Статья:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Белов Б.С. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127315 (дата обращения: 15.06.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Белов Борис Станиславович
магистрант, Государственный университет «Дубна», РФ, г. Дубна
Малиновский Игорь Борисович
научный руководитель, доцент, доктор юридических наук, Государственный университет «Дубна», РФ, г. Дубна

 

Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу организационно-профилактических мер противодействия преступлениям коррупционной направленности в зарубежных странах на примере России и Новой Зеландии, а также сравнение органов публичной власти по обеспечению профилактических мер по борьбе с преступлениями коррупционной направленности.

 

Ключевые слова: коррупционная преступность, преступления коррупционной направленности, борьба с коррупцией, анализ коррупционной преступности, профилактика коррупционной преступности, сравнительный анализ коррупции в России и Новой Зеландии.

 

На современном этапе развития Российского антикоррупционного законодательства организационно-профилактическая деятельность и борьба с преступлениями коррупционной направленности органами публичной власти, не достигла уровня ведущих стран, которые качественным образом искореняют коррупцию внутри своих ведомств.

Законодательство, регулирующее борьбу с коррупционной преступностью в Российской Федерации, базируется на:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: статьи 19.28, 19.29;
  3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Органы по противодействию коррупционных преступлений в Российской Федерации, базируются на:

  1. Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;
  2. Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
  3. Генеральная прокуратура Российской Федерации;
  4. Следственный комитет Российской Федерации;
  5. Министерство юстиции Российской Федерации;
  6. Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
  7. Министерство внутренних дел Российской Федерации;
  8. Счетная палата Российской Федерации;
  9. Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции. [7]

Благодаря статистике некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл» учрежденная гражданами России и зарегистрированная в Минюсте России, можно провести статистический анализ коррупционной преступности не только в России, но и в 180 странах мира. [4] Это позволяет нам сопоставить коррупционную проблематику других стран с Россией. Анализируя статистические данные предоставленные «Трансперенси Интернешнл», определённо можно сказать, что антикоррупционные показатели в России находятся на низком уровне по сравнению с ведущими странами. Так, Российская Федерация набирает 29 баллов и занимает 136-ю позицию из 180 стран, а лидирующие позиции занимает Дания, Финляндия и Новая Зеландия.

Следующей причиной процветания коррупционной преступности, является низкий уровень правовой культуры современного Российского общества. Недостаток данного фактора, в первую очередь выражается в отсутствии значимого личностного качества как «чувство справедливости».

Помимо низкого уровня правовой культуры общества, отсутствует «низовое» сопротивление коррупционным преступлениям.

Ученые считают, что России ещё находится на стадии правового развития, как и любая другая страна, поэтому, ей присущи данные факторы. Но также следует сказать, что, если тенденции такого развития пойдёт вышесказанным путём, противодействие коррупционной преступности можно будет «отложить в долгий ящик». [9,33]

Отличительная ситуация происходит в западных странах, у который вышеуказанные факторы многократно снижены, поэтому коррупционная преступность более умеренная и контролируемая. Таким образом, рассмотрим меры по противодействию коррупционной преступности в Новой Зеландии, которая, как упоминалось выше, занимает лидирующую позицию на 2022 год.

В Новой Зеландии присутствует ряд органов публичной власти, которые направлены четко на организационно-профилактическую деятельность и борьбу с преступлениями коррупционной направленности. Одним из таких органов, который занимает немаловажную роль в противодействии коррупции в Новой Зеландии является, SFO (The Serious Fraud Office). SFO – это ведомство, основной деятельностью которого является борьба с крупным мошенничеством в Новой Зеландии. [5] Под деятельность данного органа попадают только преступная мошенническая деятельность, которая может причинить крупный экономический ущерб Новой Зеландии, а также навредить её репутации. Полномочия вышеуказанного ведомства многократно шире, чем у других органов публичной власти. SFO имеет доступ к большему количеству документов и баз данных, а также ряд механизмов которые активным образом способствуют успешной борьбе с преступлениями коррупционной направленности. [6]

