Статья:

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ: КАЗАХСТАНСКИЙ И НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бердник В.А. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ: КАЗАХСТАНСКИЙ И НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 36(303). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/303/154711 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ: КАЗАХСТАНСКИЙ И НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ

Бердник Вероника Андреевна
студент, Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, РК, г. Уральск
Абуханова Алма Габдурахимовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, РК, г. Уральск

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме отсутствия методических рекомендаций для учителей в Казахстане по использованию интернет-технологий в обучении диалогической речи на иностранном языке. В данной статье рассматриваются ограничения, с которыми сталкиваются педагоги при внедрении цифровых ресурсов, таких как «Moodle» и «Google* Classroom», в процесс обучения без должной методической поддержки. В статье также приводится сравнение с немецким опытом, где существует комплексная система цифровой методической помощи учителям, что способствует эффективному использованию интернет-технологий в образовании. Предлагаются решения для преодоления данной проблемы в Казахстане, включая создание национальной программы цифровой методической поддержки.

 

Ключевые слова: интерактивное обучение, медиа-компания, цифровизация образования, конструктивный диалог, профессиональное мастерство, национальная программа.

 

В последние годы интернет-технологии прочно вошли в сферу образования и несут в себе большой педагогический потенциал для преподавания иностранных языков. Тем не менее, в Республике Казахстан остро стоит проблема отсутствия систематизированных методических рекомендаций для преподавателей. Это существенно ограничивает возможности эффективного применения цифровых технологий, в частности, при обучении диалогической речи.

Ключевой проблемой казахстанских педагогов является отсутствие доступности использования интернет-ресурсов в обучении диалогической речи и недостатка четких методических указаний. Хотя в стране активно используются разрабатывающиеся различные онлайн-ресурсы и «E-learning» системы, преподаватели испытывают недостаток материалов и рекомендаций по их использованию. Результатом такого положения является недостаточная эффективность применения технологий и снижение качества преподавания. По сравнению с прогнозируемым уровнем среди популярных интернет-ресурсов, использующиеся для организации дистанционного обучения, можно выделить такие платформы, как «Moodle» [1], «Zoom» [2], и «Google* Classroom» [3]. Следует подчеркнуть, что без соответствующей методической поддержки эти инструменты не всегда гарантируют высокий уровень обучения диалогической речи, поскольку преподаватели не обладают знаниями или необходимой подготовкой для их наиболее эффективной интеграции в учебный процесс.

В то время как Республика Казахстан сталкивается с трудностями в интеграции интернет-технологий в преподавании иностранных языков, в том числе диалогической речи, Федеративная Республика Германии демонстрирует успешное внедрение таких технологий.  Ключевым фактором успеха Федеративной Республики Германии в области образования является наличие всеобъемлющей системы методической поддержки учителей. В стране реализованы разнообразные программы и платформы, направленные на повышение уровня цифровой грамотности педагогов и совершенствование их методических навыков.

Программы как «Digitale Bildung» [4] и «Medienkompetenzförderung» [5] предоставляют немецким учителям доступ к материалам, курсам и инструкциям по использованию цифровых технологий в образовательном процессе. Эти инициативы помогают педагогам уверенно применять интернет-ресурсы в преподаваии и в полной мере раскрывать их потенциал для развития навыков диалогической речи. В ФРГ активно используются следующие образовательные платформы, «Schulcloud» [6] и «Antolin» [7], которые включают в себя методические рекомендации по их использованию в обучении диалогической речи. «Schulcloud» и «Antolin» предлагают обширный выбор интерактивных материалов и заданий, что способствует развитию языковых навыков у учеников.

«Klett Sprachen» [9] - один из ведущих издателей учебных материалов, включая цифровые ресурсы и методические руководства для преподавателей. На сайте Klett можно найти интерактивные учебные пособия и методические рекомендации для использования на уроках. Сайт также предлагает вебинары и курсы для учителей, где разбираются методы и подходы к обучению диалогической речи с использованием цифровых платформ.

