Статья:

Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в деятельности по международной охране авторских прав

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гилка Е.Д., Иванов А.Е. Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в деятельности по международной охране авторских прав // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в деятельности по международной охране авторских прав

Гилка Екатерина Данииловна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Иванов Александр Евгеньевич
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Алькова Марина Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, старший преподаватель, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в области международной защиты авторских прав сложно переоценить. Являясь администратором 8 наиболее важных международных соглашений по авторским и смежным правам, ВОИС выступает как самофинансируемое учреждение системы Организации Объединенных Наций (ООН) и насчитывает 191 государств-членов. Создана организация была в 1967 году, штаб квартира находится в Женеве (Швейцария), в настоящее время также функционируют отделения в Бразилии, Китае, Японии, России и Сингапуре. Официальный сайт (www. wipo.int) предоставляет собой обширный источник справочных материалов по интеллектуальной собственности (ИС), многие из которых представлены, в том числе и на русском языке [4].

Основные задачи, выполняемые ВОИС в области охраны авторских и смежных прав:

- обеспечение политического форума для выработки сбалансированных международных норм ИС в условиях меняющегося мира;

- разработка программ международного сотрудничества, с целью использования всеми странами ИС для экономического, социального и культурного развития;

- предоставление информации в доступной форме для всех заинтересованных лиц, в частности по авторским и смежным правам, а также организация подготовки и удаленного обучения специалистов в области ИС (Академия ВОИС);

- проведение исследований по экономическим показателям творческих отраслей (например, по оценке доходов от авторских прав), публикация отчетов и статистических данных в открытом доступе;

- развитие инфраструктуры авторских прав, включая поддержку организаций коллективного управления (в том числе разработка специализированного программного обеспечения для коллективного управления авторскими и смежными правами WIPOCOS) и национальных ведомств по авторскому праву;

- управление деятельностью Консорциума доступных книг «АВС» – инициативы ВОИС по расширению мирового фонда книг в доступных форматах, например, аудиокниг и книг, напечатанных шрифтом Брайля и крупным шрифтом, с целью обеспечить доступ к знаниям людям с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями.

Для того, чтобы исполнить упомянутые задачи в структуре ВОИС учрежден сектор авторского права и творческих областей, в состав которого входят отделы авторско-правовой инфраструктуры, авторского права и развития авторского права.

Безусловно, стоит заострить внимание на Постоянном комитете по авторскому праву и смежным правам (ПКАП), созданном в 1998-1999 гг. для решения вопросов материального права и гармонизации норм в области авторского права и смежных прав.

В состав Комитета входят все государства-члены ВОИС и/или Бернского союза и в качестве наблюдателей – некоторые государства-члены ООН, не являющиеся членами ВОИС и/или Бернского союза, в том числе ряд межправительственных и неправительственных организаций.

Постоянный комитет разрабатывает рекомендации для изучения Генеральной Ассамблеей ВОИС или дипломатической конференцией. На данный момент Комитет подвергает обсуждению темы ограничений и исключений из авторских и смежных прав, а также вопросы, связанные с вещательными организациями. На заседании комитета в ноябре 2017 года представители Российской Федерации в свою очередь внесли инициативу по внесению прав режиссеров-постановщиков театральных произведений в список охраняемых Бернской конвенцией. Следующая (36-я) сессия Комитета состоялась 28 мая – 1 июня 2018 года в Женеве и на ней делегация Российской Федерации отметила необходимость поддержки новых прогрессивных методов в авторском праве. Крайняя сессия проходила с 26 ноября по 30 ноября 2018 г. (Женева, Швейцария).

В след за этим в хронологическом порядке расположены международные соглашения в сфере охраны авторских и смежных прав, администрированием которых занимается ВОИС:

1) Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года определяет самые главные международные стандарты в области защиты прав авторов. По состоянию на декабрь 2018 года членами этой конвенции являются 176 стран, включая Российскую Федерацию (РФ), Соединенные Штаты Америки (США) и Китай. Право свободного присоединения к Конвенции есть у всех государств. В силу особого значения данного соглашения предлагаем рассмотреть его основные положения.

Конвенция базируется на трех основополагающих принципах: «национального режима», «автоматической» охраны и «независимости» охраны. Вот ее существенные положения:

a) Осуществление охраны должно распространяться на «все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом, и в какой бы форме они ни были выражены» (статья 2(1) Конвенции) [1].

б) В состав прав, которые должны считаться исключительными правами на выдачу разрешений, в связи с допущением определенных оговорок, ограничений или исключений, относятся:

- право на адаптации и аранжировки произведения;

- право на публичное чтение литературных произведений;

- право на публичное исполнение драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений;

- право вещания;

- право на перевод;

- право на воспроизведение произведений любым способом и в любой форме;

- право на передачу для всеобщего сведения исполнений таких произведений;

- право использовать произведение в качестве основы аудиовизуального произведения, а также право на воспроизведение этого аудиовизуального произведения, его распространение, публичное исполнение или ознакомление с ним публики.

