Статья:

АНАРХИЗМ – МРАЧНОЕ ПРОШЛОЕ ИЛИ СВОБОДНОЕ БУДУЩЕЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Барышева А.А. АНАРХИЗМ – МРАЧНОЕ ПРОШЛОЕ ИЛИ СВОБОДНОЕ БУДУЩЕЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 20(243). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/243/127786 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАРХИЗМ – МРАЧНОЕ ПРОШЛОЕ ИЛИ СВОБОДНОЕ БУДУЩЕЕ

Барышева Анастасия Александровна
студент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза
Мартынова Ольга Александровна
научный руководитель,

 

Аннотация. В данной статье будет рассказано об идеях анархизма в представлении Эммы Гольдман и возможностях существования абсолютно свободного общества в будущем. Так же будут даны ответы на самые популярные оппозиционные вопросы о данной идеологии и решения многих проблем современного общества, таких как несправедливость, насилие, отсутствие самореализации.

 

Ключевые слова: Анархия, идеология, государство, насилие, религия, власть, свобода.

 

Несмотря на то, что сегодня государство проникло уже во все сферы нашей жизни, будь то экономика или наше культурное развитие, идея анархизма остается популярной среди определенных групп людей. 

Многие известные личности в России были анархистами. В данной статье будет рассказано о взглядах Эммы Гольдман на государство. Она была скандально известной русской анархисткой первой половины XX века и автором многих работ, посвященных ее идеологии [2].

Для начала разберемся в том, в чем же заключается суть идеи анархизма по мнению Эммы Гольдман. Анархизм — это совокупность как общих принципов и основополагающих концепций, которые предусматривают упразднение государства и исключение из жизни общества всякой политической, экономической, духовной или моральной власти, так и практических методов осуществления этих концепций. Как таковой единой философии анархизма не существует из-за разногласий в некоторых, а иногда и в основных вопросах. Однако, идея упразднения власти присутствует в каждой.

Эмма Гольдман в своей книге «Анархизм» рассуждала о некоторых сферах жизни общества с позиции своей философии, большая часть ее книги посвящена убеждению читателя в том, что анархизм выступает против невежества, поэтому все оппозиция, говорящая о том, что анархия – это опасный путь для человечества не может быть права. Анархизм – идеология, не пропагандирующая разрушение и насилие, она про свободу каждого человека. В таком обществе люди будут действительно развивать те сферы, которые необходимы обществу, люди не будут бояться государства, они будут высказывать свое мнение и самореализовываться. В данной статье будут освещены основные сферы жизни общества с позиции анархизма Эммы Гольдман [1].

Разумеется, в своем труде Эмма Гольдман ответила на вопросы о неопределенности анархизма.  Самый главный из них: «Почему же люди, выступающие за идею анархии, не могут сказать о том, как будет выглядеть общество при анархизме?». В своей книге она писала, что последовательный анархизм не может навязывать точно выработанную программу или метод действия на все будущее время. «Предрассудки, против которых должно бороться каждое новое поколение и которые оно в конце концов может преодолеть, являются пережитком прошлого, которое держит нас всех в своих сетях. В таком случае, как можно браться за то, чтобы вырабатывать линию поведения для тех, кто придет после нас? Если мы достигнем хотя бы того, что расчистим почву от остатков и обломков прошлого и настоящего, то мы оставим потомству величайшее и надежнейшее наследство.» [1].

Еще один камень преткновения анархистов – экономика, и, хоть в современном обществе все зависит от нее, целью анархистов является избавление от экономики. Почему же анархисты против экономики? Автор пишет, что сама по себе идея производства имеет смысл, однако в современном мире производство превышает в разы потребности человечества, потому что нацелено в первую очередь на прибыль, а не на удовлетворение потребностей. Кроме того, Эмма Гольдман говорит о том, что централизованное производство, которое считается достижением человечества, на самом деле убивает свободу, красоту, науку и искусство. Анархистка писала: «Удивительно, что есть еще люди, которые восхваляют этот мертвящий метод централизованного производства, как самое великолепное достижение нашей эпохи. Они совершенно не в состоянии понять, что, если мы будем продолжать подчиняться таким образом машине, то наше рабство будет более полно, чем во времена короля.»