«Deutsche Welle» (DW) [10] - это немецкая международная медиа-компания, предлагающая образовательный контент, в виде приложения и платформы, которые предоставляют ценные ресурсы для учителей иностранных языков, желающих эффективно применять интернет-технологии для обучения диалогической речи. Курсы и мультимедийные ресурсы доступны как на немецком, так и на английском языке. Для преподавателей «Deutsche Welle» стал отличным методическим ресурсом для обучения диалогической речи, так как платформа содержит аудиовизуальные материалы: новости, подкасты, видео и интервью, которые можно интегрировать в уроки и использовать для практики разговорной речи. На «Deutsche Welle» имеются тематические уроки и материалы, структурированные по уровню владения языком и разнообразным темам, и предоставляет учебные материалы, которые можно интегрировать в школьные занятия для возможности работы с аутентичным языковым материалом и улучшения понимания культурных аспектов. Кроме того, «Deutsche Welle» имеет раздел для преподавателей, где учителя могут найти готовые учебные планы, рекомендации и практические советы по внедрению контента платформы в учебный процесс. В «Deutsche Welle» имеются учебные ресурсы с новостями и репортажами из жизни Германии, что помогает обучающимся лучше понимать культурный контекст. Таким образом, немецкий опыт демонстрирует систематический подход к внедрению интернет-технологий для обучения диалогу на иностранном языке, сочетая современные цифровые решения с научно-методической поддержкой преподавателей.

В Казахстане, даже при наличии таких платформ, как «BilimLand» [8] и «Moodle», проблема отсутствия четкой методической поддержки остается по-прежнему ощутимой. Учителя не всегда могут найти конкретные инструкции или рекомендации по использованию этих платформ для развития диалогической речи. Это приводит к тому, что педагоги часто ограничиваются базовыми функциями онлайн-ресурсов, не используя их полный потенциал для интерактивных и коммуникативных заданий.

В современном мире, где технологии играют доминирующую роль,  нельзя отрицать  значительный прогресс, достигнутый в сфере информационных технологий. Это приводит к убеждению, что педагогический состав готов к работе в новых условиях без особых трудностей, однако, на первый план выходит другая, не менее важная проблема: недостаточная техническая подготовка учителей. Недостаток у педагогов навыков работы с интернет-ресурсами и онлайн-платформами  создает серьезные ограничения в их использовании. Не владея инструментами цифрового обучения, учителя лишены возможности эффективно подбирать материалы для уроков, способствующих развитию речи учащихся и созданию атмосферы конструктивного диалога. Отсутствие методического руководства оказывает негативное влияние на мотивацию педагогических работников и качество образовательного процесса. Неуверенность учителей в вопросах эффективной интеграции технологий в учебную деятельность может привести к снижению активности внедрения инноваций. В свою очередь, это влечет за собой уменьшение вовлеченности учащихся и интереса к предмету.

Методическое сопровождение играет решающую роль в повышении уверенности педагогов при использовании интернет-технологий. Получение ясных инструкций и рекомендаций позволяет учителям чувствовать себя более уверенно, что способствует как оптимизации подготовки к урокам, так и повышению их профессионального мастерства.

Для преодоления дефицита методической поддержки в сфере преподавания иностранных языков в Республике Казахстан нами предлагается реализовать ряд следующих мер:

1. Внедрение программ профессионального развития для педагогов, с акцентом на интегрирование интернет-технологий в образовательный процесс. Данные программы должны предусматривать как теоретическую базу, так и практические занятия по использованию цифровых ресурсов.

2. Создание онлайн-платформ, предоставляющих методические рекомендации по внедрению интернет-ресурсов в обучение диалогической речи. Такие платформы должны включать пошаговые инструкции, образцы уроков и советы по интеграции технологий в учебный процесс.

