Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(247)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сухарникова А.С. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 24(247). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/247/129377 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сухарникова Александра Сергеевна
магистрант, Государственный Социально-Гуманитарный университет, социальный педагог МБОУ «Гимназия №8», РФ, г.о. Коломна
Калашников Сергей Глебович
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, Государственный Социально-Гуманитарный университет, РФ, г.о. Коломна
Иванова Галина Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Государственный Социально-Гуманитарный университет, РФ, г.о. Коломна

 

На данный момент в России проходит модернизация в образовании, и практически в каждой школе или детском саду созданы условия для обучения детей инвалидов и ОВЗ.  Каждый родитель или законный представитель имеет право выбрать в каком учреждении будет получать образование его ребёнок и, часто, они не видят надобности в специализированных учреждениях.

Концепция инклюзивного и интегрированного образования очень актуальна, но перестройка работы и обучение педагогического персонала не всегда успевает за нуждами учеников. Часто случается, что ребенок сначала приходит в школу, а только после этого педагога или классного руководителя отправляют на повышение квалификации. В таком случае на помощь приходит социально-психологическая служба, состоящая чаще всего из социального педагога, педагога-организатора и педагога-психолога. Реже в общеобразовательных школах можно встретить тьюторов, учителей логопедов. Данные специалисты обучены работать со всеми детьми, включая сложных детей с девиантным поведением, инвалидами и ОВЗ, детьми, которым требуется психологическая помощь или эмоциональная разгрузка. Именно эти профессионалы могут провести консультацию для педагогов, которые работают с особым ребёнком, дадут методические рекомендации и будут заниматься психолого-педагогическим сопровождением.  Отдельно требуется выделить, что всегда проводится большая работа с родителями (законными представителями): повышение информационной осведомлённости, консультации, тесное сотрудничество, выстраивание доверительных отношений, проведение советов профилактики и т.д. Родители имеют право не предоставлять медицинские документы на своего ребёнка и умалчивать о диагнозах, но эта информация важна для педагогов, так как она содержит в себе рекомендации как работать с ребёнком, как избежать переутомления и ухудшения состояния, и на что обратить внимание, для более успешного обучения. Например, часто не бывает озвучено, что в данный момент ребёнок проходит медикаментозное лечение и ученик может казаться вялым, ленивым, несосредоточенным, а педагоги в этот период ждут от него такой же работы, как и обычно.

В общеобразовательных учреждениях можно не редко встретить обучающихся с нарушением опорно-двигательной системы, с задержкой психического развития, аутизмом, синдромом дефицита внимания и слабослышащих. Каждый такой ребёнок получает психолого-педагогическое сопровождение. Постоянная педагогическая помощь способствует развитию знаний, умений и навыков, успешной адаптации, личностному развитию, налаживанию коммуникации среди одноклассников, успешной интеграции и самореализации личности в классе. Сопровождение происходит как во время урочной, так и во время внеурочной деятельности.

Актуальной проблемой является увеличение количества учеников с нарушением слуха и зрения. Слепых детей редко можно встретить в общеобразовательном учреждении, потому что чтобы обучить такого ребенка нужен узконаправленный специалист – тифлопедагог. Так же для глухих детей требуется сурдопедагог, но если ребёнок слабослышащий или слабовидящий, то он может обучаться в обычной школе наравне с остальными детьми.

Рассмотрим подробнее работу со слабослышащими детьми. Целью инклюзивного образования для слабослышащих является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров. Эти обучающиеся имеющие постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.

Нарушения слуха могут различаться между собой:

  • по времени, когда произошло нарушение (до начала формирования речи или когда речь уже была сформирована);
  • по характеру нарушения слуха (кондуктивное, сенсоневральное и смешанное);
  • по степени (по тяжести) нарушения (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота).

Кроме того, дети этой категории могут иметь и дополнительные нарушения, например, проблемы с речью или задержкой психического развития. Данные обучающиеся работают по адаптивным программам, так как им требуется больше времени на восприятие и воспроизведение информации, больше сил уходит на концентрацию и переключение с одной деятельности на другую.

Выделяют три основные категории детей с нарушениями слуха:

Глухие дети имеют глубокие двусторонние нарушения слуха, которые могут быть наследственными, врожденными или приобретенными в раннем детстве - до овладения речью. Они не воспринимают громкость речи и без специальной (корректирующей) подготовки устная речь не развивается. Использование слухового аппарата или кохлеарного имплантата является необходимым условием для развития речи. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или имплантатов они испытывают трудности в восприятии и понимании речи других людей. Данная категория обучающихся чаще всего обучается в специализированных учреждениях, или на дому под присмотром специалистов.

У слабослышащих детей отмечено нарушение слуха разных степеней (легкое, умеренное, значительное и тяжелое), т. е. возможности восприятия речи ограничены от незначительных трудностей в понимании шепотной речи до полной непонятности разговорной громкости. Именно эта группа обучающихся встречается в общеобразовательных учреждениях. При лёгкой и умеренной форме ребята успешно получают образование, однако им, помимо обычных школьных педагогов, требуется специально организованное, коррекционное и развивающее обучение и постоянное медицинское наблюдение. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов определяют специалисты.

Позднооглохшие — это дети, которые потеряли слух из-за какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, то есть в двух-трехлетнем и более позднем возрасте. Потеря слуха может быть различной - полная, близкая к глухоте или наблюдаемая у слабослышащих людей.

