Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ВРЕМЕННОГО ЗАПРЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)

Рубрика: Безопасность жизнедеятельности

Выходные данные
Коровикова А.Г. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ВРЕМЕННОГО ЗАПРЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 40(263). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/263/132873 (дата обращения: 21.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ВРЕМЕННОГО ЗАПРЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коровикова Анастасия Геннадьевна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет ГПС МЧС России им. Генерала Армии Е.Н. Зиничева, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Административное приостановление деятельности считается самым строгим наказанием, которое может быть применено к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. При назначении наказания следует учитывать потенциальную угрозу для жизни и здоровья людей, возможность возникновения эпидемий, эпизоотий, радиационных аварий или техногенных катастроф, а также причинение значительного вреда окружающей среде. С целью предотвращения административных правонарушений, установления личности нарушителя и корректного рассмотрения дела, меры обеспечения производства могут быть применены. Если невозможно составить протокол об административном правонарушении на месте, такая мера может быть использована.  Кроме того, она помогает выявить правонарушения и обеспечить исполнение постановлений, принятых по делу. Введение нового типа административного наказания привело к установлению временного запрета на деятельность в отношении дел, связанных с административными правонарушениями (ст. 27.16 КоАП РФ).

Временный запрет на деятельность может быть применен только в особых случаях, когда это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемий, причинения серьезного вреда окружающей среде или устранения совершенных нарушений, связанных с незаконным привлечением. Протокол о временном запрете деятельности оформляется в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Вместе с тем, в отличие от административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ), данная мера не применяется для прекращения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также в целом юридических лиц. Частичный запрет деятельности может касаться запрета деятельности обособленного подразделения юридического лица, запрета деятельности подразделения, учреждения, здания или сооружения, запрета отдельных видов деятельности. Применение временного запрета деятельности может сопровождаться административным приостановлением деятельности, которое в большинстве случаев применяется совместно. Несмотря на то, что законодатель не связывает назначение административного приостановления деятельности с обязательным применением временного запрета деятельности, для судебных органов первоначальное применение меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях во многих случаях предопределяет выбор между административным штрафом и административным приостановлением деятельности в пользу последнего. Вместе с тем, обеспечительную меру в виде временного запрета деятельности вряд ли можно назвать распространенной: практика показывает, что по статьям КоАП РФ, предусматривающим административное приостановление деятельности в качестве административного наказания за совершенное правонарушение, должностные лица органов надзора гораздо чаще прибегают к наложению административного штрафа, выступающего в качестве альтернативы. Практика применения временного запрета деятельности как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях выявляет также наличие противоречивости в понимании и толковании некоторых норм КоАП РФ. Временный запрет деятельности может применяться, только если за совершение административного правонарушения возможно административное наказание в виде административного приостановления деятельности. Безусловно, принципиальные различия между временным запретом деятельности и административным приостановлением деятельности, следующие: 1) Временный запрет деятельности является так называемой обеспечительной мерой и применяется должностными лицами органов контроля до момента рассмотрения дела по существу. 2) Административное приостановление деятельности - административное наказание, которое может быть назначено только судом. По своей сути временный запрет деятельности практически аналогичен административному приостановлению деятельности, поскольку и в том, и в другом случае деятельность предприятия запрещается

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, совершение мероприятий по осуществлению временного запрета деятельности производится по правилам административного приостановления деятельности.

Указанная позиция позволяет распространить на процедуру реализации временного запрета деятельности положения о недопустимости применения мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения, оставляя неурегулированными многие другие процедурные вопросы. К числу таковых относится отсутствие в КоАП РФ срока, в течение которого лица, в отношении которых применен временный запрет деятельности, должны реально прекратить такую деятельность. КоАП не закрепляет должностных лиц, компетентных осуществлять исполнение временного запрета деятельности, в случае, если хозяйствующий субъект не исполняет самостоятельно данную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. За судебным приставом-исполнителем, компетентным осуществлять перечень действий в соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ, закреплены лишь полномочия по исполнению постановления об административном приостановлении деятельности. Указанные пробелы на практике позволяют констатировать отсутствие реального механизма применения временного запрета деятельности и, как следствие, возможность лиц, в отношении которых применен временный запрет деятельности, продолжать данную деятельность и эксплуатацию объектов.

Таким образом, на сегодняшний день крайне необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующего применение временного запрета деятельности как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

 

Список литературы:
1. «Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023).