Статья:

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИДИОСТИЛЯ СТИВЕНА КИНГА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Колодочка В.В. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИДИОСТИЛЯ СТИВЕНА КИНГА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 20(243). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/243/127553 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИДИОСТИЛЯ СТИВЕНА КИНГА

Колодочка Вероника Владимировна
магистрант, кафедра филологии и методики преподавания, Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», РФ, г. Ялта
Матвиенко Анна Игоревна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент кафедры филологии и методики преподавания, Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, РФ, г. Ялта

 

Аннотация. Данная статья описывает основные черты идиостиля Стивена Кинга. Вопрос идиостиля остается актуальным и по сей день, поскольку в настоящее время данное понятие еще находится на стадии научного становления.

Abstract. This article describes the main features of Stephen King's idiostyle. The question of idiostyle remains relevant to this day, since at present this concept is still at the stage of scientific formation.

 

Ключевые слова: идиостиль, сравнение, метафоры, Стивен Кинг

Keywords: idiostyle, similes, metaphors, Stephen King

 

Стивен Кинг, чье имя прочно связано с образом «короля ужасов», завоевал ведущие позиции в жанре «хоррор», его произведения являются актуальными в настоящее время и получают новые экранизации. Творчество этого писателя завоевало широкую популярность у читателя, в связи с этим дискуссий о литературной и культурной ценности данных произведений становилось все больше. Критики расходятся во мнениях, их оценки противоречивы и колеблются от резко отрицательных до положительных, местами восхищенных, однако данный феномен не уменьшает популярности Кинга как писателя.

Творчество американского писателя и по сей день является материалом для многочисленных исследований как отечественных, так и зарубежных литературоведов. На основе его произведений были рассмотрены многие темы, посвященные хронотопу, психологизму, языковой личности, лексическим трансформациям и др. Данная тенденция не перестает быть актуальной, поскольку как романы, так и короткие рассказы Кинга наполнены многочисленными художественными образами и темами для последующих исследований. И хотя Стивен Кинг считается представителем «массовой литературы» по некоторым причинам (аспекты жанрового характера, коммерческий успех произведений и подчеркнутая ориентация на увлекательность сюжета), работы, написанные на основе его творчества, не теряют своей научной новизны и востребованности. В связи с этим определяется актуальность нашего научного исследования: вопрос идиостиля недостаточно изучен.

Целью настоящей статьи является определение характерных черт, присущих индивидуальному стилю Стивена Кинга.

Прежде чем перейти непосредственно к вопросу характерных особенностей, стоит разобраться с самим понятием «идиостиль». Идиостиль (или же индивидуальный стиль автора) представляет собой систему содержательных фактических (эстетических, модальных, экспрессивных и т.д.) и формальных лингвистических характеристик, присущих произведениям определенного автора [1]. Именно совокупность всех вышеупомянутых факторов помогает отличить произведения одного автора от ряда аналогичных произведений других авторов. Также можно сделать вывод, что идиостиль – это выражение личностных характеристик писателя; выражение его устоявшейся языковой личности сквозь призму уже полученного ранее опыта, знаний и сформированной индивидуальной картины мира.

Как уже было сказано ранее, вопрос идиостиля остается актуальным и по сей день, поскольку в настоящее время данное понятие еще находится на стадии научного становления, а потому имеет большое количество различных определений, тем самым расширяя понятийно-категориальный аппарат.

Анализируя художественную литературу, в нашем случае материалами для сбора данных являлись такие романы Кинга, как «Ловец снов», «Кэрри», а также сборник «Все предельно», мы выяснили, что наиболее часто автор использует сравнения и метафоры, что и характеризует его индивидуальный стиль.

Сравнение – один из наиболее часто встречающихся тропов в произведениях автора. Этот троп привносит символизм в идиостиль, а частота использования также является важным моментом. Сравнение делает текст более ярким; оно также доступно описывает внутренний мир людей, их эмоции и т.д. В своих произведениях автор зачастую смешивает разные жанры: хоррор, научную фантастику, мистику и некоторые другие, и именно сравнение помогает Кингу заставить читателя прочувствовать каждый момент, напугать, вызвать эмоции.

Например, в сборнике рассказов «Все предельно» можно увидеть следующую строчку: «отверстия для пальцев на циферблате выглядели как удивленные белые глаза» [2, С. 392]. Данное сравнение создает ужасающий образ, он используется для описания обычного, посредственного объекта, но сравнение делает его более пугающим из–за его лексической структуры и образа.

В фантастическом романе «Ловец снов» автор прибегает к сравнению с цветом. Цветовая лексема придает выразительности и создает ужасающую атмосферу, если используются красный или черный цвет, из-за ассоциаций с темнотой, кровью, смертью и опасностью. «Он был красным, как сигнал светофора» [3, С. 27].

Произведения Кинга наполнены большим количеством различных видов сравнений. Благодаря используемым лексемам сравнения помогают создать атмосферу ужаса и раскрыть особенности людей и мира. Стоит также отметить, что в работах С. Кинга встречаются различные структурные типы сравнений.

Метафора – это второй по частоте троп в романах С. Кинга после сравнений.  Основное различие между сравнением и метафорой заключается в описании сравнения; сравнение имеет явное описание, в то время как метафора – неявное.

Первый пример описывает часть человеческого разума – дикую и непредсказуемую. Фраза «страшные вещи» придает метафоре пугающий оттенок: «…подсознательный уровень, на котором произрастают страшные вещи» [3, С. 396]. Использование слова «вещь» выявляет неуверенность, потому что благодаря ему воображение читателя начинает формировать различные образы грядущего ужаса. Этот образ наводит на мысль о том, что иногда человеческий разум состоит из невидимых вещей, из-за чего поведение человека становится непредсказуемым; читатель не знает, чего ожидать от персонажа.

Также Стивен Кинг использует простые метафоры, близкие по структуре к эпитетам, выполняющие роль описания. Например: «Он – настоящая золота жила» [3, С. 17].

Развернутые метафоры, которым также есть место в произведениях автора, придают выразительность описываемому состоянию или образу. Используя такие метафоры, автор подчеркивает сложность события или ситуации для восприятия: «…тело, наполненное солнечным светом, музыкальные ноты в ее голове, бабочки за ее черепом в клетке ее разума…» [4, С. 14].

Таким образом, проанализировав несколько текстов американского «короля ужасов», мы можем сделать вывод о его индивидуальном стиле. Стивен Кинг как в своих крупных романах, так и в небольших рассказах чаще всего использует сравнения и метафоры. Делается это с целью напугать читателя, помочь ему проникнуться атмосферой ужаса, вызвать живые эмоции при прочтении текста, попытаться представить себя на месте главных героев. Эти тропы также участвуют в создании атмосферы напряжения и выполняют жанрообразующую функцию.

 

Список литературы: 
1. Пищальникова, В. А. Проблема идиостиля. Психолингвистический аспект / В. А. Пищальникова. – Барнаул, 1992. – 73 с.
2. Кинг, С. Все предельно – М.: Изд-во АСТ, 2018. – 464 с.
3. Кинг, С. Ловец снов – М.: Изд-во АСТ, 2018. – 736 с.
4. Кинг, С. Кэрри – М.: Изд-во АСТ, 2018. – 480 с.