ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE AVIATION INDUSTRY UNDER SANCTIONS
Alexey Goryashko
Student, Department of Strategic Communications and Public Administration Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Russia, Moscow
Аннотация: Статья посвящена анализу перспектив развития авиационной отрасли в условиях антироссийских санкций. Автор отмечает, что санкции в отношении России достаточно сильно потрясли авиационную отрасль. Делается вывод, чтобы российской авиации возродить промышленность авиалайнеров, необходимо ускорить разработку собственных решений по импортозамещению с применением альтернативных механизмов. Результаты проведенного анализа позволяют дать прогноз для будущего существования авиационной отрасли в России.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the prospects for the development of the aviation industry in the context of anti-Russian sanctions. The author notes that sanctions against Russia have quite shaken the aviation industry. It is concluded that in order for Russian aviation to revive the airliner industry, it is necessary to accelerate the development of its own solutions for import substitution using alternative mechanisms. The results of the analysis allow us to give a forecast for the future existence of the aviation industry in Russia.
Ключевые слова: санкции, авиакомпания, авиарейсы, импортозамещение, риски.
Keywords: sanctions, airline, flights, import substitution, risks.
Западные санкции потрясли российскую гражданскую авиационную отрасль. Российское правительство предпринимает широкий спектр усилий, чтобы сохранить полеты самолетов, даже без поддержки «OEM» (original equipment manufacturer) американского и европейского происхождения [1].
После начала Нового мирового порядка ЕС, Великобритания и США ввели санкции против российской авиационной промышленности, включая полный запрет на поставку самолетов и комплектующих. Под него попали самолеты Boeing и Airbus, составляющие основу российского флота. Страхование и техническое обслуживание этих самолетов (ВС) было запрещено, а иностранные лизинговые компании начали отзывать уже поставленные самолеты. Также недружественные страны закрыли свое воздушное пространство для самолетов из России, а Россия в ответ запретила полеты авиакомпаниям из этих государств.
25 февраля 2022 года президент Совета Европейского Союза Урсула фон дер Ляйен объявила санкции против России на продажу всех самолетов, запасных частей, программного обеспечения, информационной и технической поддержки, а так же оборудования российским авиакомпаниям и предприятиям авиационной отрасли. Как отмечает ЕС, эти действия приведут к ухудшению ключевого сектора российской экономики. Более три четверти сегодняшнего коммерческого воздушного флота России построены в Европейском Союзе, США и Канаде. Россия в значительной степени зависит от этой ситуации [2].
Бермудские острова и Ирландия, где зарегистрированы практически все самолеты, арендованные за рубежом и работающие в России, заявили, что приостанавливают действие сертификатов летной годности на самолеты, поскольку больше не могут быть уверены в их безопасности.
Перерегистрация самолетов в России позволит им продолжать летать внутри страны, предоставляя доступ к новым сертификатам безопасности.
Россия приняла закон, который позволяет российским авиакомпаниям включать в реестр воздушных судов самолеты, арендованные у иностранных компаний. Этот маневр, возможно, усилит опасения Запада по поводу массового дефолта с участием сотен реактивных лайнеров. Для России обеспечение бесперебойного функционирования деятельности в области гражданской авиации. Это часть мер, принятая правительством России, поможет в борьбе с санкциями и поможет в бесперебойном функционировании авиации.
Сегодня российские авиакомпании эксплуатируют почти 780 арендованных самолетов, из них 515 – из-за рубежа [3]. Несмотря на трудности, российские авиакомпании продолжают соединять страну с внешним миром, продолжая выполнять авиарейсы из городов России за рубеж. Между тем, благодаря сильному внутреннему рынку, большинство российских авиакомпаний хоть и не демонстрируют фантастических результатов, но все же далеки от краха. По итогам 2022 года российские авиакомпании перевезли в общей сложности 95,1 млн пассажиров, следует из закрытой статистики Росавиации. Таким образом, итоговый пассажиропоток в 2022 году оказался на 16 млн человек (14,3%) меньше, чем годом ранее [2]. Самая главная проблема начинается с поддержанием летной годности воздушных судов. Это означает, что необходимость технического обслуживания при наличии комплектующих и запасных частей западного производства для поддержания российских самолетов в состоянии «летной годности» является определенным вызовом для страны. Из-за санкций российский авиапром не получает комплектующие из-за границы даже по заказам, по которым внесли предоплату, но в настоящее время они заморожены.
Сегодня Россия планирует ускорить разработку собственных решений по импортозамещению в авиапромышленности с применением альтернативных механизмов. Правительство РФ утвердило Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. На реализацию этой программы Правительство РФ выделило более 700 млрд руб. Субсидирование в основном пойдет на строительство самолетов и развитие внутренних авиарейсов. Планируется, что финансирование проекта сможет обеспечить прирост годового пассажиропотока, а также увеличит рост производства российских авиалайнеров на 48% [7]. Конечно, есть и риски в реализации программы, а именно из-за введенных антироссийских санкций техническое обслуживание авиалайнеров осложнено, что ведет к неисполнению поставок деталей для отечественной техники. Рассмотрим прогноз перевозок пассажиров авиатранспортом, который дает Министерство транспорта на период 2023-2030 гг. Как видно из таблицы, на прогнозный период до 2030 г. ожидается постоянный прирост показателей.
Таблица 1.
