Статья:

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Козловская А.В. РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127430 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Козловская Анастасия Владимировна
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Финогенова Юоия Юрьевна
научный руководитель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В связи с необходимостью поиска путей повышения эффективности экономической деятельности в современных условиях особую актуальность приобретает исследование как теоретических вопросов управления затратами предприятий, так и выбор эффективных методов управления с учетом отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта. В статье представлены методики управления затратами промышленных предприятий автоиндустрии. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть методы управления затратами и их характеристику, провести оценку применения данных методов на предприятиях автомобильной промышленности.

Abstract. In connection with the need to find ways to improve the efficiency of economic activity in modern conditions, the study of both theoretical issues of enterprise cost management and the choice of effective management methods, taking into account the industry affiliation of the economic entity, is of particular relevance. The article presents the methods of cost management of industrial enterprises of the automotive industry. To achieve this goal, the following tasks were set: to consider cost management methods and their characteristics, to evaluate the application of these methods in the automotive industry.

 

Ключевые слова: затраты, управление затратами, классификация методов, концепции управления расходами, трансакционные издержки, добавленная стоимость, стратегического позиционирования.

Keywords: costs, cost management, classification of methods, cost management concepts, transaction costs, value added, strategic positioning.

 

Основная цель деятельности компаний автоиндустрии в рыночных условиях является увеличение благополучия владельцев, посредством увеличения доходов, а также капитализации фирмы. Текущие возможности при осуществлении данной миссии во всех вариантах обусловлены размером расходов, а также спросом на изготавливаемую продукцию. Так как затраты являются главным препятствием получения доходов, а также основным условием, оказывающим большое влияние на объем предложения, в таком случае утверждение заключений отделом управления компании невозможно при отсутствии ранее существующей информа­ции касательно расходов, а также планирования их величины в будущем.

Методы управления расходов подразумевают углубленное исследование расходов, а также руководство ими, при которых делаются наиболее ощутимыми, точными стратегические факторы.

В данной работе были исследованы ключевые методы управления расходами со стороны экономического механизма, а также произведена оценка способности их применения предприятий автоиндустрии.

Первым из методов является метод затрат образующих факторов, который предполагает выявление истинных причин, образующих затраты.

В том числе метод под названием таргет-костинг обусловлен способом управления, который поддерживает стратегию уменьшения расходов, а также реализует функции планирования изготовления новых товаров, предварительный контроль потерь и калькулирования себестоимости в согласовании с рыночными обстоятельствами.

Метод добавленной стоимость (EVA) предполагает исследование доходов компании с обыкновенной деятельности с учетом выплаты налогов, уменьшенная на значение платы за полный вложенный в организацию основной капитал.

Метод цепочки ценностей разграничивает деятельность фирмы на стратегически значимые разновидности работы для исследования расходов, а также имеющиеся вероятные ресурсы дифференциации.

Нововведение метода складывается в том, что в сравнении с методом добавленной стоимости, именно она предоставляет возможность дать оценку имеющихся в компании разновидностей работы, которые направлены на получение доходов, а также именует их. К ним относят:

  • взаимосвязь с поставщиками;
  • взаимосвязь с покупателями;
  • научно-технические взаимосвязи внутри цепочки ценностей одного отделения компании, взаимосвязи среди цепочек ценностей подразделений внутри компании;
  • взаимосвязи в ходе проектирования, изготовления, менеджмента, при исполнении добавочных функций.

Метод альтернативных расходов учитывает оценку других альтернатив вероятного инвестирования денежных средств, применения производственные мощности, подбора альтернатив политики кредитования потребителей. То есть, финансовый тезис, который обозначает упущенную выгоду (в индивидуальном случае — доход, прибыль) вследствие подбора одного из альтернатив применения ресурсов и тем самым, отказа от иных возможностей.

Трансакционные расходы представляют собой расходы, появляющиеся при исполнении операций. Они формируются из расходов ресурсов, а также расходов времени при осуществлении операции, а кроме того из издержек, появляющихся из-за того, что был заключен неполные либо малоэффективное соглашение.

Activity-based costing, или же ABC метод представляет собой способ учёта расходов, который состоит из идентификации действий (видов работы) внутри компании, а также распределении расходов соответственно их применению в разных процессах.

Метод стратегии позиционирования определяет сущность продукта, которая базируется на его возможностях исполнять потребности, а также предпочтения покупателей, создающих целевой рынок [4].

При оценке были применены последующие аспекты: работоспособность; учет свойств и качества создаваемого продукта; системность; достоверность временного применения; подсчет абсолютного цикла финансово-хозяйственной работы компании; полнота, а также целесообразность данных для развития экономического механизма управления расходами; многофункциональность; обнаружение факторов появления расходов; учет условий риска [1].

Данная оценка была произведена на основе работ Куриловой А.А., в которой соотношение названным выше аспектам воспринималось в 1 балл, расхождение - 0 баллов. Сведения, приобретенные в результате оценки, занесены в таблицу 1.1.

Таблица 1.1.

