Статья:

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(258)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Волков В.А. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 35(258). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/258/131581 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ

Волков Владислав Александрович
студент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

ROLE OF THE STATE IN DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS INDUSTRY

 

Vladislav Volkov

Student, Russian Economic University named after. G. V. Plekhanova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье оценивается роль государства в развитии физкультурно-спортивной отрасли, а именно анализируется динамика доли федерального бюджета, выделяемого на физкультурно-спортивную отрасль, а также рассматривается влияние государственной поддержки на развитие спортивной инфраструктуры, создание необходимых условий для занятия спортом, поддержания здорового образа жизни среди населения, организации и проведения соревнований.

Abstract. This article evaluates the role of the state in the development of the physical culture and sports industry, namely, analyzes the dynamics of the share of the federal budget allocated to the physical culture and sports industry, and also examines the impact of state support on the development of sports infrastructure, creating the necessary conditions for sports, maintaining a healthy lifestyle among the population, organizing and holding competitions.

 

Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровье, население, продолжительность жизни, здоровый образ жизни, государство, государственная поддержка, федеральный бюджет.

Keywords: physical culture, sports, health, population, life expectancy, healthy lifestyle, state, state support, federal budget.

 

Физкультурно-спортивная отрасль оказывает сильное влияние на современное общество, так как участвует в формировании здоровья и развитии населения. Поэтому роль государства в данной сфере деятельности является актуальной и важной на протяжении долгих лет.

Среди основных мер и инструментов, используемых государством в целях развития физкультуры и спорта следует выделить:

1.Финансирование. Государство выделяет бюджетные средства на развитие спортивных программ, спортивной инфраструктуры, а также предоставляет гранты и субсидии спортивным организациям, командам, спортсменам.

В рамках данного инструмента следует обратить внимание на долю расходов федерального бюджета, выделяемую на физическую культуру и спорт. С помощью анализа данного показателя можно определить степень внимания и приоритетности, которую государство уделяет этой области.

Рассмотрим динамику расходов федерального бюджета на сферу физической культуры и спорта в РФ. Так, в 2021 г. расходы на физическую культуру и спорт составили 70,9 млрд рублей, в 2022 году - 89,5 млрд рублей, что на 18,6 млрд руб. больше, чем было израсходовано в 2021 г.  В 2023 г. данные расходы составят 67,9 млрд руб., что на 21,6 млрд руб. меньше бюджета 2022 г. Динамика расходов федерального бюджета на сферу физической культуры и спорта в период 2018–2023 гг. представлена на рис.1.

 

Рисунок 1. Динамика расходов федерального бюджета на сферу физической культуры и спорта в период 2018–2023 гг., млрд руб.

 

На основании рисунка 1 необходимо сделать вывод, что в течение последних лет рассматриваемый показатель доли расходов федерального бюджета на сферу физической культуры и спорта имеет отрицательную тенденцию. В период 2020–2021 гг. это было связано с развитием пандемии COVID-19. В связи с проведением ограничительных мер и сокращением числа спортивных мероприятий расходы на данную отрасль снизились.  [9]

В 2022–2023 гг. в целях увеличения расходов на национальную безопасность и оборону были снижены расходы на физкультуру и спорт. В плановый период 2024 и 2025 гг. планируемые расходы составляют 62,2 млрд рублей и 53,8 млрд рублей соответственно, что свидетельствует об уменьшении доли расходов на сферу физической культуры и спорта в федеральном бюджете. Данный фактор обуславливается напряженной геополитической ситуацией в мире.  [8]

2. Следующим инструментом влияния на развитие рассматриваемой отрасли является правовое регулирование физкультуры и спорта. Так, государство может устанавливать нормы безопасности, правила организации и проведения соревнований.

В первую очередь следует выделить 4 уровня нормативно-правового регулирования в данной отрасли:

1. Конституционный уровень.

2.Федеральный уровень.

3. Региональный уровень.

4. Муниципальный уровень.

В таблице 1 представлены некоторые из нормативно – правовых актов разных уровней регулирования, оказывающих влияние на физкультурно-спортивную отрасль в РФ.

Таблица 1.

Нормативно-правовое регулирование физической культуры и спорта в РФ

Уровень регулирования

Наименование документа

Влияние на развитие физкультурно-спортивной отрасли

1

Конституционный уровень

Конституция РФ

Конституция РФ наделяет правом каждого человека на здоровую окружающую среду, гарантируя свободу занятий спортом, а также защиту прав и свобод граждан в этой сфере, что положительно влияет на развитие отрасли.

2

Федеральный уровень

ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329-ФЗ

Данный закон устанавливает правовые основы развития системы физической культуры и спорта, включая при этом финансирование, регулирование, охрану и поддержку спортивной деятельности на всех уровнях.

3

Региональный уровень

Закон Красноярского края
от 21.12.2010 года № 11–5566 «О физической культуре и спорте в Красноярском крае»

Данный закон благоприятно влияет на развитие данной отрасли, так как позволяет координировать усилия различных органов власти края, спортивных организаций и сообществ в целях повышения уровня физической активности населения и развития спорта.

