Статья:

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Годзина Е.В. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127294 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Годзина Екатерина Владимировна
студент, кафедра гражданского права, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск
Резина Наталья Анатольевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц., Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

Аннотация. Данная статья посвящена понятию и видам финансовых услуг, предоставляемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

 

Ключевые слова: информационно-телекоммуникационные услуги, финансы, дистанционный способ, аутентификация, банковское обслуживание, брокеры.

 

Рынок финансовых услуг в настоящее время стремительно развивается и понятие «финансовая услуга» встречается достаточно часто, но определение этого понятия имеется лишь в некоторых источниках.

Прямое толкование рассматриваемого понятия осуществляется законодателем в рамках статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» [1], в которой указано, что финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова [2], где слово «услуга» истолковано как действие, приносящее пользу, помощь другому.

Статья 128 ГК РФ [3] квалифицирует услугу как объект гражданских прав, и означает, что услуга имеет имущественную ценность, которая позволяет находиться в гражданском обороте.

Таким образом, можно выделить ряд признаков, которые присуще услуге, а именно:

1) является особой формой экономических отношений;

2) представляет собой совокупность полезных действий, направленных на достижение конкретной цели – удовлетворение потребностей человека;

3) обладает имущественной ценностью и не имеет вещественного воплощения.

Исходя из названных признаков, мы можем сформулировать полноценное понятия «услуги», которое звучит следующим образом: услуга – это особая форма экономических отношений, обладающих имущественной ценностью без вещественного воплощения, представляющие совокупность полезных действий, осуществляемых для удовлетворения потребностей человека.

Н.Ю. Добжевич [4], с точки зрения экономики, финансовые услуги разделяет на четыре категории:

1) кредитно–сберегательные услуги, к которым относится привлечение денежных средств во вклады, кредитование, расчетно-кассовое обслуживание, выдача клиентам дебетовых и кредитных карт, предоставление банковских гарантий, осуществление банковских операций);

2) финансово-биржевые услуги – предоставление условий для торговли ценными бумагами на централизованной площадке;

3) страховые услуги (коммерческое и некоммерческое страхование);

4) иные финансовые услуги, такие как консалтинг.

Все виды финансовых услуг, определённые законодателем, в настоящее время могут осуществляться при помощи информационно-телекоммуникационных технологий: онлайн-страхование, дистанционное обслуживание брокерского счёта, дистанционное банковское обслуживание, из которых последнее является наиболее распространённым.

В связи с тем, что обыденное понятие услуги и понятие финансовой услуги имеет существенные различия, связанные со сферой применения. В сложившейся ситуации необходимо счесть проблемой определение услуги, как и в гражданском праве, в целом, так и финансовой услуги, в частности, с целью полноценного исследования и выведения уточнённых и корректных определений в связи с обширной правовой сферой применения.

Процессы и механизмы дистанционного банковского обслуживания не определены законом, что в свою очередь позволяет банкам урегулировать данный вопрос в своих локальных актах и защитить себя в случае, когда клиент предъявит иск о несанкционированном списании денежных средств со счета или предоставление заёмных денежных средств. О неоднозначности правового регулирования свидетельствует и практика, показывая, что в каждом отдельном случае судьей могут быть применены различные акты, на основе которых он принимает решение.

 

Список литературы:
1. «О защите конкуренции»: фед. закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»;
2. Толковый словарь Ожегова С. И. URL: http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения 15.05.2023 года);
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): фед. закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»;
4. Добжевич Н.Ю. Указ. соч. С. 251-254.