Сравнительный анализ методов управления расходами компании автомобильной индустрии

Наименование метода

Итоговый бал оценки

Метод затрат образующих факторов

6

Метод таргет-костинг

7

Метод добавленной стоимости

3

Метод цепочки ценностей

8

Метод альтернативности затрат

2

Метод трансакционных издержек

4

Метод АВС-costing

9

Метод стратегического позиционирования

8

Источник: составлено автором

 

Данное исследование согласно подобранным аспектам продемонстрировало, что более важными методами управления расходами компаний автоиндустрии являются:

  1. Метод AВC-costing.
  2. Метод цепочки ценностей компании.
  3. Метод стратегического позиционирования.

Для оценки использования методов управления расходами на различных стади­ях жизненного цикла предприятий автоиндустрии создана таблица соотношения методов управления расходами и стадий жиз­ненного цикла компаний (таблица. 1.2).

Таблица 1.2

Таблица соотношения методов управления расходами и стадий жизненного цикла

Метод

Становление

Развитие

Зрелость

Упадок

Метод затрат образующих факторов

А

В

В

С

Метод таргет-костенг

В

А

А

С

Метод добавленной стоимости

С

В

А

В

Метод цепочки ценностей

В

В

А

А

Метод альтернативности затрат

С

А

А

В

Метод трансакционных издержек

А

В

В

С

Метод АВС-costing

В

А

А

А

Метод стратегического позиционирования

В

А

А

В

Источник: составлено автором

 

Где: А - более результативный метод для применения в данной стадии жизненного цикла; В - допустимое применение данного метода в текущей стадии жизненного цикла; С - не рекомендовано применять в данной стадии жизненного цикла [3].

Из таблицы соотношения методов управления расходами и стадий жиз­ненного цикла заметно, что теория AВC-costing отвечает практически абсолютно всем стадиям жизненного цикла компаний автоиндустрии.

Таким образом, метод ABC-costing считается более оптимальной концепцией управления расходами для компаний автоиндустрии.

В следствии проделанного изучения определено, что под экономическим устройством управления подразумевается составная часть хозяйствен­ного механизма, показывающая комплекс экономических стимулов, приборов, а также способов регулировки финансовых процессов и взаимоотношений.

Основные характеристики работы компании являются количественные коэффициенты, которые дают возможность сформировать стратегические миссии, дать оценку эффек­тивности работы компании в текущем периоде, а также создавать прогнозы на перспективу, осуществлять решения в ходе управления работой компании.

На данный момент есть ряд способов формирования основных характеристик:

  • концепция финансовой добавленной стоимости (EVА);
  • сбалансированная концепция коэффициентов (ВSС);
  • концепция тройной отчетности.

Концепция финансовой добавленной стоимости (EVA) дает возможность опре­делить эффективность деятельности со стороны владельцев, сбалансированная концепция коэффициентов (BSC) устанавливает результативность деятельности с разных сторон, концепция тройной отчетности дает возможность принимать во внимание воздействие не только финансовой работы компании, однако и иных направлений деятельности: природоохранной и общественной [2].

На первоначальном этапе развития основных характеристик работы пред­приятия необходимо определить целевую значимость коэффициента EVА, отталкиваясь от миссии компании - "повышение цены:". Затем следует выработать концепцию характеристик в согласовании с методом BSC.

Предлагаемая концепция основных показателей эффективности работы компании автоиндустрии представлена на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1. Концепция основных показателей эффективности компании

Источник: составлено автором

 

Таким образом, для развития основных характеристик, включающих все нюансы работы компании, следует применять комплекс названных выше методов.

В итоге в концепцию основных характеристик включают коэффициенты эффективности природоохранной и общественной деятельности компании в результате введения концепции тройной отчетности компании.

Следовательно, выявлены основные концепции управления затратами с позиции финансового механизма и возможность их использования предприятиями автомобильной промышленности на основе следующих критериев: функциональность; учет качества выпускаемой продукции; системность; точность временного использования; учет полного цикла финансово-хозяйственной деятельности предприятия; выявление причин возникновения затрат. Разработаны методологические положения формирования системы ключе­вых показателей финансового механизма управления затратами, способствующей положительной динамике роста стоимости предприятия, достижению базовых целей всех направлений его развития и устранению межфункциональных противоречий между финансовыми и иными службами.

 

Список литературы:
1. Курилова, А.А. Концепции управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности: Монография. - Тольятти: ООО "Первая типография", 2008. – С. 388 
2. Курилова, А.А. Финансовый механизм управления затратами и принципы его формирования и реализации на предприятиях автомобилестроения на основе теории активных систем [Текст] / А.А.Курилова // Аудит и финансовый анализ. - 2010. – N 6. - С. 310-319. 
3. Курилова, А.А. Определение инструментов управления компанией в зависимости от конкретной фазы долгосрочного экономического цикла [Текст] / А.А.Курилова, А.А.Аюпов, К.Ю.Курилов // Вектор науки. - 2011. – N 1. - С. 185- 191. 
4. Сулоева С.Б., Гульцева О.Б. Система управления затратами: концептуальные положения // Организатор производства. 2017. Т.25. №3. С. 47-58.