Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЯПОНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(255)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Тарасова Н.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЯПОНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 32(255). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/255/130984 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЯПОНИИ

Тарасова Надежда Витальевна
магистрант, ФГБОУ ВО Поволжский государственный технологический университет, РФ, г. Йошкар-Ола
Логинова Надежда Вячеславовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности, ФГБОУ ВО Поволжский государственный технологический университет, РФ, г. Йошкар-Ола

 

Целью данной работы является анализ особенностей организации японской системы государственных закупок и применимость положительного опыта для нашей страны.

Актуальность выбранной темы обусловлена современным состоянием организации закупочной деятельности в нашей стране, которая претерпела существенные изменения в условиях рыночной экономики.

Общими для каждого уровня государственных закупок в Японии являются основные процедуры и этапы осуществления закупочной деятельности. Началом для инициирования закупочного процесса является информация о предстоящих закупках, публикуемая органами власти на официальном сайте национального средства массовой информаций –газеты «Канпо». На следующем этапе обеспечивается участие иностранных поставщиков и подрядчиков в закупочной деятельности посредством доведения до них информации о предстоящих закупках, размещенной на сайтах Министерства иностранных дел Японии и Японской организации содействия развитию внешней торговли. Через неделю после публикации сведений о предстоящих закупках начинаются процедуры: прием и отбор заявок, осуществление торгов, выявление победителей. Процесс находится под тщательным контролем Управления организации государственных закупок.

Важно отметить, что контракты по закупкам для Центрального Правительства и министерств подлежат дополнительному контролю со стороны Совета по организации государственных закупок.

Одной из наиболее значимых тенденций развития сферы государственных закупок в Японии является цифровизация.

Главным цифровым инструментом в сфере государственных закупок Японии является цифровая платформа, которая носит название JETRO (Japan External Trade Organization). Функциональная «начинка» данного инструмента близка к структуре ЕИС, используемой в Российской Федерации в сфере закупок. Японский аналог Единой информационной системы агрегирует в себе совокупность информации о состоянии, фактах и действиях субъектов сферы закупочной деятельности.

Программно-аппаратный комплекс JETRO, помимо названного, включает в себя единую классификацию товаров, работ и услуг по каталогам, где каждой категории благ присвоены соответствующие номера: 0001 – продукты сельскохозяйственной и пищевой промышленности, 0002 – минеральные продукты и т. д. Наиболее существенными достоинствами этой электронной платформы является ее оперативная обновляемость, легкость и простота в доступе и эксплуатации.

Одной из областей регулирования для государственных и общественных целей Японии является ЦУР (цели в области устойчивого развития) в Японии выпущен документ ЦУР «Достижение ЦУР в условиях пандемии COVID-19: роль государств и высших органов аудита» (цели устойчивого развития). В нем определены 17 целей и 169 подцелей (конкретные критерии), необходимые для достижения результатов, которые должны быть получены для преодоления глобальных кризисных явлений в экономике государства к 2030 г.

«Устойчивые государственные закупки (SPP)» считаются важными для достижения целей – ЦУР (цели в области устойчивого развития). Высокая доля государственных закупок на рынке Японии имеет высокое социальное влияние, поэтому государственные закупки являются важной темой в «Руководстве по предпринимательству и правам человека». Доля государственных закупок в Японии ориентировочно составляет 16%, что среди развитых стран является одним из самых высоких показателей, рассмотрение государственных закупок происходит не только с ценовой позиции.

Рассмотрение государственных закупок происходит не только с ценовой позиции. Существует Закон о «зеленых закупках», вступивший в силу в 2000 году и поощряющий закупки экологических товаров государством. Целью данного закона является стимулирование закупок товаров, услуг, способствующих снижению воздействия на окружающую среду и обеспечивающих снижение потенциальных рисков.

Подобный правовой акт в системе государственных закупок в Российской Федерации отсутствует. Экологические требования к закупаемой продукции не имеют официального статуса. Использование данной практики создаст дополнительные возможности для сохранения экологии, экономии бюджетных средств, развития малого бизнеса

Выводы

Основополагающие принципы формирования японской закупочной системы и организации взаимоотношений участников включают: законность в закупочной деятельности, эффективность, равенство и справедливость, прозрачность, транспарентность, ответственность, не дискриминация, контроль, конкуренция закупочных процедур, на основе которых обеспечивается выполнение законодательно установленных требований.

 

Список литературы:
1. Даниловская А.В. Правовая защита конкуренции в Японии, Республике Корея и Китайской Народной Республике: особенности уголовной ответственности // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020. Т. 22. № 2. С. 107–124. DOI:10.24866/1813-3274/2020-2/107-124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43871380
2. Карпов К.А. Правовые основы финансовой системы Японии: этнография. Казань: ООО «Бук», 2019. 104 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36509596
3. Попов Е.В., Семячков К.А., Файрузова Д.Ю. Приоритеты экономической политики в развитии цифровой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. № 7(376). С. 1198–1214. DOI: 10.24891/ni.15.7.1198. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38544136
4. Прокина Д.Е. Тенденции и перспективы развития экономики Японии // В сб.: Студенческая наука – взгляд в будущее. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2020. С. 89–91. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=43830784
5. Суходолов Я.А. Современная специфика внешнеторгового сотрудничества России с Японией // Baikal Research Journal. 2019. № 10(3). С. 11. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(3).11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-spetsifikavneshnetorgovogo-sotrudnichestva-rossii-s-yaponiey
6. Федорова И.Ю., Пипия Ю.С. Организация системы государственных закупок в Японии и возможность применения опыта в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2021. Т. 12. № 1, С.34-55
7. Юнусов А.А., Ахвердян А.Г., Воронина В.В. Государственное устройство и правовая система Японии // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: Историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2019. №16. С. 25–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42347263