ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(253)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(253)
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Административные и другие публичные правоотношения – это совокупность понятий, которые относятся к сфере государственного управления и регулирования общественных отношений. Административные правоотношения возникают между государственными органами и отдельными гражданами, юридическими лицами или другими государствами. Они касаются осуществления государственными органами своих полномочий, установленных законодательством, а также прав и обязанностей граждан, оказания государственных услуг и регулирования общественных отношений в рамках законодательства [6].
Кроме административных правоотношений, существуют и другие публичные правоотношения. Например, это могут быть правоотношения в сфере налогообложения, судебные отношения, правоотношения субъектов федерации и муниципальных образований и т.д. Они регулируются соответствующими отраслями права и имеют свои специфические правила и принципы. Ключевая особенность административных и других публичных правоотношений заключается в том, что в них государственные органы выступают в роли одной из сторон и имеют возможность воздействовать на граждан и юридические лица, устанавливая обязательства и предписывая определенные действия или запрещая их.
Административное судопроизводство, как это следует из части 1 статьи 1 КАС РФ [1] и статьи 189 АПК РФ [2], направлено на рассмотрение и разрешение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Для правильного уяснения содержания и применения норм административно-процессуального законодательства необходимо детальным образом прояснить, что представляют собой материальные правоотношения, из которых возникают дела, являющиеся предметом рассмотрения судебными органами в рамках административного судопроизводства.
Среди авторов, изучающих вышепредставленные правоотношения существуют разные точки зрения на публичные правоотношения и их основные признаки.
Основным признаком публичных правоотношений выступает обязательное наличие публичного субъекта.
Так, Е.В. Акулова пишет следующее: «публичный характер правоотношений подразумевает участие носителя властных полномочий (должностного лица, органа государственной власти, местного самоуправления, внебюджетных фондов и др.)» [3, с. 206].
Считаем, что такой признак публичных правоотношений имеет место быть. Это подтверждается тем, что в обязанности государства входит обеспечение надлежащего уровня жизни каждому члену общества. Данное обстоятельство предстает основополагающей потребностью правового регулирования.
Следующим признаком публичных правоотношений является – неразрывная связь публичности и непосредственного осуществления государственного управления.
Анализируя государственное управление, В.С. Байнова трактует государственное управление в качестве «деятельности государственных органов, которая направлена на выражение интересов общества» [5, с. 50].
Стоит согласиться с представленным мнением, так как государственное управление проявляется в конституционных, административных, налоговых, бюджетных, экологических и других правоотношениях, которые по своей сущности являются публичными.
Третий признак публичности выражается в специфической направленности на удовлетворение публичных интересов (объект правоотношения).
Л.А. Александрова, известная российская ученая и публицистка, трактует публичный интерес как концепцию, связанную с общественной полезностью и необходимостью действий и решений, которые способствуют благополучию и развитию общества в целом. По мнению автора, публичный интерес является важным критерием для оценки и принятия решений, особенно в сфере государственной и общественной политики. Публичный интерес должен быть основой для формирования законодательства, разработки государственных программ и принятия важных решений [4, с. 77].
В своих трудах Л.А. Александрова подчеркивает важность учета интересов широкой общественности при разработке законов. Она выступает за открытый и прозрачный процесс принятия решений, который позволяет гражданам и общественным организациям активно участвовать в этом процессе, выражать свои мнения и интересы.
Л.А. Александрова также подчеркивает, что публичный интерес не должен быть подчинен корпоративным или узкогрупповым интересам. Она призывает к более справедливому распределению ресурсов и возможностей в обществе, чтобы удовлетворить основные потребности и интересы всех членов общества.
С представленным мнением следует согласиться, поскольку удовлетворение публичного интереса является основной целью возникновения государства (в соответствии с договорной теорией происхождения государства), которое должно удовлетворять потребности общества, посредством исполнения родовой обязанности.
Исходя из рассмотренных доктринальных позиций и анализа внутренней природы государства, его родовой обязанности и властных полномочий, можно выделить следующие характеристики публичных правоотношений:
- публичные правоотношения возникают в процессе государственного управления в различных областях общественной жизни;
- субъектами публичных правоотношений являются государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также другие органы и организации, наделенные властными полномочиями;
- публичные правоотношения могут возникать как по инициативе государственного субъекта, так и по инициативе отдельного гражданина или организации;
- главная цель публичных правоотношений - удовлетворение государственных и общественных интересов.
Таким образом, публичные правоотношения представляют собой общественные отношения, которые возникают по инициативе любой из сторон в сфере государственного управления. Они регулируются нормами административного, конституционного, финансового, экологического и других областей публичного права.
Важной особенностью публичных правоотношений является участие властного субъекта, который исполняет государственные обязанности в отношении удовлетворения публичных интересов. Это означает, что публичные правоотношения направлены на обеспечение общественного блага и удовлетворение потребностей общества в публичных услугах и регулировании публичных отношений.