ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СТАНОВЛЕНИЕ АВТОНОМНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СТАНОВЛЕНИЕ АВТОНОМНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF NATIONAL LEGISLATION ON NON-PROFIT ORGANIZATIONS: DEVELOPMENT OF AUTONOMOUS NON-PROFIT ORGANIZATIONS
Nadezhda Liventsova
Undergraduate, Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, Novosibirsk
Vladislav Gruzdev
Scientific adviser, Doctor of Law, Associate Professor, Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, Novosibirsk
Аннотация. В данной статье рассматривается история развития отечественного законодательства о некоммерческих организациях. Проанализированы нормативно-правовые акты, отражающие вопросы организационно-правового характера, условий функционирования, а также основные положения организаций, союзов и объединения, которые на сегодняшний день отнесены к некоммерческим организациям на законодательном уровне. Также кратко проведен анализ законодательства относительно деятельности автономных некоммерческих организаций.
Abstract. This article examines the history of the development of national legislation on non-profit organizations. The normative legal acts reflecting the issues of the organizational and legal aspect, the conditions of activity, as well as the main provisions of organizations, unions and associations, which today are classified as non-profit organizations at the legislative level, are analyzed. The analysis of the legislation concerning the activities of autonomous non-profit organizations is also briefly carried out.
Ключевые слова: некоммерческие организации, автономные некоммерческие организации, союзы, общества, объединения.
Keywords: non-profit organizations, autonomous non-profit organizations, unions, societies, associations.
На сегодняшний день некоммерческие организации (далее – НКО) в России все больше набирают полярность, поскольку они создаются для решения социальных задач, достижении общественно полезных благ, также важно отметить, что такие организации не имеют в качестве цели своей деятельности получение прибыли. Истоки отечественного законодательства о некоммерческих организациях тесно связаны с благотворительностью.
С середины XVIII в. и по 1860-е гг. возникают общественные объединения, имеющие особый почетный статус, занимающиеся благотворительной деятельность. Чиновники принимали активное участие, тем самым зарождая основы для становления современных НКО. Следует отметить, что законодательный контроль был установлен в 1782 г. в «Уставе благочиния» [10]. Данный Устав можно считать первой законодательной документацией о некоммерческих организациях.
Далее, с начала XX века появляется и становятся популярными «общества и союзы, не преследующие целей извлечения прибыли», то есть организации, создаваемые для достижения общеполезной цели. Законодательные основы таких организаций закреплялись в Циркуляре Министерства внутренних дел № 18 от 26 апреля 1905 года [9].
Далее Николаем II в 1906 г. издается «Именной высочайший указ правительствующему сенату о временных правилах об обществах и союзах», действовавший до 1917 г., где дается определение общества: «соединение нескольких лиц, которые, не имея задачи получения для себя прибыли от ведения какого–либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель», а также определение союза – соединение двух или нескольких обществ [4]. Важно отметить, что такие общества и союзы могли иметь разный правовой статус: без права юридического лица (не были зарегистрированы), с обладанием права юридического лица (имели устав и были зарегистрированы), а также профессиональные общества (созданные для выяснения и согласования экономических интересов) [4]. Анализируя данное деление обществ и союзов, следует также отметить благоприятный опыт в деятельности общественных организаций.
В 1917 году принимается Постановление «О собраниях и союзах», распространяющее на общества и союзы, целью которых не являлось извлечение прибыли, а также разрешающее гражданам страны «без особого на то разрешения» образовывать общества и союзы «в целях, не противных уголовным законам» [11].
Важно отметить, что Конституции СССР 1918 г. в ст. 16 закрепляла право рабочих и крестьян объединятся в союзы и общества. А после, в 1922 г. Президиумом ВЦИК были приняты два Постановления и две Инструкции, в которых законодательно был отражен порядок созывов и регистрации союзов и объединений. Далее в 1928 г. принимается Положение об обществах и союзах, не преследующих цели извлечение прибыли, которое закрепляло правовой статус таких организаций [7].
Далее в 1930 г. принимается «Положение о добровольных обществах и союзах», которое соотносило цели обществ и союзов с государственным планом народного хозяйства, а также их участие в разрешении задач Советской власти [8]. Важно отметить, что данный документ закрепил право государства на чрезмерный контроль за деятельность таких организаций. Так, «добровольные общества и союзы» стали осуществлять вспомогательную роль, что отразилось в негативном опыте деятельности таких организаций [10].
В 1977 г. Конституция СССР закрепила право граждан СССР на объединение в общественные организации [5], в 1990 г. принимаются поправки к Конституцию СССР в части многопартийности и политического плюрализма, а также принимается Закон СССР от 09.10.1990 N 1708-1 «Об общественных объединениях», в котором закрепляется принцип невмешательства со стороны государства в деятельность общественных объединений [6]. Данные изменения в законодательстве восприняли позитивно, что отразилось в росте числа общественных организаций [10]. Далее в 1995-1996 гг. активно развивается некоммерческий сектор, так, появляются информационные службы, центры поддержки, обучающие семинары и курсы.
Говоря об актуальном законодательстве нашей страны, которое регулирует деятельность некоммерческих организаций, в том числе автономных некоммерческих, можно выделить Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
Конституция РФ в ст. 30 закрепляет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, а также гарантирует свободу деятельности общественных объединений [1].
Ст. 50 «Коммерческие и некоммерческие организации» Гражданского кодекса Российской Федерации отражает разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, организационно-правовые формы НКО [2]. Также, в частности, в ст. 123.24 и 123.25 ГК РФ указаны основные положения об автономной некоммерческой организации, а также законодательные основы управления автономной некоммерческой организацией [2].
В Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ напрямую закреплены законодательные основы НКО: особенности гражданско-правового положения отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. Данный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами [3].
Таким образом, можно заметить, что НКО воспринимались в качестве благотворительной деятельности. Отечественное законодательство активно развивалось именно в сфере НКО в целом, в то время как законодательный вопрос АНО разработан на слабом уровне.