Статья:

КНР И ГОНКОНГ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПА “ОДНА СТРАНА - ДВЕ СИСТЕМЫ”

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гончарова Д.А., Репета Ю.Д. КНР И ГОНКОНГ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПА “ОДНА СТРАНА - ДВЕ СИСТЕМЫ” // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 41(264). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/264/133623 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КНР И ГОНКОНГ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПА “ОДНА СТРАНА - ДВЕ СИСТЕМЫ”

Гончарова Диана Алексеевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Репета Юлия Дмитриевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Украинцева Виктория Сергеевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Китай - страна с древнейшей историей и исторически Гонконг никогда не был независимой страной. Гонконг до 1997 года был колонией Англии, позже эту территорию вернули Китаю с условием сохранения автономии города. Под автономией понимается наличие у Гонконга собственного правительства и законов, своих судов и полиции, своего флага и своей валюты. Таким образом, Гонконгу разрешено действовать как независимая страна, но таковым он не является. Официально Гонконг — специальный административный район Китая. Так будет продолжаться ещё 28 лет (до 2047 года), пока не закончится договор об автономии.

Если говорить о правых системах, сложившихся в одной стране, то стоит начать с Китайской Народной Республики. Правовая система КНР носит смешанный характер и включает в себя черты права стран социалистической системы, конфуцианские ценности, нормы традиционного права, а также принципы и нормы современного международного права. Если затрагивать древнекитайское право, то оно испытывало влияние двух учений: конфуцианской религии, которые считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали и считали роль права вспомогательной и идеологии легистов, которые выступали за упорядочивание жизни населения с помощью общеобязательных законов. Также вступление Китая в международные организации, подписание и ратификация различных международных договоров требует от законодателя учета международных правовых норм в законотворческой работе и правоприменительной практике; и так как в Китае строится социализм, его правовую систему можно назвать социалистической системой с китайской спецификой. Система органов государственной власти состоит из законодательных, исполнительных, судебных органов и органов правового надзора

Правовая система Гонконга является неотъемлемой частью правовой системы современного китайского государства и имеет свои особенности. В апреле 1990 года ВСНП - Всекитайское собрание народных представителей - утвердило Основной закон Гонконга, закрепивший принцип "Одна страна - две системы", который сформулировал Дэн Сяопин: сохранение в специальных административных районах внутри единого Китая сложившихся политических и экономических систем.

В юридической литературе, анализирующей право Гонконга, основное внимание уделяется влиянию англосаксонской правовой традиции на его формирование и развитие. Однако они упускают из виду тот факт, что на новых территориях действовало китайское обычное право (традиционное право) времен династии Цин, а в 1997 году Гонконг стал специальным административным районом Китайской Народной Республики, что также оказало значительное влияние на правовую систему Гонконга. Китайские власти инициировали процесс гармонизации законов Гонконга с действующим китайским законодательством.

Шаг за шагом китайское руководство пытается незаметно ограничить "юридическую независимость" бывшей британской колонии.

Все началось с дипломатического спора между Китаем и Великобританией. Британцы пытались "отладить" все слои существующего законодательства за время, оставшееся до присоединения Гонконга к Китаю. Затем китайские власти ограничили свободу Гонконга в принятии законов о внешней политике и национальной обороне. В настоящее время некоторые оппозиционно настроенные жители Гонконга требуют внести изменения в процесс выборов главы администрации, однако право утвердить их кандидатуру принадлежит китайскому парламенту.

Помимо обычного права, правовая система Гонконга включает в себя  право справедливости, общего права, права гражданства, законы о дипломатической неприкосновенности и иммунитете, а также другие законы материкового Китая.

Согласно части 4 статьи 18 Основного закона Гонконга, также называемого Основным законом особого административного района Сянган, если в Гонконге начнутся неконтролируемые беспорядки, создавшие угрозу единству и безопасности государства, Центральное народное правительство может применить к этой территории соответствующие законы КНР.

Анализ законодательства Гонконга, принятого после возвращения Гонконга под юрисдикцию Китая, показывает, что утверждение о том, что правовая система Гонконга не изменилась с 1997 года, является ложным. Более того, тот факт, что китайские власти не внесли изменений в действующие в Гонконге законы, не означает, что таких прав не существует. В любой момент, особенно учитывая нестабильную политическую ситуацию в мире, китайское правительство будет иметь право заставить жителей Гонконга жить по своим правилам в рамках закона.

Принцип "одна страна, две системы" показал свою эффективность. Китай будет следовать ему и дальше. Об этом заявил действующий генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Си Цзиньпин на торжественном мероприятии по случаю 25-летней годовщины возвращения Гонконга под юрисдикцию Китая.

Вышесказанное позволяет сделать определенные выводы о правовых системах Китая и Гонконга и их взаимосвязи в целом. Правовая и экономическая системы Гонконга после его «возвращения» в Китай не подверглись изменениям, ошибочно: в меньшей степени изменения затронули бизнес, но экономика региона продолжает интенсивно развиваться. Центр не вмешивался в уже давно налаженную систему регулирования экономических отношений внутри, однако с течением времени так или иначе поисходит «локализация права», то есть приспособление его законодательства к требованиям центра. Также собственное законодательство Гонконга, в которое Китай не вправе вмешиваться, с одной стороны, отличается жесткостью, с другой - либерально в отношении предоставляемых прав и свобод.

Время покажет, в каком правовом поле будет жить Гонконг после 2047 года, когда закончится отведенный для его интеграции в правовое пространство КНР срок.

 

Список литературы: 
1. Ортманн С. Развитие идентичности Гонконга: от местной к национальной идентичности / Лам В-м., Купер. Гражданство, идентичность и социальные движения в Новом Гонконге: локализм после зонтичного движения. Рутледж; 2018: 114-131.
2. Сун Ю.В. Стать частью единой национальной экономики: сохранение двух систем в условиях подъема Китая / Тай-лок Л., Стивен В.К. : Справочник Рутледжа по современному Гонконгу. Рутледж, 2019: 66-85.
3. Джонс, Кэрол А.Г. Затерянные в Китае?: Закон, культура и общество после 1997 года. Гонконг. Издательство Кембриджского университета: 2015. 271 с.