреждений в области возникающих бюджетных и денежных обязательств. В статье рассмотрен порядок принятия бюджетных и денежных обязательств и их значение в бюджетном учете, порядок санкционирования расходов бюджета и некоторые проблемные вопросы в учете бюджетных и денежных обязательств.
Abstract. This article is devoted to the study of the peculiarities of accounting of budgetary institutions in the field of emerging budgetary and monetary obligations. The article considers the procedure for accepting budgetary and monetary obligations and their significance in budgetary accounting, the procedure for authorizing budget expenditures and some problematic issues in accounting for budgetary and monetary obligations.
Ключевые слова: бюджетный учет, бюджетные обязательства, денежные обязательства, санкционирование, принятые обязательства.
Keywords: budgetary accounting, budgetary liabilities, monetary liabilities, authorizations, commitments made.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях является одним из самых ответственных процессов. Его задача заключается в том, чтобы обеспечить максимальную прозрачность всей деятельности бюджетного учреждения и правильный контроль за финансовыми потоками.
Поскольку деятельность бюджетных учреждений финансируется за счет соответствующего бюджета Российской Федерации, денежные средства на обеспечение своей деятельности бюджетные учреждения получают в рамках бюджетной сметы. В ней в соответствии с классификацией расходов бюджетов устанавливаются лимиты бюджетных обязательств учреждения. Учреждение, исполняя показатели бюджетной сметы, совершает расходные операции, в рамках которых осуществляется прием обязательств и их исполнение.
Бухгалтерский учет в области возникающих бюджетных и денежных обязательств позволяет бюджетному учреждению контролировать текущие расходы и оценивать их соответствие доведенным лимитам денежных средств.
Цель статьи: изучить особенности бухгалтерского учета в области учета возникающих бюджетных и денежных обязательств.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются: получить общее понятие о бюджетных и денежных обязательствах; определить роль учета возникающих бюджетных и денежных обязательств; изучить порядок принятия бюджетных и денежных обязательств в бюджетных учреждениях; рассмотреть некоторые проблемные вопросы в области учета возникающих бюджетных и денежных обязательств.
Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО) [1].
Под денежными обязательствами понимают обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения [1].
В бухгалтерском учете данные о возникающих бюджетных и денежных обязательствах отражаются на счете 502.00 «Обязательства», на нем отражают принятые бюджетные и денежные, принимаемые и отложенные обязательства.
Бюджетные обязательства возникают у бюджетного учреждения в момент заключения договора или соглашения с бюджетным органом, физическим или юридическим лицом. При этом денежные обязательства возникают у учреждения в момент получения товаров, работ, услуг, основанием для принятия денежных обязательств могут выступать накладные, счета фактуры, акты выполненных услуг. Кроме того, денежные обязательства могут быть приняты учреждением до фактического исполнения сторонами предмета договора в части «безусловных» сумм, чаще всего в качестве «безусловных» сумм выступают суммы авансовых платежей, при этом размер авансового платежа в обязательном порядке должен быть обозначен в договоре.
Роль бухгалтерского учета в области возникающих бюджетных и денежных обязательств в бюджетных учреждениях заключается в первую очередь в обеспечении контроля за правильностью и своевременностью их исполнения, сохранностью бюджетных и денежных средств. При этом не отражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ и наложению штрафов.
Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н, включает в себя отдельный раздел под названием «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта» [2].
Под санкционированием принято понимать утверждение расходных статей бюджетных учреждений государством как высшей инстанцией. В санкционирование включаются такие этапы как: установление предельных размеров и количества денежных обязательств; контроль и учет принятых бюджетных и денежных обязательств. Ведение санкционирования позволяет бюджетным учреждениям не принимать обязательства, не обеспеченные государственным финансированием.
Санкционирование расходов бюджета включает в себя четыре основных этапа (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Этапы санкционирования расходов бюджета
Как самостоятельный объект бухгалтерского учета денежные обязательства появились с 1 января 2011 года.
Можно сказать, что порядок ведения учета бюджетных обязательств относительно прост, поскольку подтверждающим документом для принятия такого обязательства выступают договор, контракт и т.п., и нетрудно установить момент отражения таких операций в учете. Однако при отражении в учете денежных обязательств возникают определенные особенности.
Как говорилось выше денежные обязательства возникают у учреждения как правило в момент получения документа, подтверждающего исполнение предмета договора.
Учет операций, отражаемых на 500-х счетах Единого плана счетов, позволяет получать оперативную информацию о ходе исполнения бюджета по расходам в данном учреждении в целом.
Сумма оборотов по кредиту счета 502.01 «Принятые обязательства» позволяет оценить объем принятых бюджетных обязательств, можно сказать, что на этом счете отражается объем заключенных учреждением договоров.
В то же время обороты по кредиту счета 502.02 «Принятые денежные обязательства» отражают объем принятых бюджетным учреждением денежных обязательств перед контрагентами. Можно сказать, что обороты по кредиту этого счета отражают сумму денежных средств, которые учреждение готово уплатить за счет средств бюджета на соответствующую отчетную дату.
Таким образом, разница между кредитовыми оборотами по счетам 502.01 и 502.02, соответствующая кредитовому сальдо по счету 502 01, свидетельствует о том, какая сумма должна быть уплачена из бюджета для исполнения договоров, контрактов и других обязательств, принятых учреждением на соответствующую отчетную дату [3].
Одним из проблемных вопросов, возникающих в бухгалтерском учете бюджетных и денежных обязательств является корректировка принятых бюджетных и денежных обязательств. Необходимость корректировки принятых обязательств возникает в момент, когда после выполнения договорных обязательств изменилась стоимость поставленных материальных ценностей, оказанных услуг (выполненных работ). В ситуации, когда, например, стоимость оказанных услуг снизилась, необходимо составить дополнительное соглашение к договору и отразить в бухгалтерском учете изменение суммы бюджетных обязательств методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.
Если ситуация обратная, то есть сумма оказанных услуг увеличилась, что в обязательном порядке должно быть подтверждено Актом оказания услуг или выполненных работ, необходимо также составить дополнительное соглашение к договору и доначислить сумму обязательств в бухгалтерском учете дополнительной проводкой. Важно учитывать, что такой вариант возможен только при наличии у учреждения неизрасходованного остатка ЛБО, поскольку принятие обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.
Таким образом учет в области планирования и санкционирования доходов, расходов и обязательств учреждения является одной из важнейших частей бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, поскольку их деятельность финансируется в большей мере за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и целевое использование этих средств контролируется вышестоящими органами. Не отражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной.