LMS MOODLE КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕНСИФИКАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)
LMS MOODLE КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕНСИФИКАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
LMS MOODLE AS A TOOL FOR INTENSIFYING OF STUDENTS' INDIVIDUAL WORK IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH
Elena Kirzhakova
Undergraduate, institute of education, Kemerovo State University, Russia, Kemerovo
Larisa Kozyreva
Undergraduate, institute of education, Kemerovo State University, Russia, Kemerovo
Natalya Lasukova
Undergraduate, institute of education, Kemerovo State University, Russia, Kemerovo
Natalya Pituganova
Undergraduate, institute of education, Kemerovo State University, Russia, Kemerovo
Аннотация. В статье актуализируется проблема интенсификации самостоятельной работы студентов вузов при изучении английского языка в условиях активного повсеместного внедрения новых информационных технологий. В работе рассмотрен один из путей решения проблемы – использование платформы LMS MOODLE в процессе обучения. В статье выделяются преимущества и недостатки использования платформы MOODLE для преподавателей английского языка и студентов, а также предлагаются рекомендации по снижению уровня возможных затруднений при использовании платформы.
Abstract. The article deals with the problem of intensifying the individual work of university students while learning English in the conditions of rapid development of new information technologies. The paper considers one of the ways of solving the problem - the use of the LMS MOODLE platform in the learning process. The article highlights the advantages and disadvantages of using the MOODLE platform for English teachers and students, and also offers recommendations to reduce the level of possible difficulties when using the platform.
Ключевые слова: интенсификация, самостоятельная работа студента, LMS MOODLE, платформа, элементы, формы самостоятельной работы, процесс обучения.
Key words: individual work, intensification, LMS MOODLE, platform, elements, forms of individual work, learning process.
В настоящее время происходит активное внедрение новых информационных технологий в сферу образования. В связи с данным фактом проблема интенсификации процесса обучения является ключевой для педагогического сообщества. Это обусловлено увеличивающимся объемом информации, необходимостью ее понять и проанализировать в ограниченный период времени, крайне жесткими требованиями, предъявляемыми к студентам вузов. В тоже время новые методики обучения предполагают тенденции вариативности, индивидуализации и персонализации образовательного процесса. Человек является одновременно и субъектом, и объектом образования, при этом учитываются его потребности, интересы и ценностное отношение к уровню и качеству образования. Возникает необходимость предоставления учебного материала в более сжатые сроки в больших объёмах. Здесь и возникает целесообразность рассмотрения интенсификации как процесса ускорения образовательной деятельности. Термин «Интенсификация» в энциклопедическом словаре выделяется как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Авторы педагогических исследований выдвигают разнообразные определения понятия «интенсификация образования». Так Ю. К. Бабанский считает интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени». Под интенсификацией процесса обучения также понимается «система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса» [1].
Интенсификация в педагогике — это поиск новых, более эффективных путей разрешения противоречий между резким возрастанием объема информации, необходимой специалистам, и объективной невозможностью увеличивать продолжительность их подготовки в учебных заведениях. По мнению В.В. Хрипко «Интенсификация обучения - категория, характеризующая прогрессивность его развития, повышение действенности в обеспечении расширения воспроизводства профессионального опыта выпускниками на основе расширения воспроизводства предоставляемых обучающимся образовательных услуг, базируемых на новейших достижениях научно-технического прогресса в профессиональной практике и в сфере образования» [2]. Интенсификация образовательного процесса реализуется по направлению совершенствования содержательной стороны учебных программ, а именно качества учебного материала, подбора учебной литературы, оптимального временного распределения, отводимого на изучение учебной программы, преподнесение информации/учебного материала в рациональном дозированном виде. А также в усовершенствовании развития методической стороны обучения, что подразумевает активную разработку и применение новых методов и приемов обучения, коллективные формы познавательной работы, внедрение дискуссий и групповой работы, диалоговое общение, технологии проблемного обучения и индивидуальный подход к каждому обучающемуся, активизацию творческих направлений деятельности. Основными направлениями интенсификации образования являются переход от пассивного обучения к активному; формирование технологического подхода к обучению, творческое развитие и саморазвитие личности, информатизация образования [3]. Цели интенсификации целесообразно ориентировать на активность студентов и их максимальную способность изучения материала. В то же время они должны быть реальными, осознанными, конкретными и учитывающими реальные учебные возможности ученика или группы.
Для интенсификации обучения необходимо использовать эффективные методы и формы организации самостоятельной работы студентов (СРС), соответствующие достижениям науки за счет включения интенсивных факторов и способствующие выполнению образовательной задачи.
Следует выделить формы самостоятельной работы (СРС), способствующие мотивации и активизации образовательного процесса. В список наиболее активных и эффективных можно отнести обучение в сотрудничестве, выполнение индивидуальных или групповых проектов, составление информационных схем, графиков, маршрутов, выполнение тестов, формирование «Портфеля студента», который представляет инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Следует отметить, что в процессе обучения необходимо, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся более значима, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. В этом могут помочь новые педагогические и информационные технологии. Для осуществления задач интенсификации образовательного процесса по изучению английского языка рассмотрим систему управления обучением LMS MOODLE, которая применяется в вузах как самостоятельный, так и вспомогательный инструмент реализации учебных программ. Основными принципами интенсификации обучения при использовании LMS MOODLE являются повышение целенаправленности обучения, усиление мотивации изучения материала, повышение информативной емкости содержания образовательного курса, применение современных методов и форм обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, а также ускорение темпа учебных действий и развитие навыков учебного труда.
Использование данного инструмента ИКТ позволяет интенсифицировать процесс обучения одновременно совершенствуя содержательную сторону учебных программ и методическую сторону обучения, способствуя постепенному и сбалансированному познанию учебного материала. Рассмотрим каким образом элементы управления платформы MOODLE могут быть использованы при интенсификации самостоятельной работы студентов при организации обучения английскому языку на примере таблицы 1.
Таблица 1
Виды заданий для самостоятельной и групповой работы на базе платформы MOODLE
Элемент MOODLE для определения вида задания |
Индивидуальные задания |
Групповые работы/задания |
Форум |
Устанавливается форум по определенной теме, например, The Gerund and its features. Дается задание в форуме кратко написать информацию об изученном материале. Также можно использовать темы для обсуждения изученного материала. Виды СРС – конспектирование. |
Устанавливается форум по определенной теме, например, The Gerund and its features. Дается задача работая совместно указать особенности изученного грамматического материала. Виды СРС -Совместное конспектирование. |
Вики |
Устанавливается форум по теме. Студенту необходимо дополнить Вики полезной информацией по данной теме, причем информация может быть в виде прикрепленного файла, оставленного определения или сообщения. / Виды СРС - заполнение информации по заданной теме, составление конспекта, словаря, глоссария, наглядного материала. |
Устанавливается форум по теме с определением мини-проекта для работы группы. Студентам необходимо совместно дополнить Вики полезной информацией по данной теме, найти дополнительную информацию в разнообразных источниках. Информация может быть в виде прикрепленного файла, составленного определения или сообщения./ Виды СРС- Составление совместного проекта, словаря, глоссария по заданной тематике. |
Задания |
Возможность предоставить студенту задание творческого плана. Например, составить ментальную карту, сделать интерактивную презентацию индивидуально, написать эссе. Обязательно прикрепление файла с работой. Виды СРС - Составление портфолио, курсовой работы, проекта, эссе, инфографики. |
Творческие задания для группового творческого исполнения. Совместное исполнение проекта, решение проблемной задачи, составление студенческого портфолио. Необходимость прикрепления файла с работой. Причем существует возможность установки условий, где необходимо участие каждого участника группы (просмотр, выполнение действия или написание сообщения) Составление проекта или портфолио группы, инфографическогого конспекта. |
Сообщения/Чат |
Возможность уточнить информацию у преподавателя. Помощь в подготовке к тестовому заданию. Виды СРС - |
Возможность уточнить информацию у преподавателя или у группы. Помощь в подготовке к тестовому заданию. Виды СРС - |
Тесты |
Используются разнообразные виды тестов для закрепления, а также оценки изученного материала. Проверка знания грамматического или лексического материала, понимания использования в аутентичных материалах. Возможно также использование теста «Эссе» без автоматического оценивания. Виды СРС- выполнение письменных, тренировочных и воспроизводящих упражнений. |
Использование различных типов написания «Эссе» в качестве совместного проекта. Виды СРС- выполнение творческого задания. |
Объявления |
Данный элемент можно использовать для заданий, требующих малое количество времени для выполнения. Это могут быть еженедельные задания. Виды СРС – проблемно-поисковые и комментированные упражнения |
Данный элемент можно использовать для заданий, требующих малое количество времени для выполнения группой. Это могут быть еженедельные задания. Предоставление студентами информации по прочитанному материалу заданной темы, ссылка на авторов статей, информация для рассуждения. Виды СРС - проблемно-поисковые и комментированные упражнения, обсуждение проблемы/задачи в сотрудничестве |
Опрос |
Используется для быстрого опроса понимания материала индивидуально, для мотивационных опросов развлекательного характера, но по теме изучаемого материала. Закрепление пройденного материала или ввод новой темы. Например, серия вопросов по теме Eating out. How often can you afford to eat out? Варианты ответов – Once a week, twice a week, three times a week, more than 5 times a month. Which place would you like to take at the restaurant? Варианты ответов – by the window, in the middle of the room, in front of the music stage, in the calm place. Виды СРС – игровые упражнения и упражнения по выработке навыков коммуникации. |
Используется для быстрого группового опроса с целью определения степени изученности материала. Может проводиться на аудиторных занятиях и самостоятельно студентом вне аудиторного занятия. На основе опроса можно определяются активные, мотивированные студенты, которые демонстрируют свои познания и успехи. Виды СРС - игровые упражнения и упражнения по выработке навыков коммуникации, обсуждение задачи в сотрудничестве. |
Как видно из таблицы, платформа MOODLE имеет широкие возможности для организации и выполнения образовательных программ, включает элементы, позволяющие оперативно устанавливать и контролировать процесс самостоятельного обучения студентов. При этом следует учесть, что данная система управления обучением обладает разнообразным выбором форм и методов интенсификации СРС, позволяющим преобразовать пассивное изучение материала в активное, повысить уровень мотивации студентов и развить творческие и информационно-коммуникативные навыки.
