Статья:

Приемы советской пропаганды в годы Великой Отечественной войны

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(24)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Тимчук А.Н. Приемы советской пропаганды в годы Великой Отечественной войны // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 3(24). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/24/31718 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Приемы советской пропаганды в годы Великой Отечественной войны

Тимчук Алена Николаева
студент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, РФ, г. Краснодар

 

Пропаганда в переводе с латыни – это вера, которая подлежит распространению. На сегодняшний день под пропагандой понимают популяризацию и распространение политических, научных, художественных или других идей в обществе, которые осуществляются посредством средства массовой информации, устной речи, а также визуальных или иных средств воздействия на общее сознание [1, с.1272-1273].

Пропаганда активно применялась во время военных действий. Выражалось это в использовании различных информационных каналов для политической поддержки ведущихся военных действий либо общих целей, которые ставили перед собой воюющие стороны.

Советская пропаганда во время Второй мировой войны использовала различные приемы. Она восхваляла союзников, поднимала боевой дух Красной армии, заставляла врагов бояться ее мощи, подавляла их сопротивление. Пропаганда в это время была достаточно гибкой и часто меняла курс, подстраивалась под проводившийся курс внешней политики и ход военных действий. Не зря в это время пропаганду называли «третьим фронтом».

Пропаганда СССР в годы Второй мировой 1939-1945 г. как в пределах страны, так и за границей, была достаточно успешной. Для поддержания боевого духа были созданы пропагандистские поезда и агитационные бригады. Важность пропаганды И.В. Сталин подчеркнул на XVIII съезде в 1939 г.: «Есть еще одна область партийной работы, очень важная и очень ответственная, по линии которой осуществлялось за отчетный период укрепление партии и её руководящих органов, – это партийная пропаганда и агитация, устная и печатная, работа по воспитанию членов партии и кадров партии в духе марксизма-ленинизма» [2, с. 327]. Эти слова были указаниями к действию для всех уровней. Вождь отмечал «важность и ответственность» работы, которую должны были проводить во всех направлениях начиная от внутренней политики и заканчивая социальной сферой. При этом было необходимо действовать истинно по-ленински: «пропагандировать, организовывать и агитировать более доступно, более понятно».

Надо отметить, что в первые месяцы войны советская пропаганда проигрывала нацисткой пропаганде. Более того, некоторые советские политработники вообще не считали нужным вести активную контрпропаганду. Они считали? что вражеская пропаганда лжива, носит провокационный и авантюристический характер, в чем и заключается ее слабость. Поэтому не считали нужным опровергать содержание вражеских листовок, ибо их опровергают сами фашисты своими убийствами, грабежами, насилием. Поэтому нацистская пропаганда захватила инициативу на первых этапах войны из-за явной недооценки ее опасности. Благодатной почвой для успешной работы пропагандистской машины Германии стали первые огромные и ошеломляющие успехи вермахта, которые подорвали у многих бойцов и командиров Красной Армии веру в возможность победы над врагом.

Уже на второй день войны с фашистской Германией 24 июня 1941 года Совинформбюро стало ответственным за советскую пропаганду в печати и на радио. В это время венно-политическая пропаганда была усилена литературным творчеством известных писателей и поэтов, таких как К.М. Симонов, Н.А. Тихонов, А.Н. Толстой. Они вошли в специально созданную группу для ведения пропаганды и освещения боевой жизни советских солдат. С ними сотрудничали немецкие антифашисты, среди которых особенно выделялись Ф. Вольф и В. Бредель. На писателях лежала огромная ответственность: они должны были не только воспитывать патриотизм и показывать лучшие черты Красной Армии, но и с помощью разных подходов воздействовать на различную аудиторию.

С зимы 1942 года, после разгрома фашистов под Москвой, советская контрпропаганда приняла активный наступательный характер. Командование Красной Армии выпустила ряд указаний, предписывающих командирам и политработникам всех уровней всеми возможными способами разоблачить немецкую пропаганду. Действенность нацисткой «пропаганды разложения» значительно уменьшилась тогда, когда среди красноармейцев стала распространяться информация об истинном положении советских военнопленных в немецком плену. В 1943 году, с завершением коренного перелома в войне и массовым отступлением частей вермахта по всему фронта, влияние нацистской пропаганды становится уже незначительным. Немецкие пропагандисты были вынуждены уйти в глухую оборону после операции «Цитадель».

Советской пропаганде навсегда удалось перехватила инициативу в свои руки. Она воспользовалась тем, как немцы вели себя на оккупированных советских землях. Нередко замалчивались негативные эпизоды военных действий и трагические страницы в жизни отдельных народов, слоев общества, поселений [3, с. 304-306]. В пропагандистских целях использовалась и страстная вера части советского народа в то, что после возвращения Красной Армии жить станет намного лучше. Кроме того, народу обещали, что война вот-вот должна закончится.

Советская пропаганда была достаточно гибкой: например, она несколько раз меняла образ врага. После прихода к власти Гитлера и до начала Второй мировой войны в советской пропаганде активно формировались два образа: невинного немецкого народа и коварного нацистского правительства. После подписания пакта о ненападении с Германией антифашистские интонации в пропаганде были устранены. После 22 июня 1941 года антифашистская пропаганда была развернута с новой силой.

С августа 1942 г. стал два раза в месяц выходить журнал Главного политического управления Советской Армии и ВМФ «Блокнот агитатора». В нем публиковались новости о подвигах советских людей на фронте и в тылу. В период войны в пропагандистских целях стало активно использоваться историческое наследие добольшевистской России, прежде всего военное.

С 1943 г. советские военнослужащие стали носить погоны, были введены новые награды в честь исторических русских флотоводцев и полководцев А.В. Суворова,
М.И. Кутузова, П.С. Нахимова.

В 1943 году Сталин разрешил избрать нового Московского патриарха, и церковь стала еще одним патриотическим орудием пропаганды. Немцы писали, что с изменением политической и идеологической линии и лозунгом «Изгоните немецких оккупантов с родной земли и спасите Отечество» Сталин добился успеха [4, с.183]. Пропаганда велась и среди населения стран-союзников: советским делегациям давались инструкции о том, как формировать положительный образ СССП, как убеждать союзников в необходимости открытия Второго фронта и тому подобное.

Война слагается из четырех основных сфер: вооруженной борьбы, политического, экономического и идеологического противостояния воюющих сторон.

Пропаганда являлась основой идеологической борьбы, она сыграла большую роль в войне между Германией и Советским Союзом. Каждая из противоборствующих сторон использовал ее для достижения победы. Советская пропаганда смогла создать необходимые предпосылки для победы советского народа в Великой Отечественной войне, используя лучшие примеры героизма как во время войны, так и из исторического прошлого.

 

Список литературы:
1. Философия: Энциклопедический словарь М.: Гардарики, 2004. С. 1272-1273.
2. Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ЦК ВКП(б) 10 марта 1939 г. //Большевистская печать. М.: Политиздат, 1940. С. 327.
3. Степанова Л.Г. «Кубанская Хатынь» в послевоенной памяти: народное восприятие и официальная пропаганда //Материалы Международной научной конференции «Великая Отечественная война в пространстве исторической памяти российского общества». Ростов-на-Дону, ЮНЦ РАН, 2010. С.304-306.
4. Исторические судьбы России ХIХ – ХХ вв. Историографический и социокультурный анализ. Казань: Изд-во КНИТУ, 2015. 226 с.