Статья:

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: CCXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сухарева А.Е. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(228). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(228).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сухарева Алина Евгеньевна
студент, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск

 

В любом государстве, в том числе и Российской Федерации, происходит множество экономических процессов. Они связаны с развитием частного сектора, различных бизнес структур, оказываемых услуги на коммерческой основе. В этом огромную роль играет функционирование управления государственной власти. От того, в какой степени государственная власть имеет право регулировать экономическое развитие, вмешиваться в деятельность предприятий, рынков товаров и услуг зависит благополучие страны.

Долгое время на этапе коммунистического правления на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики отсутствовала частная собственность. Все предприятия принадлежали государству, власти. Так как коммунистическая власть по идеологии считалась народной, то и предприятия по мысли принадлежали народу.

С распадом Союза Советских Социалистических Республик произошел пересмотр взглядов, идеологии. Население задумалось о том, что по-настоящему что-либо может принадлежать народу только в рамках частной собственности. Данным вопросом озадачились и управляющие круги.

В связи с этим, на основе передового опыта и теоретических разработках известных мировых экономистов, была запущена приватизация имущества, которая заключалась в отчуждении от владения со стороны государства в частные руки.

Приватизация в России является историческим шагом, который произошел в первой половине 1990-х годов, сразу после распада Советского Союза, и в результате которого общественное наследие СССР было передано частным лицам. Егора Гайдара и Анатолия Чубайса считают подставными лицами приватизации. Они передали промышленные объекты, фабрики и фабрики частным операторам, и именно в этом контексте явление приватизации получило резко негативное восприятие, поскольку оно привело к экономическому расколу населения страны [3, c. 142].

Процесс приватизации начался в 1990 году с запуска специальной программы, составленной группой экономистов. Ими был подготовлен основной документ, а также около двадцати законопроектов, которые были представлены на утверждение в Верховный Совет, но не были одобрены на более высоком уровне.

С самого начала этот тип общественной территории вызывал больше всего трудностей и споров. До 2002 года Дума блокировала все попытки узаконить приватизацию сельскохозяйственных земель, а продать их можно было только с помощью указов президента.

В 1991 году был подписан Указ, предусматривающий:

– необходимость выбора формы собственности колхозов – колхозов и совхозов – до весны 1992 г.;

– предоставление каждому члену указанных выше колхозов доли в виде имущества и земли.

В результате 12 млн. граждан России стали собственниками более 115 млн га. Постановление 1995-1996 годов позволило определить операции, которые собственники могли осуществлять со своими акциями, будь то аренда, продажа или иные акции [3, c. 142].

Земли садоводства и городничества. Наиболее существенные изменения, связанные с местами отдыха и выращиванием различных сельскохозяйственных культур, произошли в 2001 году. Приватизация этого вида имущества стала возможной благодаря положениям Кодекса, согласно которым гражданин мог выкупить землю, уплатив установленную цену местными властями.

С 2006 года каждый гражданин мог воспользоваться принципом, так называемой, амнистии на второй дом, допускающей передачу в частную собственность территорий, приобретенных до 2001 года, но весной 2018 года он был отменен.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 года №178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [2] не содержит легального определения приватизация земельного участка, указывая лишь на приватизацию государственного и муниципального имущества. Данный Федеральный закон в качестве предмета правового регулирования выделяет приватизацию государственного и муниципального имущества, которое подразумевает, что происходит возмездное отчуждение имущества публичных образований в собственность юридических или физических лиц, то есть данный закон не регулирует вопросы отчуждения земельных участков без находящихся на них строений, зданий и сооружений, следовательно, речь идёт лишь о тех земельных участках, на которых находятся объекты недвижимости, то есть фактически данный закон не распространяет своё действие на приватизацию земельных участков без недвижимого имущества и на приватизацию участков сельскохозяйственного назначения, а в иных нормативно-правовых актов термин приватизация не раскрывается.

Таким образом, предлагается внести поправку в действующее законодательство, предусмотрев закрепление легального определения понятия «приватизация земельных участков гражданами», под который следует подразумевать, что это сделка, предусматривающая безвозмездную передачу в собственность земельных участков, которые ранее были им предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Земельный кодекс РФ [1] подтверждает принцип деления земельного фонда на категории и устанавливает правила использования и оборота для каждой из них, за исключением сельскохозяйственных земель. Фактически он лишь вводит рыночный оборот земель промышленного и жилого назначения. Если это составляет всего 2% земельного фонда страны, то с экономической точки зрения это все же необходимая земля.

Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает следующие принципы регулирования движения земель сельскохозяйственного назначения: соблюдение цели; установка минимального и максимального размера лота; ограничения для иностранцев и лиц без гражданства; преимущественное право покупки субъектами Федерации земли или земельного участка, полученного в результате приватизации колхозов.

Вопреки первоначальной концепции аграрной реформы, подтверждавшейся с годами в правительственном дискурсе, они не укрепляли индивидуальный частный сектор, а скорее создавали правовую основу для возникновения крупного землевладения в России. В 2000-е годы быстро развивался захват земель, иногда практически без компенсации.

В настоящий момент в результате приватизации граждане и юридические лица приобретают в собственность земельные участки, ранее предоставленные им на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненной наследуемой собственности.

Приватизация земли основана на различных правилах, которые применяются в зависимости от того, какой тип земли подлежит приватизации.

Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на них зданий (объектов недвижимости).

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией земельного участка, показал, что основными признаками приватизации являются:

  • имущество, подлежащее приватизации, принадлежит публично-правовым образованиям (Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования);
  • отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
  • отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
  • приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
  • в наличии имеется четко установленная процедура.

 

Список литературы:
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Парламентская газета. – 2001. – № 204-205.
2. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ // Российская газета. – 2002. – № 16.
3. Беликова В.И. Законодательство в сфере приватизации земельных участков // Вестник науки. - 2023. - № 2. - С. 142-150.