УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ И СПОРТИВНОЙ СФЕРАМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ И СПОРТИВНОЙ СФЕРАМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Политика страны в сфере культуры, досуга и спорта выступает в качестве важнейшей задачи любого государства, обеспечивающей жизнеспособность этого государства и его место в цивилизации.
Исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что между уровнем культурного развития страны и уровнем развития общество в нем существует прямая взаимосвязь.
Управление в сфере культуры, досуга населения и спорта – это деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на организацию условий осуществления культурно-досуговой и спортивной деятельности для обеспечения населения страны результатами этой деятельности.
Уровни управления культурно-досуговой и спортивной деятельностью представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровни управления культурно-досуговой и спортивной сферами в РФ
Основные функции по формированию и реализации культурно-досуговой и спортивной политики возложено на муниципальные образования.
На основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на муниципалитеты возложен ряд обязанностей (рисунок 2).
Рисунок 2. Вопросы местного значения в сфере культурно-досуговой и спортивной деятельности [1]
Финансовую основу функционирования учреждений культурно-досуговой и спортивной сферы уровне муниципалитета составляют средства бюджетных организаций и доходы от оказания платных услуг. Законодательством предусмотрено также добровольное создание фондов, средства которых направляется на финансирование культуры, досуга и спорта.
В статье рассмотрена система управления сферой культуры, досуга и спорта в муниципальном образовании город Новый Уренгой (далее – МО г. Новый Уренгой). Исполнительно-распорядительные полномочия в сфере культуры, досуга и спорта возложены на Департамент социальной политики Администрации города Новый Уренгой (далее – Департамент). На рисунке 2 представлена структура Департамента.
Рисунок 2. Структура Департамента социальной политики Администрации города Новый Уренгой [2]
В таблице 1 отражены основные результаты деятельности Департамента.
Таблица 1.
Основные результаты деятельности Департамента социальной политики Администрации г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг.
Показатель |
2020 |
2021 |
2022 |
Отклонение, % |
|
2021 к 2020 |
2022 к 2021 |
||||
Количество культурно-досуговых мероприятий, ед. |
999 |
2664 |
2423 |
266,67 |
90,95 |
Численность участников клубных формирований, чел. |
1382 |
1421 |
1360 |
102,82 |
95,71 |
Количество посещений библиотек, ед. |
202136 |
254096 |
348463 |
125,71 |
137,14 |
Посещение выставок, чел. |
30611 |
126267 |
128238 |
412,49 |
101,56 |
Численность занимающихся физической культурой и спортом, чел. |
70969 |
71640 |
72420 |
100,95 |
101,09 |
Количество мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, ед. |
584 |
601 |
699 |
102,91 |
116,31 |
Количество волонтерских организаций, ед. |
49 |
52 |
54 |
106,12 |
103,85 |
Численность участников волонтерского движения, чел. |
2195 |
2541 |
2656 |
115,76 |
104,53 |
Как видно, за исследуемый период по большей части показателей видна динамика роста.
В МО г. Новый Уренгой приняты и реализуются муниципальные программы в сфере досуга, культуры и спорта, а именно: «Дети и молодежь. Развитие гражданского общества», «Физическая культура – Здоровье – Спорт», «Развитие культуры и творчества».
В таблице 2 представлен анализ финансирования культурно-досуговой и спортивной сферы из местного бюджета.
Таблица 2.
Анализ расходов бюджета МО г. Новый Уренгой на культурно-досуговую и спортивную сферы за 2020-2022 гг.
Статья расходов |
2020 |
2021 |
2022 |
Отклонение |
|
2021 к 2020 |
2022 к 2021 |
||||
Расходы бюджета всего, млн. руб. в т. ч.: |
15465,6 |
16193,0 |
19964,6 |
727,4 |
3771,6 |
Культура и кинематография, млн. руб. |
410,8 |
567,4 |
583,8 |
156,6 |
16,4 |
Доля в общих расходах, % |
2,66 |
3,50 |
2,92 |
0,85 |
-0,58 |
Физическая культура и спорт, млн. руб. |
578,9 |
743,7 |
881,1 |
164,8 |
137,4 |
Доля в общих расходах, % |
3,74 |
4,59 |
4,41 |
0,85 |
-0,18 |
Из проведенного анализа видно, что объемы финансирования ежегодно увеличиваются, однако, негативным моментом является то, что доля расходов на культурно-досуговую и культурную сферы в общих расходах бюджета муниципального образования сокращается в 2022 году.
Для определения удовлетворенности населения качеством проводимой муниципальными органами власти политики в сфере культуры, досуга и спорта был проведен опрос жителей г. Новый Уренгой (рисунок 3). Можно отметить, что главными проблемами жители считают недостаточное количество объектов инфраструктуры. 76% опрошенных оценили политику, проводимую в сфере культурно-досуговой и спортивной деятельности достаточно эффективной. 11% оценили проводимую органами муниципальной власти политику как отрицательную.
Рисунок 3. Распределение ответов опрошенных о наличии проблем в сфере организации культурно-досуговой и спортивной деятельности в МО г. Новый Уренгой
В качестве направлений совершенствования можно рекомендовать следующее: повышение информированности жителей и гостей города о мероприятиях в сфере культурно-досуговой и спортивной деятельности; организация взаимодействия с жителями города по поводу определения дальнейших направлений развития культурно-досуговой и спортивной сферы города; строительство востребованных объектов культурно-досуговой сферы, в том числе с применением инструментов муниципально-частного партнерства.