Антикоррупционный финансовый контроль расхода бюджетных средств
Секция: Экономика
XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Антикоррупционный финансовый контроль расхода бюджетных средств
Коррупция – это один из основных факторов, по вине которого, экономика Российской Федерации находится в категории «развивающихся рынков». По данным различных ведомств и агентств, уровень теневой экономики в нашей страны составляет около 15 – 50% в зависимости от отрасли рынка и региона [1]. Ключевым полем сокрытия доходов и коммерческой деятельности от государственного регулирования выступает налоговая политика и деятельность ее органов, которые принимают участие в коррупционных операциях и схемах. При этом, в рамках государственной политики, важным вопросом выступает совершенствование финансового контроля расхода бюджетных средств [2].
Особенно опасна коррупция в финансово-бюджетной сфере страны. Поскольку она представляет симбиоз монополии финансового контроля, проверяющих и проверяемых, контролеров и сотрудников правоохранительных органов.
Дальнейшее развитие страны невозможно без коренной модернизации государственного управления и ее такой составляющей части как государственный финансовый контроль. Спад уровня экономического развития в условиях кризиса возможен социальными конфликтами, подрывом безопасности государства, значительным сокращением финансовой базы столь необходимой для решения на муниципальном уровне.
В связи с этим, актуальность борьбы с коррупцией в рамках государственной финансовой политики России имеет большее значение в современных условиях, где несовершенство антикоррупционного механизма приводит к потере миллиардов рублей дохода государственного бюджета страны и большой доли ВВП, которая находится в тени и не может быть учтена официальными источниками.
На сегодняшний день, к основным субъектам антикоррупционного государственного контроля финансово-бюджетной сферы в России, включая расхода бюджетных средств, стоит относить [4]:
- Счетную палату РФ;
- Контрольно-счетный орган субъекта РФ;
- Контрольно-счетный орган муниципального образования РФ.
Каждый из данных субъектов финансового государственного контроля отвечает за функционирование контрактной системы государственных и муниципальных контрактов, что отмечает его важность при формировании системы противодействия коррупционных схемам в финансово-бюджетной сфере страны.
При этом, ключевой проблемой контроля в сфере контрактных отношений выступает не их роль при формировании контроля в финансово-бюджетной сфере, а вопросы эффективности использования бюджетных средств в рамках государственных и муниципальных закупок [3].
С целью совершенствования функционирования антикоррупционного государственного финансового контроля за расходом бюджетных средств, необходимо предложить механизмы, практическое применение которых увеличит эффективность использования бюджетных средств в рамках государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации:
- исследования различных авторов подтверждает необходимость реформирования законодательной базы государственных контрактов, которая слишком усложнена;
- необходимо введение механизма общественного контроля государственных контрактов;
- необходимо стимулирование развития рынка закупок;
- более частый допуск на рынок предприятий малого и среднего бизнеса;
- необходимо совершенствовать систему ответственности за несоблюдение контрактов со стороны исполнителей, которые в рамках уклонения создают фирмы-однодневки;
- введение в Закон о контрактной системе требований о квалификационном отборе исполнителей и подрядчиков в неконкурсных процедурах закупки;
- введение единой программы подготовки специалистов контрактной службы, изменение их мотивационной системы, повышение уровня оплаты труда и привлечение высококвалифицированных специалистов.
Таким образом, решение вопроса совершенствования деятельности антикоррупционного государственного финансового контроля напрямую влияет на эффективность распределения бюджетных средств, а при эффективной реализации государственных заказов возможно совершенствование и финансовой политики государства. Исходя из этого, антикоррупционная политика финансового контроля расхода бюджетных средств играет важнейшую роль при формировании государственного контроля в финансово-бюджетной сфере страны.