Статья:

РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И ФОРМЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Попович О.А. РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И ФОРМЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 20(243). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/243/127728 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И ФОРМЫ

Попович Олег Александрович
магистрант, СКФ ФГБОУВО Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Москва

 

Исследованию способов и форм разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления в настоящее время уделено недостаточно внимания, ходя данный вопрос является крайне важным и требует детальной проработки в правовой науке. Сказанное актуализирует тему данного исследования.

Итак, в процессе разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления встает проблема выбора способов такого разграничения. При этом следует учитывать, что вопросы местного значения могут устанавливаться федеральными законами и законами субъекта РФ (в уставах муниципальных образований данные вопросы устанавливаются соответствующим представительным органом самостоятельно из числа тех, которые зафиксированы федеральными законами и законами субъекта РФ). Вместе с тем, фиксация предметов ведения и их разграничение – это не абсолютно тождественные явления, так как, по мнению А.М. Филичкина, фиксироваться могут уже разграниченные вопросы ведения [1, с. 15]. В данном случае таким правом пользуются муниципальные образования, фиксирующие в своих уставах вопросы местного значения.

Как верно указывает Г.А. Ефимов, законодательством предусмотрены различные способы разграничения предметов ведения. Первый способ, который используется в процессе разграничения предметов ведения соответствующими государственными органами, как полагает Г.А. Ефимов, состоит в перечислении местных вопросов, которые причисляются к ведению муниципальных образований. Другой способ заключается в том, что соответствующие государственные органы, не именуя конкретные вопросы вопросами местного значения, дают право их решения, а, следовательно, их причисления к собственной компетенции самим органом местного самоуправления [2, с. 21].

На взгляд автора, в процессе разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, формой данного разграничения так же, как и в процессе разграничения предметов ведения, может быть нормативно-правовой акт. При этом, по мнению А.А. Уварова, вопрос о том, может ли разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления выполняться в форме подзаконных нормативных актов, должен решаться с учетом следующих норм: «1) подзаконные акты издаются в пределах полномочий, установленных законом; 2) подзаконные акты по своей форме и содержанию должны отвечать требованиям, определенным в законе; 3) органы исполнительной власти должны принимать те виды актов, которые точно названы в законе либо в положении об органе; 4) подзаконные акты издаются для решения тех вопросов, которые определены в законе в виде типологии или перечня вопросов» [3, с. 152].

Из сказанного можно прийти к выводу, что подзаконный нормативный акт не может урегулировать новые, не урегулированные законом области отношений, в том числе и обусловливать вопросы местного значения. Что касается разграничения полномочий в установленной законом области, то при четком следовании указанных выше условий оно позволительно в форме подзаконных правовых актов.

Для разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления могут применяться как директивный, так и договорный способы. Директивный способ разграничения полномочий представлен, в частности, в ч. 1-2 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4].

В то же время не нужно отождествлять такие договоры с обычными гражданско-правовыми сделками. Следует осознавать, что предметом таких договоров будет перераспределение властных полномочий, а не только обязанностей и прав по поводу конкретного индивидуализированного объекта управления. Подобные обязанности и права не включают в содержание компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, так как они не обладают властным характером. В тоже время не все властные обязанности и права могут составлять содержание данной компетенции. Например, обязанности и права государственного органа или органа местного самоуправления, имеющиеся в его правоприменительных актах, т. е. имеющие разовый характер и адресованные непосредственному объекту управления, не относятся к их компетенции. Значит, фиксация и разграничение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления может осуществляться лишь в форме правовых актов, из-за чего завязавшиеся в итоге между соответствующими органами договорные отношения (как прием разграничения полномочий) должны приобретать формы конкретных правовых актов (совместного постановления, указа, распоряжения и т. п.).

Таким образом, для разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления могут применяться директивный или договорный способы. Основной же формой разграничения компетенции между указанными органами является закон.

 

Список литературы:
1. Филичкин А.М. Разграничение предметов ведения органов государственной власти и местного самоуправления // Экономика, педагогика и право. – 2016. – № 1. – С. 15.
2. Ефимов Г.А. Разграничение предметов ведения и полномочий как способ реализации конституционного принципа разделения властей // Юридический мир. – 2019. – № 6. – С. 20-23.
3. Уваров А. А. Местное самоуправление как форма публичной власти народа в РФ: учебное пособие. – М., 2020. – С. 152.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 06.10.2003. – № 40. – Ст. 3822.