Статья:

Проблемы правового обеспечения экономической безопасности малого бизнеса

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Бурковский Р.В. Проблемы правового обеспечения экономической безопасности малого бизнеса // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(43).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы правового обеспечения экономической безопасности малого бизнеса

Бурковский Радик Витальевич
магистрант, Уральский государственный экономический университет, УрГЭУ, РФ, г. Екатеринбург

 

С учетом темпа издания новых законов, экономии законодателем времени выпуска нормативных актов становится весьма актуальной такая проблема, как пробелы в законодательстве и иные ошибки, допущенные на стадии законодательного процесса. Угроза экономико-правовой безопасности малого бизнеса – развитие негативных событий, при появлении которых возникает возможность, либо вероятность, нарушения нормального функционирования бизнеса, возникновение трудностей на пути достижения целей, возникновение экономической нестабильности и материального ущерба.

Проблемы правового обеспечения экономической безопасности малого бизнеса заключаются в следующем:

1.  Проблема негативного воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на субъекты малого бизнеса.

Деятельность предприятий малого бизнеса зависит от воздействия на него органов государственной власти и органов местного самоуправления, что в свою очередь может повлечь ряд угроз:

·     применение административных воздействий и давление со стороны недобросовестных конкурентов;

·     увеличение воздействия административных рисков. Это может быть, как изменение законодательства, иных нормативных актов, так и смена представителей контрольно-надзорных органов;

·     обострение конкуренции, путем появления на рынке новых бизнесов, в территориально ограниченном пространстве;

·     недобросовестная конкуренция всех возможных видов;

·     появление коррупционных отношений при взаимодействии малого бизнеса и государственных структур;

·     появление материального ущерба из-за ошибок в планировании;

·     вышеуказанные угрозы может усугубить проблема с персоналом.

В силу ужесточения наказаний, за административные проступки, материальное положение субъектов малого бизнеса может серьезно ухудшиться. Но все же этих штрафных санкций можно избежать, соблюдая все правила ведения бизнеса, жаль, что достигнуть это можно только лишь при отсутствии коррумпированных сотрудников в органах государственной власти и местного самоуправления.

2.  Проблема подбора персонала.

Нельзя оставить без внимания не менее важный фактор – персонал. Наверное, нет необходимости кому-то доказывать, что персонал фирмы оказывает большое влияние на положительное функционирование. Каждый руководитель ни раз задавался вопросом, можно ли доверять тому или иному работнику, есть ли смысл повышения того или иного работника в должности, каково будет поведение работника в стрессовой или экстремальной ситуации, каковы мотивы трудоустройства. Люди могут являться не только источником, но и субъектом противоправных действий (бездействий). Работники являются носителями информации в рамках своих полномочий, могут ее анализировать и использовать для достижения своих корыстных целей.

На сегодняшний день руководители малого бизнеса начали понимать в полном объеме роль влияния своих сотрудников на экономическую безопасность, степень квалификации, морально-этические качества, и даже патриотизм. Обеспечить экономическую безопасность своего малого бизнеса при подборе персонала будет проще, чем вести борьбу, с уже совершенными правонарушениями или преступлениями.

Для работодателя весьма серьезный вопрос, как правильно произвести подбор персона для предотвращения неблагоприятных событий. Ответ назревает сам собой – необходимо использовать наилучшие способы подбора персонала.

При приеме на работу сотрудника можно выявить все нежелательные факторы фиска и многие другие сведения о кандидате:

·     привлекался ли кандидат к уголовной ответственности, данное обстоятельство необходимо знать, т.к. психологически не исключены рецидивы ранее совершенных преступлений, или кандидат уже является рецидивистом, более то, может быть опасным рецидивистом. В зависимости от ранее совершенных кандидатом преступлений следует понимать, что лицо, которое ранее привлекалось к уголовной ответственности за совершение экономических преступлений может иметь умысел преступного обогащения во вред вашему бизнесу. Человек, которого привлекали к уголовной ответственности за преступления против личности может являться провокатором конфликтных отношений в коллективе и т.д.

·     также кандидат может быть агентом недобросовестных конкурентов, цель трудоустройства которого нанести вред финансовой устойчивости бизнесу.

·     не будет лишним уточнить тот факт, употребляет ли кандидат наркотические средства, имеет ли связи с криминальной средой, т.к. может быть пособником (наводчиком) совершения преступления в отношении бизнеса и т.д.

·     еще необходимо проверить подлинность диплома об образовании и причины увольнения с предыдущего места работы.

Далее следует обратить внимание на одну из важнейших проблем – пробелы и несовершенство законодательства в РФ.

3.  Пробелы и несовершенство законодательства РФ.

