МАРКЕТИНГ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Конференция: LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Маркетинг
LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
МАРКЕТИНГ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. При выборе частного детского сада родители ориентируются на внешние атрибуты рекламы каждого конкретного учреждения. В статье рассмотрены механизмы рекламы, которые помогают увеличить не только узнаваемость ДОУ, но и повысить качества услуг.
Ключевые слова: УТП, позиционирование, качество дошкольного образования, маркетинг дошкольной организации.
Тенденции развития современного дошкольного образования основываются на гуманизации и диверсификации. Родителям предоставляется огромный выбор образовательных учреждений, использующих различные методики воспитания дошкольников. В новых условиях это приводит к развитию конкуренции, теперь детей не просто отдают в детский сад около дома, а подыскивают учреждение, соответствующее уровню жизни и методам воспитания в семье.
Одни детские сады направлены на раннее развитие детей, используя методику Г. Домана с года. Родители, вдохновились экспериментами И. Масару из книги «После трёх уже поздно», ищут соответствующие детские сады для раннего развития своих детей.
Другие же, напротив, категорически против любого обучения до появлении у детей коренных зубов, эти родители читают С. Биддалфа «До трех еще рано. Почему малыш должен быть с мамой» и интересуются антропософией.
Кому-то из родителей необходимо не вмешиваться в процесс развития, пока ребёнок не попросит сам; а другим, напротив, необходимо распланировать каждую минуту чада. Кто-то любит свободу, другие же контроль и авторитарность (с каждым годом таких родителей всё меньше).
И на основании этого всего компании разрабатывают свои позиционирование.
Позиционирование – это «одна из ключевых маркетинговых технологий (процедур), позволяющая сопоставить и оценить конкурирующие товары, сегменты рынка и положение фирмы в сравнении с конкурентами»[1]. Позиционирование подразумевает под собой анализ конкурентов, оценку их деятельности и сравнение ценовой политики и услуг конкурентов. Позиционирование возникает на этапе формирования компании и может плавно меняться на протяжении всего её существования. Это как идея, философия компании.
Но иногда случаются «проседания спроса» и это требует создания новых уникальных торговых предложений.
Уникальное торговое предложение (УТП) - это «броский аргумент, слоган, призванный заставить потребителя предпочесть в группе одинаковых товаров что-то одно. Это ответ на вопрос: почему я должен иметь дело с вами, а не с кем-нибудь другим?»[1]
УТП – это то, чем ваша компания отличается от других. Данное предложение должно быть выгодно, уникально и привлекать внимание. Чаще всего УТП дошкольного учреждения подразумевает повышение качества образования, так как именно это и является целью детского сада. Некоторые детские сады могут себе позволить приобрести дорогостоящее оборудование, например: оборудовать соляную пещеру или бассейн, и это будет впечатляющим УТП.
Но большинству ДОУ такие глобальные перемены финансово неподъёмны, поэтому они опираются на повышение качества образования, а не на дополнительные услуги.
Качество дошкольного образования – это «характеристика системы дошкольного образования, которая отражает степень соотношения реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям»[2]. Основываясь на том, что родители стремятся дать своим детям лучшее, можно основывать рекламную компанию на постоянном повышении качества образовательных услуг. В данном случае маркетинг, продвижение и будет являться тем самым фактором, благодаря которому дошкольное учреждение должно повышать качество своих услуг.
Рекламная компания строится на удовлетворении потребностей различных групп лиц, в данном случае, пользователем и критиком образовательных услуг будет являться родитель. При этом, от полагается на потребности своих детей, его пожелания.
Качество работы воспитателя зависит от удовлетворения его личных потребностей в самореализации. Примерно такие же потребности и у руководителя, но добавляется ещё одна - прибыль. Что именно необходимо для удовлетворения потребностей всех участников воспитательного процесса? Рассмотрим:
- Детям: «разнообразная игровая среда» [3], грамотная организация жизнедеятельности.
- Родителям: «эффект от воспитания детей»[4], гармоничное развитие, безопасность, благоприятные отзывы детей.
- Воспитателям: достойная зарплата, благодарность от руководителя, родителей и детей, возможность саморазвития.
- Руководителю: благодарность от родителей, слаженная работа коллектива, увеличение клиентов, позитивный имидж, безопасность детей[5].
На основании выявленных потребностей можно разработать модель повышения качества образовательных услуг. Приведём критерии, которые направленны на определение основных качеств, формулировку целевых ориентиров развития и выработку эффективных механизмов повышения качества дошкольного образования:
- Кадровое обеспечение. Воспитатель – это основа детского сада – это вторая мама для детей. Воспитатель должен соответствовать требованиям заявленной методики воспитания, должен быть сам заинтересован в развитии и регулярно проходить курсы повышения квалификации и курсы обмена опытом.
- Материально-техническое обеспечение. Мебель должна быть в опрятном состоянии и пригодна для использования; а интерьер групп и кабинетов должен быть актуальным, свежим и качественным.
- Предметно-пространственная среда. Весь игровой материал должен проходить ежедневный мониторинг на безопасность его использования, целостность и актуальность.
- Программно-методическое обеспечение. Постоянно происходит разработка новых методов воспитания и детским садам необходимо отслеживать их и применять на практике самые лучшие, подходящие именно вам.
- Индивидуальный подход. Некоторые дети требуют сугубо индивидуального подхода. Родители не знают, что с ними делать, как перевоспитать и доверяют это дело воспитателям в надежде, что те смогут найти подход к их ребёнку и объяснят, почему он ведёт себя именно так. Многие дети нуждаются в корректировке поведения, но и сам по себе индивидуальный подход ко всем – это большое преимущество, требующее качественной организации и большого количества жизненных сил и энергии.
- Кружковые объединения. Данные услуги повышают родительский отклик, обогащают воспитательную среду, увеличивают социальное взаимодействие коллектива ДОУ с родителями.
- Наличие выездных мероприятий. Этот пункт трудно выполним в условиях ограниченного бюджета, но может напрямую зависеть от пожелания родителей, если они согласятся это финансировать. Выезд за пределы детского сада у детей воспринимается как приключение, путешествие, дающее множество эмоций и переживаний. Соответственно, являлось бы существенным преимуществом, если была бы возможность грамотно организовать его.
Таким образом, маркетинг может выступать в лице фактора, повышающего качество образования. В данном случае, при организации рекламной компании изучается рынок услуг дошкольного образования, изучается спрос на эти услуги, соотносится с позиционированием детского сада и внедряется как новое торговое предложение.
Уникальность возникает в объединении в одном месте актуальных на данный момент времени различных образовательных услуг и реклама здесь выступит как рычаг к повышению качества образования этих услуг