Статья:

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Майоров М.С. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 22(245). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/245/128842 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Майоров Марсель Сергеевич
магистрант, Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет, РФ, г. Казань

 

Одной из главных обязанностей компании, сертифицированной на соответствие международным и национальным стандартам, является компетентная оценка эффективности применяемой системы управления качеством. Оценка системы менеджмента качества (СМК) - процесс, позволяющий оценить соответствие системы менеджмента качества необходимым требованиям и стандартам. Оценка проводится с целью определения эффективности системы в плане достижении поставленных перед системой менеджмента целей и задач, а также с целью выявить возможные улучшения и корректировки [1].

Оценка результативности системы менеджмента качества может проводиться по различным критериям, в зависимости от целей организации и выбранной методики оценки. Одним из основных критериев является удовлетворенность клиентов продукцией или услугами компании [2]. Для оценки этого критерия используются различные методы, такие как опросы клиентов, анализ рекламаций и жалоб, мониторинг рынка и т.д.

Еще одним важным критерием является эффективность работы системы менеджмента качества, которая может быть измерена по результатам аудитов, оценке эффективности процессов, улучшению показателей производительности и другим подобным показателями.

Так же можно проводить оценку результативности системы менеджмента качества с точки зрения ее соответствия стандартам и требованиям законодательства. Для этого проводятся проверки соответствия стандартам ISO, аудиты соответствия законодательным требованиям и т.д.

Все вышеперечисленные критерии могут использоваться в различных комбинациях для оценки результативности системы менеджмента качества и определения областей, требующих улучшения [3].

Оценка текущего состояния системы менеджмента качества в организации АО «Внебосервис» проводится путем проведения внутренних аудиторских проверок, анализа документации и записей. Анализ проводится начальником СК - главным контролером с периодичностью один раз в год на основании входных данных, предоставляемых структурными подразделениями и должностными лицами организации. Отчет содержит обоснованный вывод о соответствии СМК заявленной политике организации в области качества. Отчет содержит вывод и рекомендации по улучшению системы менеджмента качества.

Расчет результативности СМК включает следующие этапы: определение показателей частных критериев результативности СМК, определение частных критериев результативности, определение результативности СМК; интерпретация оценки результативности СМК организации.

Результативность СМК определяется как средневзвешенное значение шести частных критериев результативности, согласно требований ГОСТ Р ИСО 9001. Частные критерии имеют свой весовой коэффициент (b). Частные критерии с весом коэффициента равный 1 характеризуют: удовлетворенность потребителей качеством выпускаемой предприятием продукции, соответствие продукции требованиям. Частные критерии с весом коэффициента равный 0,9 характеризуют: степень выполнения требований ГОСТ Р ИСО 9001, зависящих от вида деятельности организации, степень выполнения установленных критериев результативности процессов. Частные критерии с весом коэффициента равный 0,8 характеризуют: реализацию политики в области качества и степень выполнения целей в области качества.

Значение удовлетворенности потребителей качеством выпускаемой предприятием продукции определяется как средневзвешенная оценка показателей: доля продукции, сданной с первого предъявления заказчику с весом 0,9, доля продукции, на которую не получены рекламации, в общем числе сданной продукции с весом 0,9, доля продукции, на которую от заказчика не получены несоответствия, не оформленные в виде рекламаций, но признанные организацией, в общем числе сданной продукции с весом 0,7.

Значение соответствие продукции требованиям определяется как средневзвешенная оценка показателей: доля продукции, не забракованной СК при операционном контроле с весом 0,8, доля продукции, сданной с первого предъявления СК с весом 0,8, доля продукции, принятой без отклонений по согласованию с заказчиком с весом 1, доля неповторяющихся несоответствий продукции по данным из записей с весом 1.

Значение степень выполнения требований ГОСТ Р ИСО 9001, зависящих от вида деятельности организации определяется как средневзвешенная оценка показателей: доля специальных и особо ответственных технологических процессов, имеющих свидетельства аттестации, доля технологических операций без нарушения технологической дисциплины от проверенных технологических операций, доля измерительного, контрольного и испытательного оборудования, прошедшего поверку и аттестацию в запланированные сроки, доля продукции, выпущенной и принятой в соответствии с производственным планом, доля персонала, прошедшего обучение и аттестацию в соответствии с установленными требованиями с весом всех критериев 1.

Значение степень выполнения установленных критериев результативности процессов определяется как среднее из показателей: выполнение контрактов в установленный срок – отношение количества выполненных контрактов по отношению к общему количеству контрактов за анализируемый период, соответствие закупленной продукции сопроводительной документации – отношение объема закупленной продукции, соответствующей документации, к общему объему проверенной (в шт.), выполнение производственной программы в установленные сроки — отношение объема произведенной продукции к запланированному уровню по программе (плану) выпуска (ремонта), уровень технологической дисциплины – отношение количества операций без нарушения технологической дисциплины к общему количеству проверенных, выполнение обязательств по срокам - отношение количества случаев своевременного ремонта гарантийных изделий к суммарному объему работ, процент реализованных пунктов мероприятий по качеству – отношение выполненных пунктов мероприятий к общему их количеству, реализация графиков аудитов – отношение количества выполненных к общему количеству запланированных, доля выполненных пунктов планов по подготовке персонала – отношение количества выполненных пунктов к общему количеству пунктов. своевременное обеспечение и корректировка СТО - отношение количества разработанных (переработанных) документов к общему количеству запланированных, реализация графиков поверки, калибровки, аттестации – отношение количества выполненных пунктов к общему количеству.

Значение качество продукции поставщиков определяется по отношению количества годной продукции поставщиков к общему количеству поставленной продукции.

Значение реализации политики в области качества и степень выполнения целей в области качества определяется по отношению количества выполненных к общему количеству установленных целей.

Интерпретация полученных значений приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Результативность СМК

Полученная оценка результативности СМК

Результативность СМК

Rсмк < 0,60

недопустимая

0,60 < Rсмк < 0,80

допустимая

0,80 < Rсмк < 0,95

достаточная

Rсмк > 0,95

высокая

 

По результатам оценки оформляется отчет, который может представляться в орган по сертификации СМК в составе исходных материалов, направляемых вместе с заявкой на сертификацию (инспекционный контроль) СМК.

По итогам аудитов организуются мероприятия по устранению несоответствий, выявленных в процессе аудита. После этого проверяются эффективность корректирующих действий. Используется методика PDCA («планируй, выполняй, контролируй, действуй), которая позволяет поэтапно улучшать процессы системы менеджмента качества на предприятии.

 

Список литературы:
1. Ермольева, М. Д. Возможности системы менеджмента качества на малых предприятиях- распространенные подходы и проблемы внедрения / М. Д. Ермольева // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 1(28). – С. 394-397.
2. Кучерявенко, С.А. Развитие системы менеджмента качества - конкурентное преимущество образовательных организаций / С. А. Кучерявенко // Экономика. Информатика. – 2022. – Т. 49, № 2. – С. 277-284.
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования:дата введения 2015-11-01. – Москва: Стандартинформ, 2015. – 23 с.