Статья:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Васильченко Н.Н. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 42(265). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/265/133795 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Васильченко Никита Николаевич
студент, Сибирский университет потребительской кооперации, РФ, г. Новосибирск
Достовалов Сергей Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права Сибирского университета потребительской кооперации, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В статье рассматриваются юридически значимые для прокурора при осуществлении надзора за исполнением и соблюдением законов Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

 

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, полномочия прокурора.

 

В рамках своей деятельности по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД). Об этом чётко говорится в ч. 2 ст. 1 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре в Российской Федерации» [1]. Статья 29 этого же закона определяет предмет надзора за ОРД - соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Статья 27 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» определяет круг общих полномочий среди которых вынесение соответствующих актов, призванных устранить нарушение уголовно-процессуального законодательства.

На практике возникает проблема неопределённости и недостаточности полномочий прокурора при осуществлении функции надзора. Федеральный закон не раскрывает полномочия полностью, а лишь ссылается на другие законы, в которых должны конкретизироваться эти полномочия. Однако, в них не даются раскрытые полномочия касательно осуществления своей деятельности прокурором, а в некоторых делаются ограничения, что не позволяет осуществить полноценный надзор за исполнением законов.

Так деятельности прокурора посвящена ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса, но эта статья рассматривает прокурора лишь как субъекта уголовно-процессуальных отношений никак не регламентируя его полномочия при осуществлении надзора за ОРД [2].

В Федеральном законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» указывается, что прокурору по требованию предоставляются оперативно-служебные документы [3]. Переданные сведения считаются государственной тайной и прокурор обеспечивает их защиту. Однако, в эти сведения не включается информация об лицах, внедрённых в преступные группы, внештатных сотрудниках, а также лицах предоставляющих информацию на конфиденциальной основе.

Это ограничение не позволяет прокурору провести проверку законности и достаточности полученной информации от оперативного сотрудника, в соответствии с результатом работы. Это способствует злоупотреблению своими полномочиями сотрудниками органов, осуществляющих ОРД. Невозможно доказать факт нарушения закона лицом, осуществляющим ОРМ из-за того, что оно не подлежит государственному учёту и проверке при отсутствии согласия такого лица. Тем более, что сотрудник при осуществлении своей деятельности может исказить сведения по причине личной заинтересованности.

Исходя из конституционной нормы - статьи 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию [4]. В случае если прокурору в конфиденциальном порядке поступило заявление о применении запрещённых мер при производстве ОРМ (например, применении угрозы разглашения конфиденциальной информации), он будет обязан проверить факт соблюдения закона.

Задачей прокурора является выяснение факта соблюдения при осуществлении ОРД прав субъектов. Одновременно с этим если лицо требует сообщить ему сведения, полученные в процессе реализации ОРМ, в результате чего произошло нарушение его прав, прокурор имеет право ограничится разъяснением заявителю о возможности обращения с жалобой в соответствующий орган или суд. Фактически, лишает заявителя возможности для защиты.

Чтобы подтвердить данные факты обратимся к Федеральному закону от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О федеральной службе безопасности» [5]. Статья 24 данного закона ограничивает предмет надзора прокуратуры, так в предмет надзора не входят тактики, методы и средства осуществления органами ФСБ своих полномочий. По смыслу ст. 24 прокуратура не может осуществить проверку на соответствие их работы нормам процессуального права.

Исходя из этого, прокурор при осуществлении надзора за органами осуществляющими ОРД может принимать меры прокурорского реагирования ввиде внесения нормативно-правовых актов с целью устранения нарушений законодательства. Прокурорски надзор за органами осуществляющими ОРД, был бы более эффективным, если бы органы прокуратуры обладали бы большим объёмом полномочий, чем имеет сейчас

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что отсутствие конкретных полномочий определённых законодателем, их недостаточность при осуществлении надзора за органами, осуществляющими ОРД, ввиду конфиденциальности сведений, и соответственно, невозможности прокурору изучить полный объём оперативных документов оставляет возможность злоупотребления полномочиями, которые не всегда можно пресечь.

Предлагается расширить и конкретизировать круг полномочий прокуроров, допустить к сведениям составляющим тайну, с целью пресечения злоупотреблений сотрудников органов осуществляющих ОРД, и защиты прав и свобод человека и гражданина от проведения необоснованных оперативно-розыскных мероприятий.

 

Список литературы:
1. Федеральный Закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре в Российской Федерации»
2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.11.2023)
3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности»
4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
5. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О федеральной службе безопасности»