Статья:

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОДСУДНОСТИ ВЕРХОВНОГО СУДА И АПЕЛЛЯЦИОННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конференция: CCXCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сулковский Н.П., Ярмолич М.Д. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОДСУДНОСТИ ВЕРХОВНОГО СУДА И АПЕЛЛЯЦИОННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(297). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(297).pdf (дата обращения: 05.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОДСУДНОСТИ ВЕРХОВНОГО СУДА И АПЕЛЛЯЦИОННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Сулковский Никита Павлович
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ярмолич Михаил Дмитриевич
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Сигаева Татьяна Адамовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Одной из ключевых задач судебной власти является обеспечение эффективного и справедливого разрешения споров, возникающих между участниками гражданского оборота. В условиях развития рыночных отношений и усиления роли государства как активного субъекта экономической деятельности возрастает значение специализированных судебных органов, обладающих компетенцией в разрешении хозяйственных (экономических) дел.

Кодекс гражданского судопроизводства Республики Беларусь (далее – КГС) [1], призванный заменить собой Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь и Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, вступит в силу с 1 января 2026 г. Вместе с тем к анализу положений КГС целесообразно обратиться уже сейчас и  начать именно с тех его предписаний, которые имеют фундаментальное значение для соответствующей отрасли процессуального права,  – принципов гражданского судопроизводства. Заметим, что отдельные попытки исследования отраженных в КГС принципов судопроизводства уже предпринимались [2; 3], однако они не носили комплексного характера (касались только отдельных принципов) и были осуществлены в тот период, когда КГС еще не имел очертаний реального законопроекта.

В этом контексте особую актуальность приобретает вопрос подсудности как механизма, обеспечивающего правильное распределение дел между судами. Четкое определение подсудности способствует оптимальному функционированию судебной системы, снижает судебную нагрузку и позволяет достигать более высокого качества правосудия.

С принятием КГС пересматриваются отдельные аспекты судебной юрисдикции, в том числе распределение дел между экономическими судами различного уровня. Особенно важным является разграничение подсудности между Апелляционным экономическим судом и Верховным Судом Республики Беларусь в спорах с участием административно-территориальных единиц и самой Республики Беларусь. Эти дела отличаются особой правовой природой, поскольку затрагивают публичные интересы и баланс между различными уровнями публичной власти.

Настоящая работа посвящена теоретическому осмыслению данных изменений, анализу положений нового КГС и выявлению правовых и организационных последствий новой модели разграничения компетенции.

Апелляционный экономический суд в системе судов Республики Беларусь занимает особое положение. Хотя его наименование указывает на апелляционную функцию, данный суд также наделен правом рассмотрения отдельных категорий дел в качестве суда первой инстанции, что прямо предусмотрено ч. 4 ст. 45 КГС.

Согласно данной норме, к исключительной подсудности Апелляционного экономического суда относятся следующие категории дел:

- споры между административно-территориальными единицами Республики Беларусь – например, между областями или между областью и городом Минском. Указанная категория дел отличается особой юридической природой, поскольку оба субъекта спора являются частями единого публичного образования – государства и при этом обладают правосубъектностью в экономической сфере (владение имуществом, участие в хозяйственных отношениях, распоряжение финансами и др.). Разрешение таких споров требует как знания норм экономического права, так и понимания принципов взаимодействия публичных субъектов.

- дела, содержащие государственные секреты. В таких делах важна не только правовая специфика, но и соблюдение особого порядка судопроизводства, связанного с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну. Назначение Апелляционного экономического суда в данном случае – обеспечение баланса между гласностью правосудия и защитой национальных интересов.

- иные дела, которые отнесены к его компетенции другими законодательными актами. Это положение открывает возможность гибкой адаптации судебной системы к новым вызовам и юридическим ситуациям, включая, например, новые формы публично-правовых экономических споров.

Особый интерес представляет ч. 5 ст. 45 КГС, согласно которой Апелляционный экономический суд вправе изъять любое дело из экономического суда области (города Минска) и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Это положение можно охарактеризовать как элемент диспозитивной подсудности, закрепляющий право суда высшей инстанции вмешиваться в распределение дел в интересах правосудия. При этом основания для изъятия дела закон прямо не раскрывает, что может стать предметом научной дискуссии и последующего правоприменительного толкования.

Особое значение в структуре подсудности в этом контексте имеют споры с участием государственных органов и административно-территориальных единиц. Это порождает необходимость тщательно разграничивать подсудность между различными уровнями судебной системы, учитывая, что участниками таких споров могут быть как органы публичной власти, так и субъекты частного права. Возникает вопрос: как правильно распределить подсудность в таких спорах? Проблема разграничения остается актуальной, что будет детально рассмотрено далее.

Верховный Суд Республики Беларусь, являясь высшей судебной инстанцией, осуществляет не только кассационное и надзорное производство, но также наделен правом рассмотрения отдельных категорий дел в качестве суда первой инстанции. Основания и перечень таких дел закреплены в ст. 46 КГС.

Одним из ключевых оснований для обращения в Верховный Суд по первой инстанции является наличие спора между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь. Эти споры характеризуются высокой степенью юридической и политической значимости, поскольку речь идет о перераспределении прав, обязанностей и имущественных интересов между элементами государственного устройства. Такие дела требуют участия высшей судебной инстанции для обеспечения беспристрастного и авторитетного разрешения конфликта.

