ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЯПОНИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(255)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(255)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЯПОНИИ
Целью данной работы является анализ особенностей организации японской системы государственных закупок и применимость положительного опыта для нашей страны.
Актуальность выбранной темы обусловлена современным состоянием организации закупочной деятельности в нашей стране, которая претерпела существенные изменения в условиях рыночной экономики.
Общими для каждого уровня государственных закупок в Японии являются основные процедуры и этапы осуществления закупочной деятельности. Началом для инициирования закупочного процесса является информация о предстоящих закупках, публикуемая органами власти на официальном сайте национального средства массовой информаций –газеты «Канпо». На следующем этапе обеспечивается участие иностранных поставщиков и подрядчиков в закупочной деятельности посредством доведения до них информации о предстоящих закупках, размещенной на сайтах Министерства иностранных дел Японии и Японской организации содействия развитию внешней торговли. Через неделю после публикации сведений о предстоящих закупках начинаются процедуры: прием и отбор заявок, осуществление торгов, выявление победителей. Процесс находится под тщательным контролем Управления организации государственных закупок.
Важно отметить, что контракты по закупкам для Центрального Правительства и министерств подлежат дополнительному контролю со стороны Совета по организации государственных закупок.
Одной из наиболее значимых тенденций развития сферы государственных закупок в Японии является цифровизация.
Главным цифровым инструментом в сфере государственных закупок Японии является цифровая платформа, которая носит название JETRO (Japan External Trade Organization). Функциональная «начинка» данного инструмента близка к структуре ЕИС, используемой в Российской Федерации в сфере закупок. Японский аналог Единой информационной системы агрегирует в себе совокупность информации о состоянии, фактах и действиях субъектов сферы закупочной деятельности.
Программно-аппаратный комплекс JETRO, помимо названного, включает в себя единую классификацию товаров, работ и услуг по каталогам, где каждой категории благ присвоены соответствующие номера: 0001 – продукты сельскохозяйственной и пищевой промышленности, 0002 – минеральные продукты и т. д. Наиболее существенными достоинствами этой электронной платформы является ее оперативная обновляемость, легкость и простота в доступе и эксплуатации.
Одной из областей регулирования для государственных и общественных целей Японии является ЦУР (цели в области устойчивого развития) в Японии выпущен документ ЦУР «Достижение ЦУР в условиях пандемии COVID-19: роль государств и высших органов аудита» (цели устойчивого развития). В нем определены 17 целей и 169 подцелей (конкретные критерии), необходимые для достижения результатов, которые должны быть получены для преодоления глобальных кризисных явлений в экономике государства к 2030 г.
«Устойчивые государственные закупки (SPP)» считаются важными для достижения целей – ЦУР (цели в области устойчивого развития). Высокая доля государственных закупок на рынке Японии имеет высокое социальное влияние, поэтому государственные закупки являются важной темой в «Руководстве по предпринимательству и правам человека». Доля государственных закупок в Японии ориентировочно составляет 16%, что среди развитых стран является одним из самых высоких показателей, рассмотрение государственных закупок происходит не только с ценовой позиции.
Рассмотрение государственных закупок происходит не только с ценовой позиции. Существует Закон о «зеленых закупках», вступивший в силу в 2000 году и поощряющий закупки экологических товаров государством. Целью данного закона является стимулирование закупок товаров, услуг, способствующих снижению воздействия на окружающую среду и обеспечивающих снижение потенциальных рисков.
Подобный правовой акт в системе государственных закупок в Российской Федерации отсутствует. Экологические требования к закупаемой продукции не имеют официального статуса. Использование данной практики создаст дополнительные возможности для сохранения экологии, экономии бюджетных средств, развития малого бизнеса
Выводы
Основополагающие принципы формирования японской закупочной системы и организации взаимоотношений участников включают: законность в закупочной деятельности, эффективность, равенство и справедливость, прозрачность, транспарентность, ответственность, не дискриминация, контроль, конкуренция закупочных процедур, на основе которых обеспечивается выполнение законодательно установленных требований.