В Конвенции также предполагаются «личные неимущественные права», то есть право автора требовать признания его авторства на произведение и возражать против любого извращения, искажения или иного изменения произведения, как и любого иного действия, умаляющего его достоинства, могущих нанести ущерб чести или же репутации автора.

в) Если говорить о продолжительности охраны, то согласно общему правилу, охрана должна предоставляться в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти. Но из данного правила есть некоторые исключения. Для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом, срок охраны истекает по истечении 50 лет с момента, когда произведение стало доступным для публики законным образом. Однако если псевдоним не подвергает сомнению в принадлежности его автору или когда сам автор раскрыл свою личность в течение этого срока, то применяется общее правило. Для аудиовизуальных (кинематографических) произведений срок охраны истекает спустя 50 лет после того, как произведение стало доступным для публики, если же этого не произошло, то после создания произведения. Срок охраны для произведений прикладного искусства и фотографических произведений не может быть менее 25 лет с момента создания произведения.

2) В Римской конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.) определен 20-летний срок охраны их произведений.

3) В 1971 году в Женеве была принята Конвенция об охране интересов изготовителей фонограмм. Представленная Конвенция подразумевает защиту от создания дубликатов фонограмм без согласия их производителя, от ввоза этих дубликатов в случаях, когда изготовка или же импорт исполняются с целью их распространения для всеобщего сведения, а еще от распространения этих дубликатов для всеобщего сведения.

4) Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 г.) фиксирует обязательство всякого из ее участников осуществлять требуемые мероприятия во избежание несанкционированного распространения на собственной либо с собственной территории каждого несущего программы сигнала, передаваемого посредством спутника.

5) Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП), подписанный в 1996 году и вступивший в силу в 2002 году, является заключенным в рамках Бернской конвенции специальным соглашением, закрепляющем в себе охрану произведений и прав авторов в цифровой среде. Кроме прав, признанных Бернской конвенцией, ДАП гарантирует авторам определенные имущественные права. Помимо этого, Договором выделены два объекта, которые охраняются авторским правом: (i) компьютерные программы, независимо от способа или формы их выражения; и (ii) компиляции данных или другой информации («базы данных») [2]. Рассматриваемый договор ВОИС «имеет двойное значение, – отмечает И.А. Близнец, – во-первых, он призван способствовать унификации законодательства во всех присоединяющихся странах, а во-вторых, должен служить фундаментом для дальнейшего нормотворчества на международном уровне» [3, с. 247]

6) Тогда же в 1996 году был заключен и вступил в силу в 2002 году Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ). ДИФ затрагивает права двух групп бенефициаров, преимущественно в цифровой среде: (i) исполнителей (актеров, певцов, музыкантов и т.д.) и (ii) производителей фонограмм (физических или юридических лиц, которые берут на себя инициативу и несут ответственность за звукозапись).

7) 24 июня 2012 г. принят Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям. Данный договор закрепляет для исполнителей четыре вида имущественных прав в отношении их исполнений: (i) право на воспроизведение; (ii) право на распространение; (iii) право на прокат; и (iv) право на доведение до всеобщего сведения. Чтобы Договор вступил в силу необходима его ратификация минимум 30 подписавшими государствами. На сегодняшний день данный процесс еще идет. 

8) 27 июня 2013 года был принят Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или же другими  ограниченными возможностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям.

Договор отмечает несколько имеющих обязательную силу ограничений и исключений в интересах обозначенных лиц и демонстрирует явно выраженный гуманитарный и общественный нюанс. Российская Федерация присоединилась к этому договору 8 февраля 2018 г.

Таким образом, значение деятельности Всемирной организации интеллектуальной собственности в области международного сотрудничества по защите авторских и смежных прав очень велико.

Всем обучающимся, которые интересуются темой правовой охраны творчества авторов, рекомендуется подробно ознакомиться с сайтом www. wipo.org, а также пройти бесплатные ознакомительные дистанционные курсы, представленные в разделе «Академия ВОИС» [4].

 

Список литературы:
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 года // URL: http://www.wipo.int/treaties/ru/ip/berne/ (дата обращения: 09.12.2018). 
2. Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву от 20.12.1996 // URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=295160 (дата обращения: 09.12.2018). 
3. Авторское право и смежные права: учебник / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев; под ред. И.А. Близнеца. – М.: Проспект, 2009. – 275 с. 
4. Академия Всемирной организации интеллектуальной собственности // URL: http://www.wipo.int/academy/ru/ (дата обращения: 09.12.2018).