ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ: КАЗАХСТАНСКИЙ И НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ: КАЗАХСТАНСКИЙ И НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ
Аннотация. Статья посвящена проблеме отсутствия методических рекомендаций для учителей в Казахстане по использованию интернет-технологий в обучении диалогической речи на иностранном языке. В данной статье рассматриваются ограничения, с которыми сталкиваются педагоги при внедрении цифровых ресурсов, таких как «Moodle» и «Google* Classroom», в процесс обучения без должной методической поддержки. В статье также приводится сравнение с немецким опытом, где существует комплексная система цифровой методической помощи учителям, что способствует эффективному использованию интернет-технологий в образовании. Предлагаются решения для преодоления данной проблемы в Казахстане, включая создание национальной программы цифровой методической поддержки.
Ключевые слова: интерактивное обучение, медиа-компания, цифровизация образования, конструктивный диалог, профессиональное мастерство, национальная программа.
В последние годы интернет-технологии прочно вошли в сферу образования и несут в себе большой педагогический потенциал для преподавания иностранных языков. Тем не менее, в Республике Казахстан остро стоит проблема отсутствия систематизированных методических рекомендаций для преподавателей. Это существенно ограничивает возможности эффективного применения цифровых технологий, в частности, при обучении диалогической речи.
Ключевой проблемой казахстанских педагогов является отсутствие доступности использования интернет-ресурсов в обучении диалогической речи и недостатка четких методических указаний. Хотя в стране активно используются разрабатывающиеся различные онлайн-ресурсы и «E-learning» системы, преподаватели испытывают недостаток материалов и рекомендаций по их использованию. Результатом такого положения является недостаточная эффективность применения технологий и снижение качества преподавания. По сравнению с прогнозируемым уровнем среди популярных интернет-ресурсов, использующиеся для организации дистанционного обучения, можно выделить такие платформы, как «Moodle» [1], «Zoom» [2], и «Google* Classroom» [3]. Следует подчеркнуть, что без соответствующей методической поддержки эти инструменты не всегда гарантируют высокий уровень обучения диалогической речи, поскольку преподаватели не обладают знаниями или необходимой подготовкой для их наиболее эффективной интеграции в учебный процесс.
В то время как Республика Казахстан сталкивается с трудностями в интеграции интернет-технологий в преподавании иностранных языков, в том числе диалогической речи, Федеративная Республика Германии демонстрирует успешное внедрение таких технологий. Ключевым фактором успеха Федеративной Республики Германии в области образования является наличие всеобъемлющей системы методической поддержки учителей. В стране реализованы разнообразные программы и платформы, направленные на повышение уровня цифровой грамотности педагогов и совершенствование их методических навыков.
Программы как «Digitale Bildung» [4] и «Medienkompetenzförderung» [5] предоставляют немецким учителям доступ к материалам, курсам и инструкциям по использованию цифровых технологий в образовательном процессе. Эти инициативы помогают педагогам уверенно применять интернет-ресурсы в преподаваии и в полной мере раскрывать их потенциал для развития навыков диалогической речи. В ФРГ активно используются следующие образовательные платформы, «Schulcloud» [6] и «Antolin» [7], которые включают в себя методические рекомендации по их использованию в обучении диалогической речи. «Schulcloud» и «Antolin» предлагают обширный выбор интерактивных материалов и заданий, что способствует развитию языковых навыков у учеников.
«Klett Sprachen» [9] - один из ведущих издателей учебных материалов, включая цифровые ресурсы и методические руководства для преподавателей. На сайте Klett можно найти интерактивные учебные пособия и методические рекомендации для использования на уроках. Сайт также предлагает вебинары и курсы для учителей, где разбираются методы и подходы к обучению диалогической речи с использованием цифровых платформ.
«Deutsche Welle» (DW) [10] - это немецкая международная медиа-компания, предлагающая образовательный контент, в виде приложения и платформы, которые предоставляют ценные ресурсы для учителей иностранных языков, желающих эффективно применять интернет-технологии для обучения диалогической речи. Курсы и мультимедийные ресурсы доступны как на немецком, так и на английском языке. Для преподавателей «Deutsche Welle» стал отличным методическим ресурсом для обучения диалогической речи, так как платформа содержит аудиовизуальные материалы: новости, подкасты, видео и интервью, которые можно интегрировать в уроки и использовать для практики разговорной речи. На «Deutsche Welle» имеются тематические уроки и материалы, структурированные по уровню владения языком и разнообразным темам, и предоставляет учебные материалы, которые можно интегрировать в школьные занятия для возможности работы с аутентичным языковым материалом и улучшения понимания культурных аспектов. Кроме того, «Deutsche Welle» имеет раздел для преподавателей, где учителя могут найти готовые учебные планы, рекомендации и практические советы по внедрению контента платформы в учебный процесс. В «Deutsche Welle» имеются учебные ресурсы с новостями и репортажами из жизни Германии, что помогает обучающимся лучше понимать культурный контекст. Таким образом, немецкий опыт демонстрирует систематический подход к внедрению интернет-технологий для обучения диалогу на иностранном языке, сочетая современные цифровые решения с научно-методической поддержкой преподавателей.