Следует выделить преимущества использования LMS MOODLE для преподавателя:
- прозрачность выполнения заданий студентами
- возможность организовать и проследить за процессом обучения по заданному маршруту
- возможность автоматического оценивания / это позволяет экономить время на проверку заданий
- возможность сохранять учебные материалы для цикличного обучения студентов, при этом изменять задания, дополнять и менять их последовательность.
Таким образом, преподаватель, используя в работе LMS MOODLE имеет возможность накопления информационной образовательной, а также тестовой базы, применения инструментов для мотивации, активизации и ускорения самостоятельного студенческого обучения. При продуманном алгоритме обучения преподаватель может снизить количество временных затрат на отслеживание и проверку студенческих работ.
Преимущества использования LMS MOODLE для студента:
- опыт обучения на онлайн платформе (освоение новых информационно-коммуникационных технологий)
- адресное получение информации (не нужно искать материал в библиотеке или в интернет источниках. Преподаватель предоставляет необходимые учебные материалы на платформе.
- возможность учиться в своем темпе
- возможность творческой реализации личности в решении учебных задач
- совместное/групповое выполнение проектов на платформе
- возможность обсуждения учебного материала, заданий, проектов с одногруппниками и преподавателями.
Таким образом, студент, обучаясь на платформе MOODLE приобретает навыки адаптации
и грамотной работы с информацией, критического мышления, коммуникабельности, самостоятельной работы и развития личности.
В свою очередь, целесообразно отметить возможные трудности организации процесса обучения на платформе MOODLE для преподавателей:
- большие временные затраты на разработку форм и методов обучения с учетом рабочей программы: подготовка учебных материалов, заданий и тестов
- наличие технических затруднений, как нехватка опыта у преподавателя, так и независящие от специалиста факторы: перебои с Интернет, сбои самой программы MOODLE.
- наличие широкого интерфейса платформы, что затрудняет поиск необходимого инструмента или элемента на начальном этапе работы с MOODLE.
Возможные трудности освоения учебного материала на платформе MOODLE для студентов:
- Требуется время для освоения технических особенностей программы
- Трудности внимания при работе на платформе в связи с наличием устанавливающихся преподавателем коэффициентов за выполнение заданий, временных рамок, особенностей обязательного просмотра материалов и выполнения заданий, написания сообщений в Форумах.
В итоге следует выделить, что, не смотря на наличие определённых организационных трудностей, система управления обучением MOODLE имеет значительный потенциал для применения ее в процессе интенсификации самостоятельной работы студентов при изучении английского языка. Целесообразно учесть некоторые рекомендации для более эффективного использования платформы при сложной организации образовательного процесса. Для скорейшей адаптации обучения на платформе MOODLE необходимо прикреплять инструкции для студента к определенному курсу, чтобы обратить внимание на особенности и условия выполнения самостоятельной или групповой работы и временные рамки; выдавать студентам материал структурированно, понятно и просто для самостоятельной работы; не переусердствовать с количеством тестовых заданий, что демотивирует работу студента. Для преподавателей необходимо разработать инструкцию или методику работы, загрузки учебных материалов, заданий, тестов, форумов. Также следует разработать виды и типы заданий, нацеленных на решение определенной учебной задачи.