Одним из необычных методов организационно-профилактической деятельности в Новой Зеландии является «Обучение по борьбе с коррупцией». Это электронный учебный курс, составленный совместно с правительством Новой Зеландии, ранее описанным SFO и Transparency International. Во время обучения, проводится всестороння подготовка граждан по предупреждению и недопустимости проявления коррупции в обществе в целом. Также выработан механизм подачи гражданами жалобы в электронном виде и с соблюдением процедуры конфиденциальности, о совершенном коррупционном преступлении. Также в рамках организаций, предлагается самостоятельная разработка антикоррупционной программы для ознакомления работников с антикоррупционным законодательством, последствиями и действиями, что делать в случае выявления факта коррупции.

Законодательство, регулирующее борьбу с коррупционной преступностью в Новой Зеландии, базируется на 5-ти основных нормах права:

  1. Закон от 3 декабря 1910 г. №40 «О коммерческом подкупе» (Secret Commissions Act 1910);
  2. Закон от 1 ноября 1961 г. №43«О преступлениях»: статьи 99-106 (Crimes Act 1961: 99-106);
  3. Закон от 3 апреля 2000 г. №7 «О защищенном раскрытии информации» (Protected Disclosures Act 2000);
  4. Кодекс поведения для государственной службы (Code of conduct for the State Services);
  5. Разъяснения о применении кодекса поведения для государственной службы - руководство для государственных служащих (Understanding the code of conduct - Guidance for State servants).

Анализируя вышеуказанное законодательство стоит отметить, что законодательный массив антикоррупционного законодательства в Новой Зеландии куда более обширный и захватывает больше областей общественной жизни по противодействию коррупции, чем на данный период в России.

Органы по противодействию коррупционных преступлений базируются на 2-х ведущих антикоррупционных органах, таких как:

  1. Комиссия по гражданской службе Новой Зеландии (Public Service Commission);
  2. Отдел по борьбе с серьезным мошенничеством (Serious Fraud Office).[7]

Сравнивая количество государственных органов по противодействию коррупции в Новой Зеландии можно сказать, что их кратно меньше, чем в России. Из этого можно сделать вывод, что необязательно иметь большое количество ведомств у нас в стране для успешной борьбы с коррупцией, достаточно будет грамотно систематизировать работу одного органа, который    чётко выполнял бы поставленную задачу связанную с реализацией деятельности по противодействию коррупционной преступности.

Также, это может иметь экономическую целесообразность. Ежегодно в России каждому из вышеперечисленных органов выделяются немалые средства для содержания ведомств, отдельных органов в своей структуре по выявлению и пресечению фактов коррупции. Данный спектр функций может быть выполнен одним-двумя центральными органами по противодействию коррупционным преступлениям, организованным у нас в стране. Тем самым снизится экономическая нагрузка на правоохранительные органы и сэкономленные средства можно будет реализовать для развития другой правоохранительной отрасли.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954. 
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 11.06.2022, с изм. от 11.06.2022) // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 2954
3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 01.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228.
4. АНО «Центр «ТИ-Р» «Трансперенси интернешнл» 2011-2022г. [Электронный ресурс] // https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korrupczii-2021-29-ballov-i-136-e-mesto (дата обращения 15.06.2022г.)
5. About The Serious Fraud Office. [Электронный ресурс] // https://sfo.govt.nz/ (дата обращения 15.06.2022г.)
6. Антикоррупционный центр НИУ ВШЭ, 2019-2022.  [Электронный ресурс] //https://anticor.hse.ru/main/country_compare/Russia?with_country=New_Zealand (дата обращения 15.06.2022г.)
7. Кулакова М.Н. Предупреждение коррупционных преступлений: правовые и организационно-управленческие основы: Автореф. дисс…канд. юрид. наук. Казань, 2021. – С 33.