Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(248)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Соловейчук О.В. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 25(248). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/248/129644 (дата обращения: 02.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

Соловейчук Ольга Викторовна
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

В КоАП РФ [1] содержится большое число статей, предусматривающих ответственность юридических лиц, которая предусмотрена в более чем 80 % статей от их общего числа [7, с. 89].

Самыми многочисленными административными правонарушениями юридических лиц являются правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, т.к. большая часть юридических лиц – это коммерческие организации, т.е. организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью и извлекающие прибыль, что является их основной целью деятельности.

Это административные правонарушения в таких областях: в области охраны собственности; в области охраны окружающей природной среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; в области связи и информации; в области предпринимательской деятельности; в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; нарушения таможенных правил и другие установленные иными законодательными актами.

Так, например, лицензионные отношения имеют особое значение ввиду повышенной общественной опасности, как реальной, так и потенциальной, для общества, государства и граждан. КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, и за ее осуществление с нарушением (грубым нарушением) условий, предусмотренных лицензией, установил ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья, штрафа и административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток (ст. 14.1).

Лицензионные правила, определяющие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, содержатся в отдельный федеральных законах, например, в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [4].

В настоящее время существует необходимость изменения действующих составов административных правонарушений в сфере лицензирования, введения новых, а также изменения административных наказаний за отдельные виды административных правонарушений в данной сфере.

На сегодняшний день КоАП РФ содержит группу составов правонарушений, описывающих признаки административных деликтов, совершаемых при осуществлении закупок. Наиболее объемная группа правонарушений, связанных с осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотрена главой 7 КоАП РФ.

Стоит отметить, что критике подвергается законодательная техника формулирования норм по административным правонарушениям в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [6, с. 91], гособоронзаказа. Законодателем применено излишне повторяющееся описание диспозиции (например, ч.ч. 1-1.7 ст. 7.30 КоАП РФ), «утяжеленная» излишним описанием диспозиция ст. 14.49 КоАП РФ заключает в себе еще и бланкетные нормы, ч. 15 ст. 7.30 также содержит в себе бланкетные нормы, ссылающиеся на постановления Правительства и федеральный закон. В диспозиции ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ, используется дефиниция «грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу», для квалификации правонарушения законодателем также применена бланкетная норма.

Полагаем, использование сложных излишне повторяющихся юридических конструкций, норм права, содержащих объемную диспозицию, использование бланкетных норм для квалификации правонарушений в сфере государственных закупок, значительно усложняет правоприменение.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ перечень видов административных наказаний, применяемых к юридическим лицам, носит более ограниченный характер и включает: предупреждение; административный штраф; конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности.

Юрисдикционные органы при назначении административного наказания юридическому лицу учитывают характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ст. 3.3 КоАП РФ, административные наказания бывают двух видов: дополнительные - меры, назначающиеся только в дополнение к основным, и основные - меры, назначающиеся только самостоятельно.

Основными для юридических лиц являются предупреждение, административный штраф, административное приостановление деятельности. Дополнительными являются конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.

Система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.

Во-1-х, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет говорить о единообразном применении таких наказаний.

Во-2-х, положения федерального законодательства дублируются и развиваются на уровне субъекта, в пределах его компетенции.

В-3-х, система дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные.

В-4-х, эта система для юридических лиц включает наказания морального характера и денежные имущественные наказания.

Как наименее строгое административное наказание предупреждение назначается за ряд правонарушений, обладающих наименьшей общественной опасностью - например, ст.ст. 8.1, 8.4, 8.15, 8.23 КоАП РФ. Эти правонарушения с формальным составом, т.е. без наступления вредных последствий и выражаются в нарушении определенных правил и требований в области охраны окружающей среды.

Самый распространенный вид наказания – это административный штраф. По общему правилу максимальный размер административного штрафа, устанавливаемого для организаций, не может превышать 3 000 000 рублей, однако в ряде случаев (ч.ч. 1-5 ст. 15.39 КоАП РФ) его величина может достигнуть 60 000 000 рублей.

Размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания. Для недопущения чрезмерного ограничения экономических прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц минимальный размер штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела санкции соответствующей статьи. Это является правом, но не обязанностью суда.

Довольно часто юридические лица подвергаются административному штрафу за нарушение требований Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] и  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»[3].

Поводами для возбуждения административных дел и привлечения юридических лиц к административной ответственности являются результаты плановых и внеплановых проверок, в том числе проводимых в ходе рассмотрения жалоб, а также поступление информации, содержащей признаки административных правонарушений в сфере закупок, от муниципальных контрольных органов.

Такая мера административного наказания как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или собственность субъекта РФ (ст. 3.7 КоАП РФ). Конфискация может быть обращена исключительно на собственность правонарушителя, что подтверждает личный характер административного наказания.

Концепция нового КоАП РФ [5] требует уточнения содержания понятия такого вида административного наказания, как конфискация имущества, т.к. несмотря на существующее правило о том, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения либо предмета административного правонарушения, изъятых из оборота, санкции ряда статей действующего КоАП РФ предусматривают конфискацию таких предметов, например контрафактной продукции, которая, по сути, не может находиться в законном обороте (при этом необходимо учитывать изменения в гражданском законодательстве, касающиеся ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав). Кроме того, возможна конфискация имущества, не являющегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, у собственника при наличии его вины в непринятии мер по устранению причин и условий совершения административного правонарушения лицом, которому соответствующее имущество было передано во временное владение.

Административное приостановление деятельности - названо в числе административных наказаний, устанавливаемых и применяемых за совершение административных правонарушений юридическими лицами. Оно может устанавливаться и применяться лишь в качестве основного административного наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ). Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Концепцией нового КоАП РФ предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, одновременно включив его наряду с временным запретом деятельности в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также рассмотреть вопрос о возможности существенного сокращения предельного срока применения административного приостановления деятельности. При этом в целях обеспечения гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, следует ввести исключительно судебный порядок применения данной меры, предусмотрев в целях оперативного рассмотрения дел досудебный порядок применения временного запрета деятельности.

В случае совершения правонарушений меры административной ответственности применяются не всеми органами и должностными лицами. КоАП РФ определяет специальных субъектов применения административной ответственности. К ним отнесены органы (должностные лица), в управленческой компетенции которых преобладают правоохранительные функции и полномочия по применению административно-принудительных мер. Ими являются многочисленные контрольно-надзорные органы и их должностные лица, применяющие меры административной ответственности во внесудебном порядке.

Глава 23 КоАП РФ определяет полномочия судов, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В соответствии с действующим законодательством применять нормы права по одному и тому же делу об административном правонарушении могут несколько правоприменительных органов.

Таким образом, в КоАП РФ детально кодифицированы на федеральном уровне нормы об административной ответственности юридических лиц и учтены особенности процессуального положения юридических лиц как субъектов административной ответственности. Также можно судить о достаточном количестве проблем в сфере привлечения к административной ответственности юридических лиц. Кроме неоднозначного толкования норм КоАП об ответственности юридических лиц, нет отлаженного алгоритма в правоприменительной деятельности, которая осложнена отсутствием административных судов, а также огромным числом органов и должностных лиц, наделенных полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1. 
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 29.05.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652. 
3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 01.04.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4571. 
4. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 30.03.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716. 
5. Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/05-20/00102447) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2020): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regulation.gov.ru/
6. Бондарева Е.А. Особенности административной ответственности в сфере публичных закупок // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2021. - № 2. - С. 89-96.
7. Терехова Л.А. Особенности административной ответственности юридических лиц // Вестник Омского университета. - 2019. - № 4 (41). - С. 89-93.