Статья:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кузнецова С.Д. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126784 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кузнецова Светлана Дмитриевна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Казань
Газизова Фарида Симигулловна
научный руководитель, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Казань

 

Аннотация. В настоящий период имеется множество подходов к определению творчества: креативность, нестандартное мышление, продуктивное мышление, творческий акт, творческая деятельность, творческие способности и пр. Более адекватной формой развития креативных способностей считается обучение посредством творческих заданий. В области учебной деятельности младших школьников решаются задачи развития их воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. Средством формирования креативности младших школьников считается построение системы творческих заданий педагогом.

 

Ключевые слова: творческие задания, формирование креативности, младший школьник, творческая личность, креативное мышление, проблемная ситуация.

 

Под системой творческих заданий понимают упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, которые сконструированы на основании иерархически выстроенных методов творчества, которые ориентированы на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе. Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты [2, с.44]. Для развития креативности детей младшего школьного возраста можно предложить следующие творческие задания. В частности «Школьный театр», актуальность которого обусловлена тем, что в настоящее время существует недостаточное количество учебно-методических пособий, обеспечивающих развитие креативного мышления средствами театральных постановок в начальной школе. Целесообразность данной программы для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить и развить креативное мышление, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности. Одной из особенностей работы в детском театре является задания этюдного тренажа. Наибольшее значение имеет не столько спектакль, сколько подготовительная работа к нему. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое и певческое [3, с.112].

Творческие упражнения и задачи.

  1. закодируйте свое имя;
  2. девочка пошла в лес и заблудилась…. Допишите рассказ.

Игровые технологии:

  1. игра «Нарисуй» – нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором фигур;
  2. игры с кляксой (преобразование пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы).

Проблемные ситуации:

  1. перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Например, «все животные и птицы могут разговаривать на человеческом языке», «все люди могут летать», «каким был бы мир, если б люди не умели считать?»;
  2. придумать предложения, состоящие из четырёх слов, причём каждое слово начинается с указанной буквы. Например, были указаны буквы ВМСК, или МКСВ. Нельзя было менять буквы местами [4, с.315]. Развитие творческого мышления возможно при создании определенных условий, благоприятствующих его формированию. Такими условиями являются: создание творческой обстановки; обеспечение учащимся свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом, предоставление младшим школьникам возможности для самостоятельного решения задач, требующих максимального напряжения сил. Проблемой развития творческих способностей детей, креативного мышления сегодня занимаются психологи и учителя. Задача учителя – активизировать творческую деятельность ученика, в результате которой возникает познавательный интерес в учебном процессе. Именно в начальной школе ребёнок должен научиться работать с информацией, синтезировать знания, приобретать навыки выхода за рамки привычных цепочек рассуждений, используя при этом своё воображение [1, с.51]. Таким образом, активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер младших школьников, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, считается в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога. Комплекс творческих заданий, ориентированных на формирование креативности у младших школьников, позволяет ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, продемонстрировать результат его творчества. Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время, используя различные приёмы и творческие задания.

 

Список литературы:
1. Андреева И.А. 30 уроков развития творческих способностей и воображения / И.А. Андреева. – М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2019. – 839 c.
2. Орлова М. А. Игры для развития творческих способностей / М.А. Орлова. – М.: Лада, 2019. – 160 c.
3. Тетерин М. Кто в норке живет? Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет / М. Тетерин. – М.: Алиса, 2019. – 851 c. 27
4. Тихонова Т.Е. Индивидуальная тетрадь младшего школьника по творческой и проектной работе. 2-4 класс / Т.Е. Тихонова. – М.: Легион, 2018. – 853 c.