МИНИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)
МИНИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются дискуссионные вопросы минимизации социальных последствий миграционной преступности. Выявляются имеющиеся пробелы регулирования и предлагаются пути их устранения.
Ключевые слова: миграционная преступность, способы минимизации преступности.
Учитывая рост миграционной преступности и серьезные социальные последствия, связанные с этим явлением, существенной задачей становится разработка и внедрение соответствующих мер, направленных на противодействие этой проблеме и смягчение ее социальных последствий. Важно отметить, что полное устранение этих последствий может быть невозможным, однако возможно минимизировать их влияние на общество.
Афанасьева О.Р. в своей работе предлагает следующую формулировку дефиниции: "минимизация - это активная деятельность, направленная на уменьшение и сведение к минимуму объема и тяжести вреда, который наносит преступность, путем применения различных мер, целью которых является частичная ликвидация, нейтрализация или уменьшение негативных социальных последствий преступности" [1, с. 334]. В целях достижения указанных целей используются разные методы и подходы, которые составляют комплексное сочетание правовых, социальных, социально-экономических и других мер.
Из-за особенностей структуры миграционной преступности, скрытности, сложной прогнозируемости социального эффекта, вызванного отдельными проявлениями миграционной преступности, логично заключить, что необходимо учитывать типологию социальных последствий миграционной преступности при разработке и внедрении мер, направленных на их сокращение. При этом для повышения эффективности предлагаемых мер по предотвращению и уменьшению социальных последствий необходимо классифицировать их и определить, как общесоциальные аспекты, так и специфические особенности минимизации социальных последствий миграционной преступности.
Для достижения этой цели рекомендуется сначала проанализировать меры, принимаемые обществом и государством, с целью улучшения общественной жизни и минимизации социальных последствий миграционной преступности. Они должны охватывать политические, социальные, экономические, нравственные, этнические и другие аспекты. Такие меры должны способствовать смягчению социальных последствий миграционной преступности, в том числе решению социальных противоречий, связанных с этим видом преступности. В связи с изменениями миграционной политики последних лет, вызванными активностью мигрантов, вопросы криминологического изучения миграционной преступности привлекают внимание исследователей-криминологов по всему миру, включая Российскую Федерацию. Однако криминологический феномен социальных последствий миграционной преступности и возможные способы их минимизации остаются малоизученными.
Для успешной реализации предложенных мер необходимо разработать и осуществить прогрессивную политику предупреждения миграционной преступности и провести тщательное исследование и улучшение соответствующих мер. Основной задачей является уменьшение социальных последствий миграционной преступности и противодействие негативным социальным процессам, вызванным этими преступлениями. В область рассматриваемой деятельности входят общественные институты и явления, а также люди, которые оказываются под влиянием этих явлений, с целью достижения поставленных целей. Субъектами деятельности по минимизации социальных последствий миграционной преступности являются органы государственной власти на всех уровнях, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, негосударственные организации, преступники, потерпевшие и их семьи. Итак, мы можем сделать вывод, что минимизация социальных последствий миграционной преступности предполагает скоординированную работу органов государственной и местной власти в рамках их компетенции, а также негосударственных организаций. Эта работа включает в себя принятие мер правового, социального, социально-экономического и других характеров для снижения отрицательных социальных последствий, вызванных миграционной преступностью. Успешная реализация такой деятельности зависит от наличия научно-методического, финансово-экономического, кадрового, материально-технического, организационного и информационного обеспечения. Только в таком случае можно говорить о достижении эффективности в решении данной проблемы.
В первую очередь, необходимо отметить, что превентивные меры по борьбе с миграционной преступностью являются общими и охватывают не только конкретные случаи преступлений, но и проблематику в целом. Снижение проявления этого негативного явления обязательно приведет к сокращению его социальных последствий Реализация профилактики миграционной преступности осуществляется путем применения общеуголовных мер и комплексной стратегии по предотвращению преступности. В рамках общеуголовных мер, важно уделять пристальное внимание законодательству, регулирующему вопросы миграции и нарушениями, связанными с ней. Необходимо ужесточить ответственность за совершение миграционных преступлений и применять эффективные санкции в отношении нарушителей. Комплексное планирование мер по предотвращению миграционной преступности также играет важную роль в минимизации ее социальных последствий. Это включает в себя создание системы контроля и надзора за миграционными потоками, а также разработку и реализацию программ просвещения и социальной адаптации мигрантов. Такие программы должны включать в себя информирование о правах и обязанностях мигрантов, а также о доступных им ресурсах и услугах. В целом, превентивные меры по борьбе с миграционной преступностью должны быть комплексными, охватывать различные аспекты проблемы и осуществляться как на законодательном, так и на практическом уровне. Только такая систематическая и сбалансированная работа позволит достичь значимых результатов в минимизации социальных последствий миграционной преступности. Общесоциальное предупреждение преступности имеет целью создание благоприятных условий для устранения миграционной преступности и считается основным инструментом в системе профилактики преступности. Результативность комплекса мер по предупреждению миграционной преступности зависит как от эффективности миграционной политики, так и от действенности государственной специально-предупредительной и правоохранительной деятельности. Согласно выводам Цориевой Е.С. [2, с. 122], успешная борьба с миграционной преступностью обеспечивается созданием благоприятных условий для мигрантов. Кроме того, для обеспечения эффективности профилактики миграционной преступности также необходимо повышение уровня правовой культуры населения, укрепление авторитета права и формирование правосознания граждан.
К специальным криминологическим мерам для минимизации социальных последствий преступности можно отнести следующие:
1. Изучение и анализ криминогенной обстановки в регионе. Следует учесть необходимость отражения всей информации о миграционной преступности, включая социально-демографический и социально-криминологический статус преступников в статистических формах ФКУ "ГИАЦ МВД России".
2. Исследование уровня социального напряжения в регионе. Миграционная преступность может вызвать рост социальной и социально-этнической напряженности, поэтому важно получить, систематизировать и проанализировать соответствующую статистическую и эмпирическую информацию.
3. Виктимологическая профилактика. Необходимо проводить информационные кампании для повышения осведомленности о рисках и защите жертв преступлений, в основном среди мигрантов, которые находятся в более уязвимом положении из-за социальной незащищенности, сложной адаптации и институциональной дискриминации.
4. Проведение профилактической работы с участием психологов, направленной на предотвращение повторных преступлений и реинтеграции правонарушителей в общество.
5. Подготовка квалифицированных кадров правоохранительных органов, способных оказывать помощь жертвам преступлений.
6. Создание Единой межведомственной базы данных по выдворенным с территории Российской Федерации иностранным гражданам, а также по иностранным гражданам, пребывание которых на территории Российской Федерации запрещено.
Итак, минимизация социальных последствий миграционной преступности в системе предупреждения преступности предполагает скоординированную деятельность государственных и местных органов власти, управления и негосударственных организаций в рамках их компетенции. Она включает реализацию правовых, социальных, социально-экономических и других мер, направленных на уменьшение негативных социальных последствий, обусловленных миграционной преступностью.