К вопросу о принципах уголовно-правового воздействия, определяющие построение и применение системы уголовно-правовых санкций
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
К вопросу о принципах уголовно-правового воздействия, определяющие построение и применение системы уголовно-правовых санкций
В статье рассматриваются требования, предъявляемые к построению уголовно-правовых санкций с позиции их эффективности. Автор на основании анализа предлагает некоторые пути оптимизации построения уголовно-правовых санкций в целях улучшения эффективности уголовного наказания.
Одной из наиболее актуальных в современном российском уголовном праве является проблема нормативного обеспечения эффективной реакции государства на нарушение установленных им норм уголовного закона.
За последние 9 лет регистрируемая преступности в России существенно изменилась: с 3 855 373 преступлений в 2006 году он снизился до 2388476преступлений в 2015 году. В этой связи можно согласиться с мнением отечественных ученых, что преступность приобретает все больше латентные формы, переходя из бытовой в разряд профессиональной и организованной; из случайной в разряд последовательно-криминогенной и ситуативно-криминогенной, представляя повышенную угрозу нашему обществу [1; 3].
Уголовное законодательство не справляется со своими функциями, на что указывают многие отечественные ученые юристы и практики. Такое положение является следствием того, что уголовный закон, с момента его принятия, претерпел многочисленные изменения и дополнения, что в конечном итоге отразился на его системности и качестве в борьбе с преступностью уголовно-правовыми средствами. В конечном итоге, уголовное законодательство перестало отвечать сегодняшним реалиям.
Решение указанной проблемы видится только в одном – в принятии новой редакции Уголовного кодекса РФ, что должно исключить существующие в ней внутренние и внешние противоречия.
За последнее десятилетие на фоне происходящих в стране реформ уголовная политика направлена на гуманизацию наказаний за различные преступления и прежде всего в экономической сфере, одновременно ужесточается наказания за совершение иных преступлений. Сегодня приходится констатировать, что одной из основных направлений реформирования уголовного законодательства стала система наказаний УК РФ [2].
В настоящее время уголовная политика в части дальнейшего совершенствования институт наказания еще четко не обозначения и нет ясной концепции ее реформирования, что, несомненно, в доктрине и практике уголовного права вызывает множество вопросов относительно вектора дальнейшего совершенствования, как в целом системы наказания, так и исполнения наказания в рамках уголовно-исполнительного законодательства. Ставиться вопрос об альтернативных наказанию «мерах уголовно-правового воздействия».
На наш взгляд достаточно точно систему уголовно-правовых мер дает В.К. Дуюнов, представив ее двумя группами мер: «меры уголовно-правового воздействия» и «меры уголовно-правового характера».
При этом, вторая группа мер – система мер некарательных, по его мнению, назначаются не в уголовно-правовых целях, а применяются не за совершение преступления, а в связи с совершением запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния к лицу, его совершившему, в целях обеспечения его безопасности для себя и для общества в целом, его излечения, ресоциализации и т.п. Полагаем, что такая точка зрения имеет право на существование.
Эффективность уголовно-правового воздействия на личность преступника зависит от того насколько в санкциях статей Особенной части УК полно отражаются и представлены виды уголовных наказаний, наряду с иными мерами уголовно-правового воздействия. Кроме того, необходимо поддержать точку зрения о законодательном закреплении мер уголовно-правового воздействия не только в Особенной части, но и в Общей части УК РФ [4].
Законотворческий процесс последних лет является ярким свидетельством того, что сегодня уголовная политика государство не отвечает потребностям общества и не соответствует реалиям времени. Регулярные изменения уголовного закона вносят сумятицу в практику его применения, что негативно отражается как на стратегию развития уголовного законодательства, так и на качество противодействия преступности.
Сегодня определить эффективность системы уголовно-правовых санкций весьма затруднительна, т.к. в уголовном законе отсутствуют нормативно закрепленные критерии такой оценки, и судить об этом приходиться только на основании анализа системы санкций предусмотренные в УК РФ.
Чтобы обеспечивать эффективное уголовно-правовое воздействие на преступника перед законодателем необходимо поставить задачу, определить критерии, которым уголовно-правовые санкции должны соответствовать.
К сожалению, все попытки отечественных ученых криминалистов по данному вопросу ни к чему не привели. Вместе с тем о критериях эффективного построения уголовно-правовых санкций были высказаны различные суждения.
Вместе с тем, при определении системы принципов построения уголовно-правовых санкций надо исходить не только из общих принципов и целей уголовно-правового воздействия, закрепленные в ст. 3–7 УК РФ (законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма), но и из функционального предназначения уголовно-правовых санкций.
Следует отметить, что принципы уголовно-правового воздействия определяются в соответствии с указанными принципами уголовного права, но ни коем образом не сводятся к ним, т.к. содержат требования, конкретизирующие, развивающие, углубляющие смысл и содержание последних.
Построение уголовно-правовых санкций в уголовном законе должны основываться и аккумулировать в себя в качестве такие системообразующие принципы как законность, справедливость, вины, равенства граждан перед законом, гуманизма, неотвратимости уголовно-правового воздействия, целесообразности и обоснованности.
Построение системы уголовно-правовых санкций должна учитывать собственные функции самих санкций, заключающаяся, прежде всего в неотвратимости наказания, как меры реагирования государства на факт совершения виновным преступления и обеспечения справедливости самого наказания в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния. Кроме того, в уголовно-правых санкциях должны найти отражением и цели уголовного наказания, а это восстановление социальной справедливости, исправление преступника, а также общая и специальная превенция.
Доктрина уголовного права выделяет требования в зависимости от содержания и формы построения уголовно-правовых санкций. При этом требование к содержанию уголовно-правовых санкций – это требования к их потенциальным возможностям, их характеру и размеру, к их способности обеспечить оптимальное и наиболее эффективное осуществление целей уголовно-правового воздействия. Указанные требования к построению уголовно-правовых санкций позволяют выстраивать в уголовном законе стройную, внутренне согласованную, научно обоснованную система санкций, что в конечном итоге позволит судебным органам возможность широкого выбора в каждом конкретном случае справедливой и наиболее целесообразной меры уголовно-правового воздействия в отношении виновного.
Таким образом, мы определили главные конструктивные требования, обращенные к содержанию или форме построения уголовно-правовых санкций. Их можно еще назвать принципами обеспечения соответствующего уголовно-правового воздействия, призванными обеспечить оптимальное и наиболее эффективное осуществление целей уголовно-правового воздействия посредством построения оптимальной системы санкций в уголовном законе.
Подводя итог, следует указать, что эффективность уголовного наказания, соответствие его принципам уголовно-правового воздействия во многом определяется содержанием уголовно-правовых санкций содержащиеся в нормах уголовного закона, правильностью их построения с законодательной и технико-юридической позиции.