Прогноз пассажиропотока [4]
Показатель (млн чел.) |
2022г |
2023г |
2024г |
2025г |
2026г |
2027г |
2028г |
2029г |
2030г |
Объем перевозок на внутренних воздушных линиях |
90 |
91,1 |
92 |
92,9 |
94,7 |
96,5 |
98,4 |
101,4 |
104,5 |
Объем перевозок на международных воздушных линиях |
10 |
10,1 |
10,2 |
10,3 |
10,5 |
10,7 |
10,9 |
11,3 |
11,6 |
Всего |
100 |
101,2 |
102,2 |
103,2 |
105,2 |
107,2 |
109,3 |
112,7 |
116,1 |
До COVID в 2019 году российские авиакомпании обслуживали пассажиропоток в 128 млн. чел., из них около 73 млн чел. – внутри страны, 55 млн чел. – за ее пределами. Как ожидается по прогнозу, в 2030 году будет перевезено на 9% меньше, чем до пандемии. Для того, чтобы поддержать авиаперевозки пассажиров внутри страны, государство планирует и дальше продолжать субсидировать программы развития авиатранспортной отрасли между регионами. Также для авиакомпаний будет выделяться из бюджета средства на частичное покрытие операционных расходов.
Сегодня в условиях антироссийских санкций, которые внесли полный запрет на поставки новых и техническое обслуживание имеющихся иностранных лайнеров, находящихся в лизинге у российских авиакомпаний, перед российскими производителями самолетов поставлена непростая задача повысить долю лайнеров более чем 81% в ближайшие несколько лет.
В Программе сказано, что парк лайнеров отечественных авиакомпаний для перевозок в коммерческих целях в апреле месяце 2022 года составлял 1287 единиц самолетов. Из них 1101 единиц – это пассажирские самолеты, 84 – грузовые самолеты, 42 единицы – бизнес-джеты и 60 единиц – это самолеты государственных служб. Таким образом, доля иностранных самолетов составляла более 67%, и на них приходилось более 95% всего пассажиропотока.
По оценкам правительства, на налаживание серийного производства гражданского самолетостроения для замены иностранных самолетов потребуется до пяти лет. Утверждение программы государственного гражданского заказа стало знаковым событием для российской отрасли в 2022 году. К 2030 году отечественные предприятия должны построить более 1000 самолетов [5].
При успешном проекте по реализации импортозамещения в 2022-2030 гг., российским автопромом планируются поставки 1036 единиц гражданских авиалайнеров. При чем, SSJ-NEW составят 142 самолета, МС-21-310 составят 270 самолетов, Ил-114-300 – 70 самолетов, Ту-214 – 70 самолетов, Ил-96-300 – 12 самолетов, ТВРС-44 "Ладога" – 140 самолетов, локализованная версия самолета Л-410 – 178 самолетов и легких многоцелевых самолетов "Байкал" (ЛМС-901)" – 154 самолета [4].
Таблица 2.
Прогнозные показатели поставок самолетов отечественного производства по годам [4]
Тип самолета |
Вместимость, человек |
2022г |
2023г |
2024г |
2025г |
2026г |
2027г |
2028г |
2029г |
2030г |
Всего единиц |
SSJ-NEW |
98-103 |
- |
2 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
142 |
МС-21-310 |
181 - 211 |
- |
- |
6 |
12 |
22 |
36 |
50 |
72 |
72 |
270 |
Ил-114-300 |
64 - 68 |
- |
- |
2 |
8 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
70 |
Ту-214 |
150 - 215 |
- |
3 |
7 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
70 |
Ил-96-300 |
237 - 300 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
ТВРС-44 "Ладога" |
44 |
- |
- |
- |
15 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
140 |
Л-410 |
15-19 |
18 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
178 |
"Байкал" (ЛМС-901) |
9 |
- |
- |
14 |
15 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
154 |
Итого |
15 |
25 |
69 |
102 |
136 |
150 |
164 |
186 |
186 |
1036 |
Новая версия авиалайнера Sukhoi Superjet SSJ100 была анонсирована в 2022 году, она полностью производится из отечественных компонентов. Подготовка к сборке уже началась, а первые поставки SSJ-NEW прогнозируются до конца 2023 года. Кроме того, Россия возобновила еще одну авиационную программу, взяв на себя обязательство произвести не менее 20 единиц узкофюзеляжных самолетов Ту-214. Это конструкция позднего советского периода, ранее доступная только по специальному заказу и эксплуатируемая российским правительством и военными. Стоит отметить риски по программе. Существуют системные риски, которые могут повлиять на результаты программы. Существенным риском может стать выбытие имеющегося авиапарка иностранных самолетов, которые вызывают определенные сложности с ремонтом и техобслуживанием, так как из-за санкций нарушены поставки запчастей. Таким образом, могут возникнуть риски неисполнения графика поставок отечественных авиалайнеров. Также существуют и другие риски, которые можно отметить в виде дефицита специалистов, которые производят авиалайнеры, а также эксплуатации и обслуживания новейших самолетов, ухудшение экономической ситуации в стране, а также внешние факторы, которые отрицательно могут сказаться на производстве авиалайнеров.
В заключении можно сделать вывод, что российские авиакомпании, когда-то достаточно хорошо интегрированные в глобальный рынок, внезапно оказались лишены основных международных удобств, начиная от технической поддержки и заканчивая страховыми услугами. И надо понимать, что хоть российская авиация не исчезнет в ближайшее время, отрасль действительно станет изолированной, ощущая отсутствие глобального технического сотрудничества. В сложившейся ситуации Россия должна активно разрабатывать программы по наращиванию авиационной промышленности, чтобы в ближайшей перспективе мы смогли увидеть новые авиалайнеры на отечественном рынке гражданской авиации.