В Казахстане, даже при наличии таких платформ, как «BilimLand» [8] и «Moodle», проблема отсутствия четкой методической поддержки остается по-прежнему ощутимой. Учителя не всегда могут найти конкретные инструкции или рекомендации по использованию этих платформ для развития диалогической речи. Это приводит к тому, что педагоги часто ограничиваются базовыми функциями онлайн-ресурсов, не используя их полный потенциал для интерактивных и коммуникативных заданий.
В современном мире, где технологии играют доминирующую роль, нельзя отрицать значительный прогресс, достигнутый в сфере информационных технологий. Это приводит к убеждению, что педагогический состав готов к работе в новых условиях без особых трудностей, однако, на первый план выходит другая, не менее важная проблема: недостаточная техническая подготовка учителей. Недостаток у педагогов навыков работы с интернет-ресурсами и онлайн-платформами создает серьезные ограничения в их использовании. Не владея инструментами цифрового обучения, учителя лишены возможности эффективно подбирать материалы для уроков, способствующих развитию речи учащихся и созданию атмосферы конструктивного диалога. Отсутствие методического руководства оказывает негативное влияние на мотивацию педагогических работников и качество образовательного процесса. Неуверенность учителей в вопросах эффективной интеграции технологий в учебную деятельность может привести к снижению активности внедрения инноваций. В свою очередь, это влечет за собой уменьшение вовлеченности учащихся и интереса к предмету.
Методическое сопровождение играет решающую роль в повышении уверенности педагогов при использовании интернет-технологий. Получение ясных инструкций и рекомендаций позволяет учителям чувствовать себя более уверенно, что способствует как оптимизации подготовки к урокам, так и повышению их профессионального мастерства.
Для преодоления дефицита методической поддержки в сфере преподавания иностранных языков в Республике Казахстан нами предлагается реализовать ряд следующих мер:
1. Внедрение программ профессионального развития для педагогов, с акцентом на интегрирование интернет-технологий в образовательный процесс. Данные программы должны предусматривать как теоретическую базу, так и практические занятия по использованию цифровых ресурсов.
2. Создание онлайн-платформ, предоставляющих методические рекомендации по внедрению интернет-ресурсов в обучение диалогической речи. Такие платформы должны включать пошаговые инструкции, образцы уроков и советы по интеграции технологий в учебный процесс.
3. Разработка национальной/ государственной программы по цифровой методической поддержке учителей, включающей создание и распространение материалов, курсов и ресурсов, направленных на повышение квалификации в области цифровых технологий.
4. Организация получения опыта от зарубежных коллег, в частности, посредством международных конференций и программ академических обменов. Это позволит педагогам ознакомиться с передовыми практиками использования технологий в образовании за рубежом.
Интернет-технологии обладают огромным потенциалом для совершенствования обучения диалогической речи. Однако для того, чтобы эффективно реализовать эти возможности, необходимо преодолеть ряд проблем, связанных с доступом к технологиям, контролем учебного процесса, мотивацией учащихся и кибербезопасностью. Отсутствие чётко сформулированных методических рекомендаций для преподавателей по использованию интернет-технологий в обучении диалогической речи на иностранных языках представляет собой серьёзное препятствие для развития образовательных платформ в Казахстане. В отличие от Федеративной Республики Германии, где педагогическая система получает всестороннюю методическую поддержку, казахстанские учителя сталкиваются с дефицитом ясных и подробных инструкций. Только комплексный подход, учитывающий как преимущества, так и вызовы цифровой трансформации, позволит реализовать весь потенциал онлайн-обучения и сделать его доступным и эффективным для всех учащихся. Разработка инновационных методик преподавания, адаптированных к онлайн-формату, и обеспечение равного доступа к технологиям являются ключевыми задачами для обеспечения качественного образования в XXI веке.
* По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.