На практике периодически возникают ситуации, когда спорные правоотношения входят в сферу правового регулирования, но не урегулированы конкретной нормой права. Тем самым правоприменитель выявляет пробел в законодательстве.

Пробел в законодательствеотсутствие той конкретной нормы права, которая необходима для урегулирования общественных отношений, подпадающих под этот закон.

Также, для правоприменителя необходимо не только определить правовой характер конкретной ситуации, а еще и должен знать правовые последствия. Необходимо это для того, чтобы безошибочно определить нужный закон. Такую информацию правоприменитель может узнать только в диспозиции конкретных норм, в которых определены права и обязанности сторон (гражданское законодательство), но если такой нормы нет, на лицо пробел в законодательстве.

Пробелы в законодательстве появляются в результате двух причин:

1)  В результате появления новых общественных отношений, которых на момент принятия закона не существовал, и как следствие законодатель их не учел.

2)  Из-за упущений при разработке закона, которые могли возникнуть в результате экономии законодателем времени или текста.

В вышеуказанных случаях обычно применяются такие приемы, как аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – применение к отношениям, не урегулированным конкретной нормой права, нормы, которая регулирует сходные по своей природе отношения. Возможность применения закона по аналогии предусмотрена непосредственно в законодательстве.

В случаях, когда невозможно применение аналогии закона, права и обязанности сторон определятся исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Данные приемы борьбы с пробелами в законодательстве прямо закреплены в ст. 6 ГК РФ.[3]

Гораздо лучше было бы ликвидировать пробелы в законодательстве путем издания новых законов. Но обращая внимание на порядок и сроки Федерального законодательного процесса не вооруженным глазом видно, что это довольно долгий, замедленный бюрократией и формализмом процесс. На принятие одного закона уходят месяцы, в лучшем случае 3–4, когда между субъектами законодательного процесса не возникает противоречий, разрешение которых существенно тормозит процесс. Изменения в общественных отношениях возникают гораздо быстрее, чем выпускается новый закон. На мой взгляд было бы весьма актуально устранять пробелы в законодательстве путем иных нормативных актов, таких как Указы Президента, Постановления Конституционного суда, Постановления Правительства, последние в свою очередь принимаются гораздо быстрее Федеральных законов.

4.  Противоречие федерального и регионального законодательства Конституции РФ.

В результате правоприменительной практики выявляются факты несоответствия законодательства главному закону нашей страны – Конституции Российской Федерации. При выявлении указанного факта, субъект малого бизнеса имеет право обратится в Конституционный суд РФ с жалобой о несоответствии конкретной нормы права Конституции РФ, но только в том случае, когда непосредственно эта норма затрагивает его права.

Конституционный суд РФсудебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть, посредством конституционного контроля [2].

Но, как показывает практика большее количество жалоб юридических лиц остается без внимания, приведем статистику принятия жалоб ЮЛ Конституционным судом на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Статистика принятия к рассмотрению и удовлетворения обращений юридических лиц в Конституционный суд РФ (составлено автором)

 

5.  Проблемы взаимоотношения отраслей права.

·     Неопределенность взаимоотношения отраслей права между собой, отсутствие четких границ между отраслями, нет равноправия или верховенства отдельных отраслей права, например, это проявляется при совершении налоговых правонарушений, когда ответственность за них предусмотрена как налоговым кодексом РФ, так и кодексом об административных правонарушениях, данные коллизии встречаются довольно часто;

·     нет единообразия регулятивного механизма в разных отраслях права;

·     отсутствие в некоторых отраслях права собственного понятийного аппарата, что влечет за собой необходимость привлечения понятий из других отраслей права, как пример, бланкетные нормы права. А иногда требуется применение норма права по аналогии;

·     оставлен без внимания вопрос использования одинаковых терминов в разных смыслах, например, ГК РФ и НК РФ.

Исследование динамики законодательства и судебной практики сектора малого бизнеса, особенностей и условий его становления и функционирования в переходной экономике во взаимосвязи с анализом системы его государственной поддержки представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Учитывая существующие проблемы правового обеспечения экономической безопасности, которые были рассмотрены в данном параграфе необходимо провести существенную доработку нормативно-правовых актов, а также обеспечить максимальную прозрачность контрольно-надзорных органов государственной и муниципальной власти.

 

Список литературы: 
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 21.07.2014 г.) [Текст]: Российская газета, 21.07.2014.
2. О Конституционном суде Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1-ФКЗ (в ред. от 28.12.2016) [Текст]: Российская газета, 28.12.2016. 
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.11.1994 (в ред. от 28.12.2016) [Текст]: Российская газета, 28.12.2016. 
4. Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Petition/Pages/StatisticNew.aspx.