Статья:

Антикоррупционный финансовый контроль расхода бюджетных средств

Конференция: XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кабанова А.Г., Чепурных А.М. Антикоррупционный финансовый контроль расхода бюджетных средств // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(26).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Антикоррупционный финансовый контроль расхода бюджетных средств

Кабанова Алина Геннадьевна
студент, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва
Чепурных Анастасия Михайловна
студент, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Коррупция – это один из основных факторов, по вине которого, экономика Российской Федерации находится в категории «развивающихся рынков». По данным различных ведомств и агентств, уровень теневой экономики в нашей страны составляет около 15 – 50% в зависимости от отрасли рынка и региона [1]. Ключевым полем сокрытия доходов и коммерческой деятельности от государственного регулирования выступает налоговая политика и деятельность ее органов, которые принимают участие в коррупционных операциях и схемах. При этом, в рамках государственной политики, важным вопросом выступает совершенствование финансового контроля расхода бюджетных средств [2].

Особенно опасна коррупция в финансово-бюджетной сфере страны. Поскольку она представляет симбиоз монополии финансового контроля, проверяющих и проверяемых, контролеров и сотрудников правоохранительных органов.

Дальнейшее развитие страны невозможно без коренной модернизации государственного управления и ее такой составляющей части как государственный финансовый контроль. Спад уровня экономического развития в условиях кризиса возможен социальными конфликтами, подрывом безопасности государства, значительным сокращением финансовой базы столь необходимой для решения на муниципальном уровне.

В связи с этим, актуальность борьбы с коррупцией в рамках государственной финансовой политики России имеет большее значение в современных условиях, где несовершенство антикоррупционного механизма приводит к потере миллиардов рублей дохода государственного бюджета страны и большой доли ВВП, которая находится в тени и не может быть учтена официальными источниками.

На сегодняшний день, к основным субъектам антикоррупционного государственного контроля финансово-бюджетной сферы в России, включая расхода бюджетных средств, стоит относить [4]:

- Счетную палату РФ;

- Контрольно-счетный орган субъекта РФ;

- Контрольно-счетный орган муниципального образования РФ.

Каждый из данных субъектов финансового государственного контроля отвечает за функционирование контрактной системы государственных и муниципальных контрактов, что отмечает его важность при формировании системы противодействия коррупционных схемам в финансово-бюджетной сфере страны.

При этом, ключевой проблемой контроля в сфере контрактных отношений выступает не их роль при формировании контроля в финансово-бюджетной сфере, а вопросы эффективности использования бюджетных средств в рамках государственных и муниципальных закупок [3].

С целью совершенствования функционирования антикоррупционного государственного финансового контроля за расходом бюджетных средств, необходимо предложить механизмы, практическое применение которых увеличит эффективность использования бюджетных средств в рамках государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации:

- исследования различных авторов подтверждает необходимость реформирования законодательной базы государственных контрактов, которая слишком усложнена;

- необходимо введение механизма общественного контроля государственных контрактов;

- необходимо стимулирование развития рынка закупок;

- более частый допуск на рынок предприятий малого и среднего бизнеса;

- необходимо совершенствовать систему ответственности за несоблюдение контрактов со стороны исполнителей, которые в рамках уклонения создают фирмы-однодневки;

- введение в Закон о контрактной системе требований о квалификационном отборе исполнителей и подрядчиков в неконкурсных процедурах закупки;

- введение единой программы подготовки специалистов контрактной службы, изменение их мотивационной системы, повышение уровня оплаты труда и привлечение высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, решение вопроса совершенствования деятельности антикоррупционного государственного финансового контроля напрямую влияет на эффективность распределения бюджетных средств, а при эффективной реализации государственных заказов возможно совершенствование и финансовой политики государства. Исходя из этого, антикоррупционная политика финансового контроля расхода бюджетных средств играет важнейшую роль при формировании государственного контроля в финансово-бюджетной сфере страны.        

 

Список литературы:
1. Ефремова Е.И. Казакова Н.А. Методология риск-ориентированного контроля и контроллинга эффективности бизнеса: монография 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. - 234 с.
2. Ефремова Е.И. Мошенничество в организации – методы борьбы // Лизинг технологии бизнеса». 2014. № 9. С. 60-66.
3. Ефремова Е.И. Основные подходы к формированию системы показателей эффективности внутреннего контроля // Журнал экономических исследований. 2016. Т. 2. № 10. С. 10.
4. Богданович И.С., Шорохова А.А. Организация контроля государственных закупок в современных условиях // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2016. №4.