Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(247)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сухарева И.Л. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 24(247). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/247/129436 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Сухарева Ирина Леонидовна
студент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск
Токарь Оксана Владимировна
научный руководитель, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск

 

Проблема девиантного поведения подростков - это проблема всего общества, и ее решение способствует плодотворному духовно-нравственному развитию общества и государства в целом.

В последние несколько лет все большее число молодых людей в России живет в обществе, в котором целью жизни является достижение материального благополучия и прибыли любой ценой. Работа и учеба потеряли свою социальную ценность и значимость, и стало практическим делом меньше работать и учиться, чтобы получить больше благ и привилегий. Такое отношение молодежи становится все более открытым и радикальным, порождая новую волну потребления и часто приводя к отклонениям в поведении. Ситуация с девиантным поведением детей подросткового возраста усугубляется экономическим положением страны. Наиболее высокие показатели правонарушений несовершеннолетних граждан России приходится на сферу экономики, так как именно здесь лежат в основе права человека и государства. В основе установки большинства молодых людей лежит четкий акцент на своём материальном благополучии, а так же желание жить "как удобно", при этом осуществляя самоутверждение различными способами. В таких случаях в криминальный процесс их толкает не корысть или желание удовлетворить свои потребности с помощью преступления, а благо компании и желание не  казаться трусом среди сверстников. Девиантное поведение в подростковом возрасте - распространенное явление, связанное с процессом социализации и взросления; оно увеличивается в подростковом возрасте и уменьшается после 18 лет.

Интерес ученых разных направлений к девиантному поведению в подростковом возрасте является одним из важнейших в научных исследованиях и цивилизации. Это связано с тем, что данный вопрос тесно связан с проблемой социальной адаптации молодежи, которая является фактором стабильности и развития общества. Подростковый возраст является периодом поисков своего пути в жизни, характеризуется эмоциональной неустойчивостью и колебаниями настроения. Сегодня государство обязано оградить неустойчивых подростков от опасных этапов, которые могут привести их к преступлению.

Согласно Дюркгейму, вероятность девиантного поведения значительно возрастает, когда нормативный контроль на социальном уровне ослаблен. Согласно теории аномии Мертона, девиантное поведение возникает, когда социально принятые и определенные ценности не реализуются определенными слоями общества. Согласно теории социализации люди, для которых такие элементы поведения (насилие, безнравственность) поощряются или игнорируются в процессе социализации, с большей вероятностью будут заниматься девиантным поведением. Теория стигмы считает, что девиантное поведение возможно только в том случае, если индивид социально определяется как девиантный и применяются репрессивные или корректирующие меры.

Дефицит правового и морального сознания, содержание личных желаний, личностные особенности, эмоциональная и аффективная сферы играют важную роль в возникновении девиантного поведения.

Для обеспечения успешности программы психологического сопровождения педагоги-психологи проводят разного рода занятия по профилактике и коррекции, формирующие позитивные поведенческие реакции по плану, который разрабатывается индивидуально для каждого ее участника. Специалисты психологического сопровождения отслеживают динамику рисков и ресурсов развития каждого учащегося с девиантным поведением, а также оценивают успешность освоения индивидуальной программы при помощи психодиагностических методов, фиксируют фактические результаты и вносят необходимые коррективы. Педагоги-психологи в рамках психологического сопровождения помогают педагогам в выборе адекватных способов и средств взаимодействия с подростками и родителями, дают подробные рекомендации по выбору более эффективных образовательных стратегий и способов взаимодействия в соответствии с возрастными особенностями детей. Для повышения психологической компетентности родителей подростков с девиантным поведением специалисты проводят консультативные сессии по вопросам воспитания детей и оптимизации детско-родительских отношений с целью развития воспитательных ресурсов. В рамках психологического сопровождения в образовательных учреждениях проводятся профилактические мероприятия по включению девиантной молодежи в конструктивные социальные системы:

  • Групповое обучение, направленное на конструктивное сотрудничество подростков между собой и со взрослыми.
  • Занятия, направленные на формирование морального сознания и способов саморегуляции поведения.
  • Мероприятия, способствующие успешной адаптации в современном мире
  • Психотерапевические сессии, направленные на снижение эмоциональных всплесков, отсутствия контроля, тревожности и агрессии.
  • Психологическое просвещение, направленное на  формирование здорового отношения к жизни.

Созданная в образовательных учреждениях модель психолого-педагогического сопровождения минимизирует негативные проявления и формирует социально приемлемые модели поведения у молодежи, а также снижает конфликтные ситуации в школе, уменьшает факторы риска, приводящие к нарушениям в поведении учащихся, в разы увеличивает психолого-психологическое благополучие всех участников образовательного процесса, а также способствует повышению комфортности всех участников образовательного процесса.

 

Список литературы: 
1. Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблемы развития — М.: МГППУ, 2006г.-76с 
2. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010. — 352 с. 
Практикум по девиантологии / Автор-составитель Ю. А Клейберг. — СПб.: Речь, 2007.