Психолого-педагогическое сопровождение начинается с адаптации особенного ребёнка в коллективе. Глухие и слабослышащие школьники, особенно в начальной школе, испытывают трудности, так как постоянно зависят от близкого взрослого, который всегда приходил на помощь, поэтому появляется страх, неуверенность в себе, скованность в поведении, агрессия. Нарушенные эмоциональные проявления характерны для детей с нарушениями слуха; они не всегда понимают эмоции других в определенных ситуациях, они не успели привыкнуть к мимике одноклассников, им трудно выразить свои чувства и желания при общении с другими, боясь быть осмеянными и отвергнутыми. Работа с классом, педагогами и родителями в классе, повышение информационной грамотности о возможностях и требованиях инклюзии, снятие эмоционального напряжения недовольных, развитие толерантности и других человеческих положительных аспектов – это тоже важная и обязательная функция специалистов школы.

 Отбор приемов и методов обучения для организации образовательного процесса ребенка с нарушенным слухом в инклюзивном пространстве определяется некоторыми особенностями, важнейшими из которых будут:

  • уровень готовности ребенка с нарушенным слухом к обучению в общеобразовательной школе;
  • эффективность сотрудничества и взаимодействия учителя с сурдопедагогом/лечащим врачом и родителями ребёнка;
  • компетентность и готовность родителей к систематической работе с ребенком дома;
  • степень адаптации глухого/слабослышащего ученика в детском коллективе и возможность организации партнерских взаимоотношений с одноклассниками;
  • организации рабочего пространства, доступность среды и техническое оснащение;
  • необходимость решения некоторых задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулирования слухо-зрительного внимания; коррекции речевых ошибок и закрепления навыков грамматически правильной речи; расширения словарного запаса и пояснения слов и словосочетаний; оказании специальной помощи при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов).

В инклюзивном обучении с глухими и слабослышащими детьми наглядные методы являются наиболее востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Применение традиционных и инновационных наглядных средств в инклюзивном образовательном пространстве активизирует мыслительную и речевую деятельность ученика с нарушенным слухом, способствует повышению его познавательной активности в целом, формирует мотивацию общения со сверстниками, а также создает благоприятные условия для организации партнерского взаимодействия в ученическом коллективе.

Применение наглядных методов требует от педагога учитывать особенности школьников с нарушенным слухом (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности и др.) и использовать доступные схемы, таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, при этом необходимо предварительно информировать ребенка о тематике, содержании и задачах просмотра, строго дозировать и структурировать предлагаемый материал. Необходимо заранее подготовить словесные комментарии, обобщение информации, выделение главного в содержании. Использование наглядных методов предусматривает обязательное речевое сопровождение.

В условиях сложившейся в школе традиционной классно-урочной системы необходимо чаще использовать такие формы работы как групповые, подгрупповые, работа в парах и индивидуальная работа с учащимся. Так у слабослышащего ребёнка будет больше возможности получить помощь и поддержку от одноклассников или учителя. Использование дидактических, ролевых игр, проектной и творческой деятельности активизирует познавательную деятельность детей, стимулирует личностное развитие, помогает естественным образом обеспечить взаимодействие и общение ребенка с нарушенным слухом в коллективе обычных детей.

Специалисты психолого-педагогического сопровождения обязаны на регулярной основе диагностировать обучающегося на уровень тревожности, самооценки, риска, эмоционального состояния в конкретный момент. Например, для учеников начальной школы можно использовать:

  • Сказкотерапия (Зинкевич-Евстигнеева);
  • Методика «Выбор в действии» (Немов Р.);
  • Методика «Лесенка» (В.Г.Щур);
  • Методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан);
  • Ориентировочный тест школьной зрелости (Керна-Йирасека);
  • Методика «Определение у старших дошкольников сформированности "внутренней позиции школьника"» (Е. Ильин).

Во время уроков очень важно проводить физкультурные минутки. Для этого можно использовать такие упражнения как:

  • Самомассаж;
  • Растирание ушей;
  • Закрытие и массаж глаз;
  • Растяжка;
  • Минутка релаксации;
  • Музыкотерапия;
  • Аромотерапия;
  • Дыхательные техники.

Педагог, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен обязательно использовать следующие методики работы:

  • обучающийся с нарушением слуха должен сидеть за первой партой;
  • при воспроизведении любой вербальной информации не поворачиваться спиной;
  • чётко задавать вопросы, повторять их;
  • разрешать о обучающимся с нарушением слуха разворачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
  • широко применять наглядные материалы, презентации и фильмы в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала;
  • обучающемуся требуется дать больше времени на восприятие информации и выполнение работы.

Таким образом, для успешного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении является единство требований от всех педагогов, предъявляемых ребенку в школе, тесная работа с родителями, комплексная поддержка, методическая подкованность, успешное обучение, сохранение физического и психического здоровья обучающегося.

 

Список литературы:
1. Боскис, Р.М.Педагогическая классификация детей с недостатками слуха. «Специальная школа», 1963. — № 4.
2. Гилевич, И.М., Тигранова, Л. И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха) // Дефектология. —1996. — № 6. — с. 44-51.
3. Королева, И.В. В моем классе учится ребенок с кохлеарным имплантом :пособие для учителя / И. В. Королева. —СПб. :КАРО, 2014. —104 с.
4. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха :Руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. —СПб. :КАРО, 2014. —304 с.
5. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России : результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. —1997. —с. 3-15.
6. РООИ «Перспектива» «На пути к инклюзивной школе» : пособие для учителей. . —2005. 
7. Психология глухих детей. Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. —2-е изд., стереот. —М. : Советский спорт, 2006 . — 421 с.