МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ РАМКИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ В XXI ВЕКЕ
Секция: Юриспруденция
LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ РАМКИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ В XXI ВЕКЕ
Россия и Китай являются крупнейшими державами, богатыми природными ресурсами и обладающие большим потенциалом для развития. При этом страны имеют общую границу протяженностью 4209,3 км. Эти факторы способствовали установлению крепких торгово-экономических связей между странами еще в далеком прошлом. Однако в конце XX века начинается новый виток экономических отношений между Россией и Китаем, который вызван переходом обеих стран к рыночной экономике в результате проведения ряда крупных экономических реформ. В этот же период заключаются международные соглашения, которые являются основой двустороннего экономического сотрудничества на современном этапе.
Одним из таких ключевых и стратегически важных правовых документов является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской народной республики о торгово-экономических отношениях, подписанное в марте 1992 г. Данный документ был направлен на стимулирование и развитие торгово-экономических отношений между двумя странами. Он подразумевал обоюдное предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении таможенных процедур, налогов и прочих сборов; согласование работы между Банком внешней торговли Российской Федерации и Банком Китая; предоставление беспрепятственного транзита товаров на территории стран-партнеров; создание постоянных представительств для поддержки торгово-экономических связей [8].
В дальнейшем правовое регулирование экономического взаимодействия между странами продолжало укрепляться и было отражено в ряде международных документов. Среди них можно отметить:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики (апрель, 1996 г.);
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (сентябрь, 1994 г.);
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (декабрь, 1996 г.) [3, с. 16-17].
Уже в XXI веке Россия и Китай продолжают курс на укрепление торгово-экономических отношений. В июне 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. В данном документе две державы подтвердили свои намерения, направленные на дальнейшее развитие двусторонних отношений, а также на укрепление дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между странами во всех областях в перспективе двадцати лет [2]. В июне 2021 г. Россия и Китай продлили действие данного договора [5].
Будучи мостом между Европой и Азией, Россия также является стратегическим партнером для КНР в плане торговли с западными странами. В этой связи международно-правовое сотрудничество развивается в рамках инициативы председателя КПК Си Цзиньпиня «Один пояс, один путь», которая была выдвинута в 2013 г. Концепция нового Шелкового пути, который частично пройдет по территории РФ, направлена на развитие свободной торговли и коммерческой интеграции между странами. Россия выразила поддержку данного проекта в рамках Совместного заявления о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия (июль, 2017 г.) [4].
Особое место в торгово-экономических отношениях между Россией и Китаем занимает энергетическая сфера. РФ заинтересована не только в различных потребительских товарах и производственном оборудовании из Китая, а также рассматривает эту страну как огромный потенциальный рынок сбыта энергоресурсов. И этот интерес взаимен. Для КНР Россия – один из ведущих экспортеров нефти и природного газа.
Правовое закрепление современного энергетического сотрудничества между странами было начато еще в 1996 г. Тогда было подписано Соглашение о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере. А в 2000 г. было принято Соглашение о продолжении сотрудничества в этой отрасли [1, с. 130]. Основываясь на данном международно-правовом базисе, за последние практически тридцать лет были подписаны десятки соглашений, направленные на дальнейшее углубление комплексного сотрудничества в нефтегазовой сфере. Среди наиболее стратегически важных документов стоит отметить Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере природного газа (июнь, 2009 г.) и Рамочное соглашение об основных условиях поставки природного газа из России в Китай (октябрь, 2009 г.). Данные крупномасштабные договоренности относительно объемов, направления и сроков поставки природного газа легли в последующем в основу контракта между Газпромом и КННК на поставку российского трубопроводного газа в Китай через газопровод «Сила Сибири» (май, 2014 г.). Контракт заключен на 30 лет и предполагает поставку 38 млрд куб. м газа в год. 2 декабря 2019 года газопровод «Сила Сибири» был запущен в работу [7]. Также параллельно заключаются сделки в сфере поставки российского сжиженного природного газа в Китайскую Народную Республику.
Таким образом, российско-китайские торгово-экономические отношения имеют долгую историю обоюдовыгодного соседского взаимодействия, которое было закреплено в большом количестве международно-правовых документов. Это способствовало привлечению товаров и инвестиций на территорию России, а также повлияло на развитие ее инфраструктуры. Так, был построен международный автомобильный мост через р. Амур между городами Благовещенск и Хейхэ, запущены контейнерные поезда из Шанхая в Москву и из Чэнду в Калининград. В целом, Россия и Китай нацелены еще увеличить российско-китайскую торговлю товарами и услугами до 200 млрд долларов США к 2024 году [6]. Учитывая введенные санкции против России в 2022 г. и в связи с этим увеличившуюся заинтересованность России в сотрудничестве с азиатскими странами, данная цель кажется вполне осуществимой. Однако увеличенная интенсивность экономических отношений между двумя странами, а также новые реалии и вызовы международных отношений могут привести к изменениям в уже сложившихся правовых рамках между РФ и КНР, наряду с принятием этими странами новых соглашений.