ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ УГОЛОВНОМУ СУДОПРОИЗВОДСТВУ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ УГОЛОВНОМУ СУДОПРОИЗВОДСТВУ
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию института безопасности участников уголовного процесса, в котором были выявлены современные научные проблемы в теории, нормативно-правовом регулировании и судебной практике, а также предложены какие-либо рекомендации по совершенствованию мер безопасности, применяемых в уголовном судопроизводстве.
Ключевые слова: уголовный процесс, безопасность, государственная поддержка.
Следует отметить, что в теории и законодательстве Российской Федерации (далее – РФ), которые связаны с защитой участников, содействующих уголовному судопроизводству, понятие «обеспечение безопасности» трактуется не однозначно, поэтому следует рассмотреть вариант, который закреплен в нормативно-правовом акте, регулирующий данный институт, и несколько позиций ученых в области юриспруденции.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Понятие «обеспечение безопасности» в вышеупомянутом нормативно-правовом акте имеет другое название – «государственная защита». Последний термин раскрывается следующим образом – это реализация мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья и имущества участников, способствующих уголовному судопроизводству, а также мер социальной поддержки упомянутых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.
Некоторые представители научного сообщества считают, что в упомянутом ранее нормативно-правовом акте, название термина искажено, потому что Уголовный-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) рассматривает защиту, как предоставление правовой помощи защитником. Для меня наименования понятий равнозначны, но исторически сложилось так, что в международном законодательстве, которое регулирует данную область отношений, защиту участников уголовного судопроизводства, способствующих отправлению правосудия, зачастую связывают с обеспечением их безопасности в рамках определенных программ защиты участников, содействующих уголовному судопроизводству. Такие программы являются комплексным институтом, содержащим в себе систему процессуальных мер, средств и гарантий, которые в общей сложности создают препятствие для любого противоправного посягательства на жизнь, здоровье, а также имущество таких лиц и их близких.
Вслед за указанным выше тезисом, следует полноценно обратиться к мнениям, существующим в научном мире. Юнусов А.А. считает, что определение защиты участников уголовного судопроизводства должно выглядеть именно следующим образом: деятельность специальных государственных органов, созданная для организации условий, не угрожающих жизни, здоровью этих лиц, а также условий, которые не будут связаны с устранением опасности [22]. Считаю, что указанное выше определение содержит в себе довольно общие черты и не раскрывает всех немаловажных признаков обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших и иных лиц. Также существуют и другие определения, которые, на мой взгляд, более удачны, так как их содержание отражает характер применяемых мер, их задачи, а также цель, выряжающуюся в должном осуществлении уголовного судопроизводства. Например, определение Гончарова В.Б., который расшифровывает обеспечение безопасности участников уголовного процесса как процесс деятельности правовых, организационно-технических и других мероприятий, направленных на охрану жизни, здоровья, жилья, имущества, чести и достоинства этих лиц от противоправных действий для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для надлежащего отправления правосудия.
Субъекты, подлежащие государственной защите. Данная тема вызывает резонанс в научных кругах по сей день. Так произошло, потому что УПК РФ указывает на возможность заявления ходатайств о применении мер защиты к потерпевшим (п. 21 ч. 1 ст. 42) и свидетелем (п. 7 ч.4 ст. 56). До того как закон, охраняющий институт защиты был принят, в судебной практике упомянутое выше положение реализовывалось благодаря ч. 3 ст. 11 УПК РФ, предусматривающей применение мер обеспечения безопасности не только в отношении потерпевшего и свидетеля, но и других участников уголовного судопроизводства, которым предоставляется право на заявление ходатайств о принятии процессуальных решений для обеспечения прав и законных интересов (ч. 1 ст. 119 УПК РФ).
В юридической литературе многих авторов было отмечено, что данная парадигма законодателя доказала отсутствие четкой сформулированной государственной позиции по поводу круга лиц, подлежащего обеспечению безопасности. В результате чего, Зайцев О.А. сформировал три группы лиц, подлежащих государственной защите. Перейдем к ним: 1) лица, содействующие отправлению правосудия (потерпевшие; свидетели; обвиняемые; гражданские истцы; гражданские ответчики; защитники; представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика; переводчики; специалисты; эксперты; понятые; секретари судебного заседания; судебные исполнители); 2) родственники и иные близкие участников уголовного процесса; 3) должностные лица, реализующие уголовный процесс (следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие прокурорский надзор за законностью в сфере уголовного судопроизводства; народные и присяжные заседатели; мировые судьи; судебные приставы). Олег Александрович обратил особое внимание на должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также подозреваемых, подсудимых, осужденных и их законных представителей, которых он оставил за пределами классификации.
С две тысячи четвертого года перечень лиц, содействующих уголовному судопроизводству указан в статье 2 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», но есть некоторые нюансы. Список лиц, регулирующий субъектов государственной защиты, не включает в себя таких участников правоотношений, как суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель. Для них меры защиты установлены Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (с изменениями на 01.07.2021) «О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов», также эти лица могут быть защищены на основе положений Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О полиции».