Для анархистов человек должен раскрывать свой потенциал, свои силы. Человек может сам выбирать себе работу и условия труда. Ведь у каждого человека свои особенности, и как для кого-то ремесло жизни – написание стихов, для другого – строительство дома. Но такое возможно лишь в идеальном свободном обществе – в этом Эмма Гольдман уверяет читателя [1].

Анархисты так же против патриотизма, не потому что он учит любви к месту, в котором ты родился, а потому что с малого возраста воспитывает в детях ненависть к другим народам и возвышенное отношение к своему, но ведь все люди братья, и как можно внушать любовь к какому-то определенному государству. Однако, как считает Эмма Гольдман: «Мыслящие мужчины и женщины во всем мире начинают понимать, что патриотизм есть слишком узкая и ограниченная идея, чтобы отвечать всем потребностям нашего времени. Централизация власти вызвала чувство международной солидарности среди придавленных наций мира, солидарности, которая представляет большую гармонию интересов между всеми людьми; солидарности, которая не боится иностранного вторжения, потому что это приведет всех рабочих к моменту, когда они скажут своим хозяевам: «Ступайте и делайте ваше дело. Мы делали это слишком долго для вас».» [1].

Патриотизм, по мнению Эммы Гольдман, одобряет идею войны, оправдывая ее борьбой за свое государство, но как уже было сказано, анархисты склонны к пацифизму.

Стоит отметить, что Эмма Гольдман опровергает тот факт, что анархисты являются преступниками и убийцами. Она утверждает, что не только анархисты, но и люди других убеждений неоднократно совершали террористические действия. Разве можно назвать этих людей преступниками, если они боролись за свободу, несправедливость и равенство, - пишет Эмма. Эти акты насилия совершались от отчаяния оскорбленных и униженных людей, выступающих против системы. Эмма не понимает, как можно людей, жертвующих своей жизнью, ради блага называть преступниками. Каждый акт политического насилия, всегда приписывали анархистам, но они на самом деле, как потом оказывалось, не были к этому причастны. Гольдман считает, что совершенно неправильно обычное заявление, что учение анархизма или известные представители этого учения ответственны за акты политического насилия. Анархизм более чем всякая другая социальная теория ставит выше всего человеческую жизнь [1,2].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Эмма Гольдман считала анархизм философией общества будущего, основанного на свободе, в этом обществе нет государства, нет религии и всего прочего, что заставляет человека чувствовать себя не важным для этого мира. Анархизм ставит в центр всего личность, со своими мыслями, правами и убеждениями, но при этом борется с невежеством, которое порождает в свою очередь насилие, войны, разрушения и государство в конечном итоге, как ни странно.

Если же говорить о главной проблеме статьи, то думаю приведенные примеры доказали вам, что анархия – это не зло и не пережиток мрачных периодов истории, а именно свобода. Современное общество еще точно не готово к этому новому будущему, как минимум пока не искоренит невежество и уже сложившиеся устои. Но если вспомнить историю и переход от традиционного общества к современному информационному, нельзя отрицать возможность существования такого, по современны меркам «утопичного» будущего. Этого же мнения и придерживалась Эмма Гольдман, чьи идеи были рассмотрены.

 

Список литературы:
1. Гольдман, Эмма. Анархизм: [пер. с англ.] / Эмма Гольдман. – Пг.; М.: Голос труда, 1921. - 115, [1] с. - На обл. дата изд.: 1922
2. Гольдман, Эмма. Проживая свою жизнь // Автобиография. -  384 стр.  - На обл. дата изд.: 2015