ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(247)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(247)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Проблема девиантного поведения подростков - это проблема всего общества, и ее решение способствует плодотворному духовно-нравственному развитию общества и государства в целом.
В последние несколько лет все большее число молодых людей в России живет в обществе, в котором целью жизни является достижение материального благополучия и прибыли любой ценой. Работа и учеба потеряли свою социальную ценность и значимость, и стало практическим делом меньше работать и учиться, чтобы получить больше благ и привилегий. Такое отношение молодежи становится все более открытым и радикальным, порождая новую волну потребления и часто приводя к отклонениям в поведении. Ситуация с девиантным поведением детей подросткового возраста усугубляется экономическим положением страны. Наиболее высокие показатели правонарушений несовершеннолетних граждан России приходится на сферу экономики, так как именно здесь лежат в основе права человека и государства. В основе установки большинства молодых людей лежит четкий акцент на своём материальном благополучии, а так же желание жить "как удобно", при этом осуществляя самоутверждение различными способами. В таких случаях в криминальный процесс их толкает не корысть или желание удовлетворить свои потребности с помощью преступления, а благо компании и желание не казаться трусом среди сверстников. Девиантное поведение в подростковом возрасте - распространенное явление, связанное с процессом социализации и взросления; оно увеличивается в подростковом возрасте и уменьшается после 18 лет.
Интерес ученых разных направлений к девиантному поведению в подростковом возрасте является одним из важнейших в научных исследованиях и цивилизации. Это связано с тем, что данный вопрос тесно связан с проблемой социальной адаптации молодежи, которая является фактором стабильности и развития общества. Подростковый возраст является периодом поисков своего пути в жизни, характеризуется эмоциональной неустойчивостью и колебаниями настроения. Сегодня государство обязано оградить неустойчивых подростков от опасных этапов, которые могут привести их к преступлению.
Согласно Дюркгейму, вероятность девиантного поведения значительно возрастает, когда нормативный контроль на социальном уровне ослаблен. Согласно теории аномии Мертона, девиантное поведение возникает, когда социально принятые и определенные ценности не реализуются определенными слоями общества. Согласно теории социализации люди, для которых такие элементы поведения (насилие, безнравственность) поощряются или игнорируются в процессе социализации, с большей вероятностью будут заниматься девиантным поведением. Теория стигмы считает, что девиантное поведение возможно только в том случае, если индивид социально определяется как девиантный и применяются репрессивные или корректирующие меры.
Дефицит правового и морального сознания, содержание личных желаний, личностные особенности, эмоциональная и аффективная сферы играют важную роль в возникновении девиантного поведения.
Для обеспечения успешности программы психологического сопровождения педагоги-психологи проводят разного рода занятия по профилактике и коррекции, формирующие позитивные поведенческие реакции по плану, который разрабатывается индивидуально для каждого ее участника. Специалисты психологического сопровождения отслеживают динамику рисков и ресурсов развития каждого учащегося с девиантным поведением, а также оценивают успешность освоения индивидуальной программы при помощи психодиагностических методов, фиксируют фактические результаты и вносят необходимые коррективы. Педагоги-психологи в рамках психологического сопровождения помогают педагогам в выборе адекватных способов и средств взаимодействия с подростками и родителями, дают подробные рекомендации по выбору более эффективных образовательных стратегий и способов взаимодействия в соответствии с возрастными особенностями детей. Для повышения психологической компетентности родителей подростков с девиантным поведением специалисты проводят консультативные сессии по вопросам воспитания детей и оптимизации детско-родительских отношений с целью развития воспитательных ресурсов. В рамках психологического сопровождения в образовательных учреждениях проводятся профилактические мероприятия по включению девиантной молодежи в конструктивные социальные системы:
- Групповое обучение, направленное на конструктивное сотрудничество подростков между собой и со взрослыми.
- Занятия, направленные на формирование морального сознания и способов саморегуляции поведения.
- Мероприятия, способствующие успешной адаптации в современном мире
- Психотерапевические сессии, направленные на снижение эмоциональных всплесков, отсутствия контроля, тревожности и агрессии.
- Психологическое просвещение, направленное на формирование здорового отношения к жизни.
Созданная в образовательных учреждениях модель психолого-педагогического сопровождения минимизирует негативные проявления и формирует социально приемлемые модели поведения у молодежи, а также снижает конфликтные ситуации в школе, уменьшает факторы риска, приводящие к нарушениям в поведении учащихся, в разы увеличивает психолого-психологическое благополучие всех участников образовательного процесса, а также способствует повышению комфортности всех участников образовательного процесса.