Действующий УПК РФ содержит в себе пять мер безопасности, которые указаны в гл. II ч. 3 ст. 11 «Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве»: 1) следователь и дознаватель, осуществляя допрос. в протоколе следственного действия вправе не указывать данные о личности потерпевшего, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц в целях обеспечения безопасности указанных выше субъектов (ч. 9 ст. 166 УПК РФ); 2) запись телефонных и иных переговоров. Последняя из указанных мера безопасности допускается по письменному заявлению лиц, подлежащих защите, или на основании судебного решения при отсутствии заявления. Такая мера будет действовать только при том условии, если существует угроза совершения насилия, вымогательства и других преступных действий (ч. 2 ст. 186 УПК РФ); 3) по решению следователя проведение опознания может быть проведено в условиях, при которых исключено визуальное наблюдение опознающего опознаваемым с целью обеспечения безопасности опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК РФ); 4) проведение закрытого судебного разбирательства для защиты участников уголовного судопроизводства, их близких и родственников (п. 4 ч. 1 ст. 241 УПК РФ); 5) проведение допроса, исключающего визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, а также во время вышеуказанного процесса не будут оглашаться достоверные данные о личности свидетеля (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).
Помимо вышеперечисленных мер, существуют и другие правила, которые регламентированы уголовно-процессуальным законодательством: 1) в силу п. 3 ч. 3 ст. 166 УПК РФ возможно указание в протоколе следственного действия только ФИО его участника, также в данной статье содержится, что адрес и другие данные о личности участников следственных действий указываются лишь «в необходимых случаях»; 2) согласно ч. 3 ст. 190 УПК РФ ознакомление допрашиваемого с аудио, видеозаписью показаний защищаемого лица возможно вместо проведения очных ставок; 3) в целях изоляции обвиняемого и тем самым предотвращения с его стороны воздействия на потерпевших и свидетелей по иным эпизодам преступной деятельности либо для осуществления безопасности лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, возможно выделение уголовного дела в отдельное производство (ст. 154, 155 УПК РФ); 5) в соответствии с ч. 7 ст. 241 УПК РФ существует неполное оглашение судебного решения, в касаемо вводной и резолютивной частей приговора, если уголовное дело рассматривалось в закрытом судебном заседании (не оглашаются показания свидетелей обвинения, содержащиеся в мотивировочной части приговора).
Система средств государственного обеспечения безопасности включает в себя не только вышеуказанное, но и меры социальной поддержки. Такие меры содержатся в Постановлении Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 664 «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты» (в ред. От 10.02.2020 г.) и заключаются в выплате лицу или членам его семьи и нетрудоспособным иждивенцам единовременных пособий (и) или установлении им постоянной пенсии, а также компенсации имущественного ущерба.
Перейдем к основаниям применения мер безопасности. Анализируя научную литературу, я заметила, что существует две группы таких оснований. Первая - фактические (реальные основания угрозы убийства защищаемого лица, а также насилия над ним и уничтожения или повреждения его имущества из-за участия в уголовном судопроизводстве). Другая группа именуется юридической (заявление лица, подлежащего защите, или с его согласия).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «защита участников уголовного судопроизводства» раскрывается, как процесс, охраняемый соответствующей нормативно-правовой базой и связанный с внедрением комплекса всесторонних организационных, а также процессуально-правовых мероприятий, которые, в свою очередь, направлены на оказание поддержки защищенности жизни и здоровья против потенциального вреда, исходящего от преступников, и имущества, при котором можно в полной мере осуществлять свои процессуальные права и обязанности для того, чтобы осуществлять правосудие.
В ходе исследования были приведены разнообразные меры безопасности. Проанализировав различную статистическую и аналитическую информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, я пришла к выводу, что в нашем государстве чаще всего применяются такие меры безопасности, как: 1) охрана жилища; 2) личная охрана; 3) закрытое судебное разбирательство; и 4) конфиденциальность информации [19]. Упомянутые выше меры безопасности являются наиболее популярными, так каких проще осуществить.
Некоторые ученые в области юриспруденции считают, что существуют следующие проблемы, которые напрямую связаны с защитой участников, способствующих отправлению правосудия, а именно: 1) дефицит сотрудников, чья работа заключается в защите вышеуказанной категории лиц; 2) проблемы в механизме реализации защиты (например, малое финансирование ситуаций, когда необходимо медицинское вмешательство, а также изменение всех необходимых документов); 3) вопросы бюджетного обеспечения лиц, необходимые для некоторых лиц.
Благодаря проведенному исследованию существующих источников (научной литературы и законодательства), неоспоримым является тот факт, что в РФ успешно существует и функционирует институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства, с помощью которого, несомненно, улучшается действенность борьбы с преступностью. Но также, если процесс перенимания успешного опыта зарубежных стран, связанного с защитой участников уголовного судопроизводства, пойдет быстрее, то наше государство сможет выйти на новый уровень и еще больше улучшить какие-либо субинституты.