3. Разработка национальной/ государственной программы по цифровой методической поддержке учителей, включающей создание и распространение материалов, курсов и ресурсов, направленных на повышение квалификации в области цифровых технологий.

4. Организация получения опыта от зарубежных коллег, в частности, посредством международных конференций и программ академических обменов. Это позволит педагогам ознакомиться с передовыми практиками использования технологий в образовании за рубежом.

Интернет-технологии обладают огромным потенциалом для совершенствования обучения диалогической речи. Однако для того, чтобы эффективно реализовать эти возможности, необходимо преодолеть ряд проблем, связанных с доступом к технологиям, контролем учебного процесса, мотивацией учащихся и кибербезопасностью. Отсутствие чётко сформулированных методических рекомендаций для преподавателей по использованию интернет-технологий в обучении диалогической речи на иностранных языках представляет собой серьёзное препятствие для развития образовательных платформ в Казахстане. В отличие от Федеративной Республики Германии, где педагогическая система получает всестороннюю методическую поддержку, казахстанские учителя сталкиваются с дефицитом ясных и подробных инструкций. Только комплексный подход, учитывающий как преимущества, так и вызовы цифровой трансформации, позволит реализовать весь потенциал онлайн-обучения и сделать его доступным и эффективным для всех учащихся. Разработка инновационных методик преподавания, адаптированных к онлайн-формату, и обеспечение равного доступа к технологиям являются ключевыми задачами для обеспечения качественного образования в XXI веке.

 

Список литературы:
1. «Moodle» - https://moodle.com/ 
2. «Zoom» - https://www.zoom.com/ru 
3. «Google* Classroom» - https://sites.google*.com/view/classroom-workspace/ 
4. «Digitale Bildung» - https://education.ec.europa.eu/de/focus-topics/digital-education и https://www.uni-potsdam.de/fileadmin/projects/zelb/Dokumente/Publikationen/BSt_MDB3_Schulen_web.pdf 
5. «Medienkompetenzförderung» - https://www.slpb.de/fileadmin/media/Publikationen/Ebooks/Medienkompetenz_PDF.pdf 
6. «Schulcloud» - https://app.schul.cloud/#/start/login 
7. «Antolin» - https://antolin.westermann.de/ 
8. «BilimLand» - https://bilimland.kz/kk 
9. «Klett Sprachen» - https://www.klett-sprachen.de 
10. «Deutsche Welle» - https://learngerman.dw.com/de/deutsch-lernen/s-9095 
11. Gass, S. M., & Selinker, L. (2008). Second Language Acquisition: An Introductory Course. 
12. Ларина, Н. В. (2020). Цифровые образовательные технологии в Казахстане: проблемы и перспективы.
13. Федеральное министерство образования и науки Германии (2021). Digitale Bildung: Wie digitale Medien den Unterricht verändern.
14. Lütge, C. (2020). Medienkompetenzförderung in deutschen Schulen: Eine praxisorientierte Perspektive.
15. Дулатова, С. К. (2022). Использование цифровых технологий в обучении иностранным языкам в Казахстане.
16. Национальная платформа BilimLand: Обзор возможностей для школьного образования.
17. Министерство образования и науки Республики Казахстан (2023). Стратегия цифровизации образования.
18. Deutsches Institut für Normung (DIN). (2019). Digitale Lernplattformen in Deutschland.
19. Schulcloud (2022). Innovative Lösungen für das digitale Klassenzimmer.
20. Antolin (2023). Fördern von Lesekompetenz durch digitale Plattformen.
21. https://antolin.westermann.de/all/downloads/antolin_prospekt.pdf 
22. Klett Sprachen - https://www.klett-sprachen.de/downloads/27140/Deutsch_5Ff_FCr_5FKinder_5Fund_5FJugendliche_5F_96_5Fjetzt_5Fals_5FPDF_5Fherunterladen/pdf. 
 

* По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.