4

Муниципальный уровень

Закон г. Москвы от 15.06.2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве»

Данный закон способствует развитию рассматриваемой отрасли, так как способствует повышению уровня физической активности населения, а также формированию здорового образа жизни.

 

Таким образом, каждый из рассматриваемых уровней нормативно – правового регулирования определяет правила и нормы для организации и развития физкультурно-спортивной отрасли, обеспечивая при этом условия благоприятной среды для занятий спортом гражданами, развитие спортивной инфраструктуры, что обуславливает формирование сильной спортивной системы в стране с помощью государства. [8]

3. Следующим не менее важным инструментом является разработка и реализация программ и стратегий. Государство разрабатывает и реализует спортивные программы и стратегии долгосрочного развития физической культуры и спорта, определяя при этом приоритетные направления, а также контролирует их реализацию и оценивает эффективность. Примером является Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, которая призвана создать условия для развития рассматриваемой отрасли, повысить здоровье и физическую активность населения.

4. Пропаганда и информационная поддержка государства также влияет на развитие рассматриваемой отрасли, так как данный инструмент развития способствует повышению уровня осведомлённости среди населения, созданию положительного образа спорта, поддержанию спортивных мероприятий и мотивации спортсменов.

На основании проведенного анализа необходимо отметить, что несмотря на то, что расходы сокращены показатели данной отрасли растут. Так, в 2022 г. доля занимающихся среди населения от 3 до 79 лет составила 52,95%, что на 3,55 % больше показателя 2021 г. Действующих спортивный сооружений стало в 2022 г. на 7 256 больше, чем в 2021 г. и составило 353,4 тыс. Количество работников в физкультуре и спорте увеличилось на 8 076 чел.  и составило 412,9 тыс. чел. Данные показатели свидетельствует о развитии физкультурно-спортивной отрасли в РФ.

Рассмотрев основные инструменты развития, которые использует государство и показатели физкультурно-спортивной отрасли стоит выделить проблемы, влияющие на эффективность развития: [6]

1. Недостаточное финансирование. Анализ расходов федерального бюджета на сферу физической культуры и спорта показал, что в настоящее время происходит сокращение данных расходов, что может отрицательно сказаться на развитии рассматриваемой отрасли.

2.Недостаточная законодательная база. Проанализировав нормативно-правовое регулирование физической культуры и спорта в РФ, удалось определить, что в законодательной базе отсутствует социальное страхования для спортсменов, а также недостаточно разработана защита их прав, что также приводит к проблемам в развитии физкультурно-спортивной отрасли.

3. Также существует проблема недостаточной поддержки малых федераций и видов спорта. Крупные федерации и популярные виды спорта получают больше внимания и финансирования со стороны государства, в то время как малые федерации и менее популярные виды спорта остаются без должной поддержки, тем самым останавливаясь в развитии.

Каждая из выделенных проблем требует незамедлительного решения в целях развития физкультурно-спортивной отрасли. Государство должно предоставить поддержку для создания программ и мероприятий, нацеленных на привлечение различных слоев населения к спорту, также необходимо увеличить финансирование рассматриваемой области и провести мероприятия по улучшению и устранению пробелов в законодательной базе физкультурно-спортивной отрасли. 

Таким образом, решение данных проблем требует сотрудничества государства со спортивными организациями и общества в целом. Только при финансовой, инфраструктурной и организационной поддержки возможно устранение существующих преград в развитии физкультурно-спортивной отрасли.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ) [Электронный ресурс].  URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/?ysclid=llxhat7s6m748764279.
3. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р (ред. от 29.04.2023) «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_369118/?ysclid=llxhc2aagm638968068.
4. Закон Красноярского края от 21.12.2010 года № 11–5566 «О физической культуре и спорте в Красноярском крае» [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 985021177?ysclid=llxsmn8r9t489077749.
5. Закон г. Москвы от 15.06.2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве» [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/292311/?ysclid=llxs2xy8f4291035981.
6. Александрович О. Ю., Рудых С.А. Роль спорта в формировании имиджа государства / Физическая культура и спорт: проблемы и пути их решения. материалы Международной научно-методической конференции, приуроченной к Чемпионату мира по хоккею с мячом. Иркутский государственный университет. Иркутск, 2020. С. 15–19.
7. Волкова А. Г., Паболков Д.Н. Влияние сферы физкультуры и спорта на региональное развитие / Регион: системы, экономика, управление. 2022. № 3 (58). С. 89–94.
8. Валиуллина А.А. Роль государства в сфере физической культуры и спорта / Студенческий. 2023. № 21–5 (233). С. 46–48.
9. Ковтун Р. И., Жалгасбейева А. А. Роль и значение физической культуры в современном обществе / Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации. сборник материалов X Международной научнопрактической конференции. Москва, 2022. С. 106–110.
10. Пузыревский Р.В., Пожималин В.Н., Крапивин О. В., Давыдова Ю. А., Срослова Н. В. Роль физической культуры и спорта в развитии экономической сферы жизни государства и общества / E-Scio. 2022. № 10 (73). С. 117–122.
11. Сафин Э. Р. Роль государства в предоставлении доступности для населения массового спорта/Бизнес и общество. 2022. № 1 (33).