ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ ЭКСПРЕССИВНОСТИ В РУССКО- И АНГЛОЯЗЫЧНЫХ БЛОГАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(249)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(249)
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ ЭКСПРЕССИВНОСТИ В РУССКО- И АНГЛОЯЗЫЧНЫХ БЛОГАХ
С развитием интернета и социальных сетей возник новый вид дискурса – интернет-дискурс, имеющий свои особенности и специфику. Одним из актуальных аспектов исследования интернет-дискурса является изучение функционирующих в нем языковых средств реализации экспрессивности, играющих важную роль в передаче эмоций, оттенков значений. Экспрессивность в интернет-дискурсе обогащает коммуникацию, делая ее более живой, эмоциональной и выразительной.
Цель исследования заключалась в изучении способов реализации экспрессивности на разных языковых уровнях в русских и английских тревел-блогах.
На сегодняшний день тревел-блоги остаются востребованными и популярными в интернет-дискурсе. Исследования показывают, что они стали важным каналом информации для путешественников и людей, интересующихся туризмом. Тревел-блоги предоставляют пользователю возможность узнать о различных местах, культуре, достопримечательностях и личном опыте путешественников. Они не только предлагают полезные советы и рекомендации, но и создают эмоциональную связь с аудиторией через живописные описания, фотографии и видео.
Интернет-дискурс играет важную роль в популяризации тревел-блогов. Социальные медиа платформы, такие как Instagram (социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.), YouTube и Facebook (социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.), стали площадками, где путешественники активно публикуют свои материалы. Интерактивность и возможность обратной связи в комментариях позволяют создать сообщество с единомышленниками и поддерживать диалог с аудиторией. Научные исследования в области путешествий и медиа подтверждают важность тревел-блогов в формировании и модификации представлений о различных местах и культурах. Они являются источником информации и влияют на принятие решений о путешествиях. Кроме того, тревел-блоги вносят вклад в развитие туристической индустрии, поскольку способствуют повышению интереса к определенным местам и увеличению потока туристов.
Материалом исследования выступили 604 экспрессивных средств, отобранных из 25 русскоязычных тревел-блогов, размещенных на платформах Instagram (социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.), Вконтакте, Onestarlife.com, make-trip.ru, livejournal.com, story.tutu.ru, 34travel.me, free–writer.ru, bptrip.ru, traveldiary.ru, olgakolos.ru, sisterstravel.ru; 875 экспрессивных средств, отобранных из 25 англоязычных тревел-блогов, размещенных на платформах Instagram (социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.), nomadicmatt.com, theblondeabroad.com, danflyingsolo.com, ytravelblog.com, saltinourhair.com,nomadasaurus.com, under30experiences.com, neverendingfootsteps.com, goingawesomeplaces.com, thebrokebackpacker.com, earthtrekkers.com, honeytrek.com, twoscotsabroad.com, jesswandering.com, matadornetwork.com, lilistravelplans.com, mylifesamovie.com, world.drewbinsky.com, travel-break.net, handluggageonly.co.uk.
В тревел-блогах на двух языках экспрессивность актуализируется на 5 уровнях: графическом, фонетико-фонологическом, словообразовательном, лексическом и синтаксическом. На графическом уровне экспрессивность создается с помощью выделения ключевых слов и фраз жирным шрифтом; различия в размерах шрифтов; использования смайликов и эмотиконов, знаков препинания: восклицание, многоточие, дефисы. Репертуар фонетико-фонологических средств экспрессивности включает использование ономатопеи, анафоры, эпифоры, аллитерации, апокопы. Словообразовательный уровень представлен в блогах различными уменьшительно-ласкательными суффиксами и приставками. Репертуар лексических средств представлен пословицами, поговорками, идиомами, а также различными тропами (метафора, эпитет, метонимия, зевгма, каламбур, оксюморон, сравнение, эвфемизм, гипербола, перифраз, повтор, парадокс, олицетворение, антономазия). Синтаксический уровень экспрессивности включает инверсию, антитезу, синтаксический параллелизм, повторы, риторические вопросы, перечисления.
В русскоязычных блогах доля графических средств экспрессивности составляет 16,1%, фонетико-фонологических – 5,7%, словообразовательных –6,8%, лексических – 66,1%, синтаксических – 5,3%. В англоязычных блогах доля графических средств экспрессивности составляет 23,1%, фонетико-фонологических – 7,3%, словообразовательных – 2,2%, лексических – 59,3%, синтаксических – 8,1%.
Прагматический потенциал средств экспрессивности заключается в реализации прагматических функций, раскрытых с помощью контекстуального анализа. В тревел-блогах на двух языках маркеры экспрессивности реализуют прагматические функции усиления мотивации к путешествию, стимулирования к изучению новых культур и языков различных народов мира.
Русско- и англоязычные блоги имеют общие и специфические характеристики в реализации экспрессивности. Общим является доминирующий способ реализации экспрессивности – лексический. Самым частотным средством экспликации экспрессивности в двух языках выступает эпитет, что позволяет авторам тревел-блогов создавать эмоциональные, красочные и запоминающиеся тексты, которые будут вдохновлять и привлекать читателей.
Наименее употребительными средствами в двух языках выступают антономазия, зевгма и каламбур. Это может быть связано с тем, что тревел-блоги обычно ориентированы на предоставление информации о путешествиях, советах и впечатлениях. Поэтому авторы часто предпочитают использовать прямой и понятный стиль повествования, чтобы быть более информативными и доступными для своей аудитории.
Доля графических и синтаксических средств экспрессивности в блогах на двух языках отличается. Частотность синтаксических средств в англоязычных блогах выше, чем в русскоязычных (8,1% и 5,3% соответственно), что детерминировано более активным использованием англоязычными блогерами разнообразных синтаксических конструкций (инверсий, параллельных конструкций и перечислений) с целью достижения выразительного эффекта. Для английских блогов также характерно более активное употребление графических средств экспрессивности.
В русскоязычных блогах словообразовательные средства экспрессивности встречаются чаще, чем в англоязычных (6,8% и 2,2% соответственно), что объясняется более развитой системой диминутивных (уменьшительно-ласкательных) суффиксов в русском языке.
Таким образом, в русско- и англоязычных тревел-блогах функционируют и активно взаимодействуют различные виды экспрессивности, что позволяет передавать разнообразные оттенки смысла и усиливать эмоциональную нагрузку высказываний.
Исследование имеет практическую значимость и может быть использовано в различных областях, связанных с интернет-дискурсом, созданием и развитием блогов. Предложенные выводы и рекомендации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по данной тематике.