Кроме того, к подсудности Верховного Суда отнесены:

  • дела в сфере интеллектуальной собственности – споры, связанные с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности;
  • дела об оспаривании решений патентного органа и антимонопольного органа;
  • споры, связанные с деятельностью квалификационных коллегий судей;
  • избирательные споры, включая дела об отказе в регистрации кандидатов и инициативных групп;
  • иные категории дел, определенные законодательством.

Особенность рассмотрения таких дел Верховным Судом состоит в следующем:

  • их значение выходит за рамки локальных споров и затрагивает общегосударственные интересы;
  • часто они требуют наличия высококвалифицированного состава суда, способного анализировать сложные правовые конструкции и конфликты публичного характера;
  • в ряде случаев, особенно при спорах с участием государства, возникает необходимость обеспечить максимально объективный и авторитетный судебный контроль.

Ч. 2 ст. 46 КГС предоставляет Верховному Суду право изъятия любого дела из производства любого другого суда и принятия его к своему производству. Такое полномочие является проявлением институционального доверия к данному органу, а также инструментом оперативного реагирования на правовые вызовы особой важности.

На первый взгляд, полномочия Верховного Суда, ограниченные спорами с участием государства и административно-территориальных единиц, кажутся логичными. Однако существуют вопросы, которые касаются не только публичных, но и частных интересов, например, споры о распределении прибыли от государственных инвестиций или о праве собственности на имущество, связанное с хозяйственной деятельностью этих субъектов. Такие дела могут затруднить четкое разграничение компетенции между Апелляционным экономическим судом и Верховным Судом, поскольку они включают в себя как экономическую составляющую, так и публично-правовую природу спора.

Сложность ситуации усугубляется тем, что действующая редакция КГС не дает четкого ответа на вопрос, как классифицировать споры с участием государственных органов, которые одновременно могут затрагивать и экономические, и публичные вопросы. Это создает риск того, что споры, требующие специализированных экономических знаний, могут быть переданы Верховному Суду, что снизит эффективность судопроизводства и увеличит нагрузку на высшую инстанцию.

Анализ действующих статей 45 и 46 КГС позволяет выявить потенциальную коллизию в разграничении подсудности между двумя ключевыми судебными инстанциями: Апелляционным экономическим судом и Верховным Судом Республики Беларусь.

Следует рассмотреть проблему пересечения экономической и публично-правовой природы споров.

Статья 45 КГС относит к подсудности Апелляционного экономического суда споры между административно-территориальными единицами Республики Беларусь. В то же время, статья 46 относит к компетенции Верховного Суда споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами.

На первый взгляд, разграничение кажется формально четким: Апелляционный суд – «АТЕ против АТЕ», Верховный Суд – «Республика Беларусь против АТЕ». Однако возникает принципиальный вопрос: все ли споры между этими субъектами подлежат отнесению к публично-правовым (административным). Если спор между, скажем, областью и Республикой Беларусь касается имущественного спора, возникшего из экономической деятельности (например, инвестконтракта или распределения долей участия в хозяйственном обществе), то такой спор имеет все признаки экономического правоотношения. Однако в силу буквальной формулировки статьи 46 он подлежит рассмотрению в Верховном Суде.

Таким образом, в тексте КГС отсутствует четкое разграничение по предмету спора. Законодатель исходит только из состава сторон, игнорируя специфику правоотношений (экономические/публичные), что создает риск конфликта компетенции и двойного толкования норм.

При буквальном подходе любое имущественное требование Республики Беларусь к административно-территориальной единице, даже связанное с хозяйственным договором, подлежит рассмотрению в Верховном Суде. Это противоречит общему принципу специализации судебной системы: экономические споры должны рассматривать экономические суды, обладающие соответствующими полномочиями.

В условиях усиления хозяйственной самостоятельности административно-территориальных единиц, а также активного участия государства и местных органов в предпринимательской и иной экономической деятельности, правовая неопределенность разграничения подсудности может создать ряд затруднений на практике. В частности, возможно:

  • возникновение сложности в равномерном распределении дел между Верховным Судом и Апелляционным экономическим судом;
  • появление подхода, при котором при определении подсудности будет отдаваться предпочтение формальным критериям (например, составу сторон), а не сущности спора;
  • возникновение рисков замедления рассмотрения дел и дополнительных процессуальных затруднений, в том числе при передаче дел между судами.

Для устранения указанных коллизий и повышения правовой определенности предлагается уточнить формулировки статей 45 и 46 КГС. В частности, целесообразно предусмотреть в статье 45, что споры между административно-территориальными единицами, а также между административно-территориальными единицами и Республикой Беларусь, возникающие из предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются в первой инстанции Апелляционным экономическим судом.

В свою очередь, статью 46 можно дополнительно уточнить, установив, что Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает в первой инстанции споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами, за исключением тех споров, которые отнесены к подсудности Апелляционного экономического суда.

Таким образом, предлагаемые изменения направлены на приведение процессуального законодательства в соответствие с принципом функционального разграничения судебных полномочий и спецификой материальных правоотношений. Это позволит повысить как эффективность судопроизводства, так и уровень правовой определенности в сфере экономических споров.

 

Список литературы:
1. Кодекс гражданского судопроизводства Республики Беларусь // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. –  [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=Hk2400359 (Дата обращения 05.04.2025).
2. Король, Э. Возможные пути развития принципа состязательности при унификации и совершенствовании гражданского процесса / Э. Король // Судовы веснiк. – 2020. – № 1. – С. 32–35.
3. Филипчик, Р. Применение конституционного принципа состязательности при рассмотрении гражданских дел в контексте унификации процессуального законодательства / Р. Филипчик // Судовы веснiк. – 2020. – № 1. – С. 28–31.