СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу организационно-профилактических мер противодействия преступлениям коррупционной направленности в зарубежных странах на примере России и Новой Зеландии, а также сравнение органов публичной власти по обеспечению профилактических мер по борьбе с преступлениями коррупционной направленности.
Ключевые слова: коррупционная преступность, преступления коррупционной направленности, борьба с коррупцией, анализ коррупционной преступности, профилактика коррупционной преступности, сравнительный анализ коррупции в России и Новой Зеландии.
На современном этапе развития Российского антикоррупционного законодательства организационно-профилактическая деятельность и борьба с преступлениями коррупционной направленности органами публичной власти, не достигла уровня ведущих стран, которые качественным образом искореняют коррупцию внутри своих ведомств.
Законодательство, регулирующее борьбу с коррупционной преступностью в Российской Федерации, базируется на:
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: статьи 19.28, 19.29;
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Органы по противодействию коррупционных преступлений в Российской Федерации, базируются на:
- Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;
- Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
- Генеральная прокуратура Российской Федерации;
- Следственный комитет Российской Федерации;
- Министерство юстиции Российской Федерации;
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
- Министерство внутренних дел Российской Федерации;
- Счетная палата Российской Федерации;
- Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции. [7]
Благодаря статистике некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл» учрежденная гражданами России и зарегистрированная в Минюсте России, можно провести статистический анализ коррупционной преступности не только в России, но и в 180 странах мира. [4] Это позволяет нам сопоставить коррупционную проблематику других стран с Россией. Анализируя статистические данные предоставленные «Трансперенси Интернешнл», определённо можно сказать, что антикоррупционные показатели в России находятся на низком уровне по сравнению с ведущими странами. Так, Российская Федерация набирает 29 баллов и занимает 136-ю позицию из 180 стран, а лидирующие позиции занимает Дания, Финляндия и Новая Зеландия.
Следующей причиной процветания коррупционной преступности, является низкий уровень правовой культуры современного Российского общества. Недостаток данного фактора, в первую очередь выражается в отсутствии значимого личностного качества как «чувство справедливости».
Помимо низкого уровня правовой культуры общества, отсутствует «низовое» сопротивление коррупционным преступлениям.
Ученые считают, что России ещё находится на стадии правового развития, как и любая другая страна, поэтому, ей присущи данные факторы. Но также следует сказать, что, если тенденции такого развития пойдёт вышесказанным путём, противодействие коррупционной преступности можно будет «отложить в долгий ящик». [9,33]
Отличительная ситуация происходит в западных странах, у который вышеуказанные факторы многократно снижены, поэтому коррупционная преступность более умеренная и контролируемая. Таким образом, рассмотрим меры по противодействию коррупционной преступности в Новой Зеландии, которая, как упоминалось выше, занимает лидирующую позицию на 2022 год.
В Новой Зеландии присутствует ряд органов публичной власти, которые направлены четко на организационно-профилактическую деятельность и борьбу с преступлениями коррупционной направленности. Одним из таких органов, который занимает немаловажную роль в противодействии коррупции в Новой Зеландии является, SFO (The Serious Fraud Office). SFO – это ведомство, основной деятельностью которого является борьба с крупным мошенничеством в Новой Зеландии. [5] Под деятельность данного органа попадают только преступная мошенническая деятельность, которая может причинить крупный экономический ущерб Новой Зеландии, а также навредить её репутации. Полномочия вышеуказанного ведомства многократно шире, чем у других органов публичной власти. SFO имеет доступ к большему количеству документов и баз данных, а также ряд механизмов которые активным образом способствуют успешной борьбе с преступлениями коррупционной направленности. [6]
Одним из необычных методов организационно-профилактической деятельности в Новой Зеландии является «Обучение по борьбе с коррупцией». Это электронный учебный курс, составленный совместно с правительством Новой Зеландии, ранее описанным SFO и Transparency International. Во время обучения, проводится всестороння подготовка граждан по предупреждению и недопустимости проявления коррупции в обществе в целом. Также выработан механизм подачи гражданами жалобы в электронном виде и с соблюдением процедуры конфиденциальности, о совершенном коррупционном преступлении. Также в рамках организаций, предлагается самостоятельная разработка антикоррупционной программы для ознакомления работников с антикоррупционным законодательством, последствиями и действиями, что делать в случае выявления факта коррупции.
Законодательство, регулирующее борьбу с коррупционной преступностью в Новой Зеландии, базируется на 5-ти основных нормах права:
- Закон от 3 декабря 1910 г. №40 «О коммерческом подкупе» (Secret Commissions Act 1910);
- Закон от 1 ноября 1961 г. №43«О преступлениях»: статьи 99-106 (Crimes Act 1961: 99-106);
- Закон от 3 апреля 2000 г. №7 «О защищенном раскрытии информации» (Protected Disclosures Act 2000);
- Кодекс поведения для государственной службы (Code of conduct for the State Services);
- Разъяснения о применении кодекса поведения для государственной службы - руководство для государственных служащих (Understanding the code of conduct - Guidance for State servants).
Анализируя вышеуказанное законодательство стоит отметить, что законодательный массив антикоррупционного законодательства в Новой Зеландии куда более обширный и захватывает больше областей общественной жизни по противодействию коррупции, чем на данный период в России.
Органы по противодействию коррупционных преступлений базируются на 2-х ведущих антикоррупционных органах, таких как:
- Комиссия по гражданской службе Новой Зеландии (Public Service Commission);
- Отдел по борьбе с серьезным мошенничеством (Serious Fraud Office).[7]
Сравнивая количество государственных органов по противодействию коррупции в Новой Зеландии можно сказать, что их кратно меньше, чем в России. Из этого можно сделать вывод, что необязательно иметь большое количество ведомств у нас в стране для успешной борьбы с коррупцией, достаточно будет грамотно систематизировать работу одного органа, который чётко выполнял бы поставленную задачу связанную с реализацией деятельности по противодействию коррупционной преступности.
Также, это может иметь экономическую целесообразность. Ежегодно в России каждому из вышеперечисленных органов выделяются немалые средства для содержания ведомств, отдельных органов в своей структуре по выявлению и пресечению фактов коррупции. Данный спектр функций может быть выполнен одним-двумя центральными органами по противодействию коррупционным преступлениям, организованным у нас в стране. Тем самым снизится экономическая нагрузка на правоохранительные органы и сэкономленные средства можно будет реализовать для развития другой правоохранительной отрасли.